Внутренняя политика царского правительства

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 09:44, реферат

Описание работы

Главная цель внутренней политики царского правительства состояла в том, чтобы усилить Россию как великую державу, по праву занимавшую одно из ведущих мест среди европейских государств. Отождествляя Россию с самодержавием, императоры Александр I (1801-1825) и Николай I (1825-1855) стремились, с одной стороны, укрепить существующую экономическую и социально-политическую систему, а с другой - усовершенствовать ее в соответствии с потребностями времени.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

1.Главная цель внутренней политики царского правительства состояла в том, чтобы усилить Россию как великую державу, по праву занимавшую одно из ведущих мест среди европейских государств. Отождествляя Россию с самодержавием, императоры Александр I (1801-1825) и Николай I (1825-1855) стремились, с одной стороны, укрепить существующую экономическую и социально-политическую систему, а с другой - усовершенствовать ее в соответствии с потребностями времени. Поэтому в методах проведения внутренней политики некоторые нововведения сочетались с мероприятиями, консервировавшими прежнее социально-политическое устройство России. В целом же во внутренней политике первой половины XIX в. доминировала тенденция, направленная на сохранение абсолютизма, привилегированного положения дворянства и крепостного состояния крестьян, поддержку православной церкви, подавление инакомыслия и антиправительственных действий.

    Важным  рубежом во внутренней политике  стал 1825 г., так как восстание декабристов  привело к усилению ее реакционного характера.

     Три  проблемы: структура государственного  управления, взаимоотношения помещиков  и крестьян, система образования  - занимали центральное место  во внутренней политике первой  половины XIX в. Решение первого  вопроса правительство видело  в углублении централизации административного аппарата, в создании кадров образованных, профессионально грамотных чиновников, преданных лично императору и материально зависящих от получаемого жалованья. При решении крестьянского вопроса главное состояло в том, чтобы снять социальную напряженность в деревне, ликвидировать возможность крестьянских выступлений. Для этого необходимо было уничтожить наиболее уродливые проявления крепостничества, тормозившие экономическое развитие страны, вызывавшие протест передовой общественности и позорившие Россию перед Западной Европой. О развитии образования правительство іаботилось лишь постольку, поскольку это могло бы способствовать, во-первых, упрочению самодержавия и привилегированного положения дворянства, а, во-вторых, модернизации экономики, обеспечивающей обороноспособность страны и возможность проведения активной внешней политики.

     Дискуссии  при дворе и в обществе, принятие  отдельных указов и проведение  мероприятий по этим трем направлениям  не изменили в  первой половине XIX в. экономического и социально-политического строя России. Она осталась самодержавно-крепостнической страной, в которой власть опиралась на военно-полицейскую силу и на церковь, призывавшую подданных к беспрекословной покорности. Александр I. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в России совершился последний дворцовый переворот. Заговорщики из высшей петербургской знати убили императора Павла I. На российский престол взошел его старший сын Александр. Молодой император был сложной и проти-

воречивой натурой. Это объяснялось врожденными чертами его характера и теми условиями, в которых он воспитывался. В раннем детстве Екатерина П оторвала цесаревича от семьи отца, лично следила за его образованием и воспитанием. Александру приходилось лавировать между отцом и бабкой, лукавить и скрывать свои истинные чувства. Одни современники отмечали его лицемерие и неискренность. А.С.Пушкин

дал ему весьма образную характеристику: "Властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой..." Другие отмечали приветливость, умение очаровывать, притягивать к себе людей. Александр получил блестящее для того времени образование.

     Его учителями были выдающиеся писатели и ученые России. Наставником будущего императора был швейцарский политический деятель Ф. Лагарп, республиканец, противник рабства, приверженец идей французского просветительства, которые он пытался привить своему ученику. Несомненно, что в первые годы своего правления Александр хорошо видел политическое и экономическое отставание России от передо-

вых европейских  государств, думал о возможности  и необходимости некоторой модернизации страны. Однако его политическое сознание с возрастом значительно изменилось. Либерал в первые годы царствования, он постепенно превращался в консервативного и даже в последние годы жизни реакционного политика. Его глубокая религиозность, доходившая до мистицизма, отразилась в конкретных внутри- и внешнепо- 

литических действиях  в 1815-1825 гг. Эра либерализма. Вступив на престол, Александр не рискнул прямолинейно проводить политику абсолютизма. Первые его внутриполитические мероприятия были связаны с исправлением наиболее одиозных

распоряжений  Павла I, вызывавших возмущение не только петербургской аристократии, но и  широкой русской общественности. Он выступил против деспотизма и самодурства отца, обещал проводить политику"по законам и сердцу" своей бабки Екатерины П. В этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе. Александр восстановил отмененные Павлом "Жалованные грамоты" дворянству и городам, объявил широкую амнистию людям, которые подверглись преследованиям при Павле. Был вновь разрешен свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентации в быту, одежде, общественном поведении и т.д. Эти меры создали Александру славу либерала. Вступив на престол, Александр дал понять, что намерен провести реформы по самым насущным общественно-политическим проблемам.В 1801 г. был образован Непременный совет - совещательный орган при императоре. Однако основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет. В него вошли молодые друзья царя - граф П.А. Строганов, польский князь А. Чарторыйский, граф В.П. Кочубей и граф Н.Н. Новосильцев. Проекты, которые они разрабатывали, не привели к коренным реформам. Дело ограничилось некоторыми частными преобразованиями, которые лишь слегка подновили фасад Российской империи. Реформы государственного управления. В 1802 г. устаревшие коллегии, которые еще с петровских времен являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сип, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции были еще более четко разграничены. Для совместного обсуждения ми-

нистрами некоторых  вопросов был учрежден Комитет министров (в 1857 г. он был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917 г.).

    В 1802 г. бью реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законотворческой деятельности выразилось в том, что он получил право делать "представления" императору по поводу устаревших законов.

     Введение принципа единоначалия затронуло и управление православной церковью, которая по-прежнему была подчинена государству. Духовными делами ведал Святейший Синод, члены которого назначались императором. Во главе Синода стоял обер-прокурор, человек, как правило, очень близкий к царю из военных или гражданских чиновников. Его роль и полномочия все больше усиливались. При Александре I должность обер-прокурора исполнял в 1803-1824 гг. князь А.Н. Голи-

цын, бывший с 1816 г. также и министром народного просвещения. Наиболее активным сторонником идеи реформы системы государственного управления был статс-секретарь Непременного совета М.М. Сперанский. Однако он очень недолгое время пользовался расположением императора. Осуществление проекта М.М. Сперанского могло бы способствовать началу конституционного процесса в России. В его проекте - "Введение к уложению государственных законов" - намечался

принцип разделения законодательной, исполнительной и  судебной ветвей власти путем созыва представительной Государственной думы и введения выборных судебных инстанций. Одновременно он считал необходимым создать Государственный совет, который стал бы связую-

щим звеном между  императором и органами центрального и местного управления. Все вновь предложенные органы осторожный М.М. Сперанский наделял лишь совещательными правами и отнюдь не покушался на полноту самодержавной власти. Против либерального проекта М.М. Сперанского выступила консервативно настроенная часть дворян, которая увидела в нем опасность для самодержавно-крепостнической системы и для своего привилегированного положения. Идеологом консерваторов стал известный писатель и историк Н-М.Карамзин. В записке "О древней и новой России", адресованной царю, он настаивал на сохранении старых порядков, незыблемо- 

сти самодержавия и крепостничества. В практическом плане реакционную политику проводил близкий к Александру граф А.А. Аракчеев, который, в отличие от М.М. Сперанского, стремился к укреплению личной власти императора путем дальнейшего развития бюрократической системы. Борьба между либералами и консерваторами закончилась победой последних. М.М.Сперанский

был отстранен  от дел и отправлен в ссылку. Единственным результатом было учреждение Государственного совета в 1810 г., который состоял из министров и других высших сановников, назначаемых императором. Ему были приданы совещательные функции при разработке важнейших законов (в таком виде Государственный совет просуществовал до 1906 г.). Реформы 1802-1811 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они лишь усилили централизацию в бюрократизацию государственного аппарата. Как и прежде, император обладал верховной законодательной и исполнительной властью. 

2. В 1825 году "Россия впервые видела революционное движение против царизма.14 декабря в Петербурге революционно настроенные офицеры вывели на площадь к сенату гвардейские полки, чтобы добиться свержения самодержавие и ликвидации крепостничества. Но на стороне царя были пушки, и он воспользовался ими, кровью восставших окрасив начало царствования. Обреченная историей старая Россия стреляла картечью в молодую поднимающуюся силу. Восстание длилось всего несколько часов. Оно началось около одиннадцати часов утра и было разгромлено в пятом часу вечера. Потерпело поражение и восстание Черниговского полка на юге. Декабристы не смогли добиться победы. Декабристы составляют целую эпоху в русском революционном движении,в истории общественной мысли и русской культуры. На примере декабристов воспиталось целое поколение русских революционеров. Участники студенческих кружков Московского университета конца 20-х-начала 30-х годов,A.И.Герцен и Н.П.Огарев,

петрашевцы видели себя наследниками и продолжателями дела  декабристов.Декабристы,несмотря на свое поражение 14 декабря 1825 года,не изменили своим благородным идеалам. Об этом свидетельствует попытка И.И. Сухинова поднять в 1828 году восстание ссыльнокаторжных в Нерчинских рудниках, составление и

распространение в конце 30-х годов М.С.Луниным  политических писем и серии публицистических статей, направленных против царизма.

Восстание на Сенатской площади.

  19 ноября 1825 года в Таганроге умер Александр  I.Известие о кончине императора  пришло во время торжественного  молебствия оего здравие.В тот  же день,27 ноября,в Петербурге присягнули великому князю Константину,который был наместником в Польше. Однако ходили упорные слухи о его отречение от престола.Обстановка междуцарствия казалась членам Северного общества благоприятной. Они решились на вооруженное восстание,хотя тщательная его подготовка

сорвалась.Начались каждодневные совещания в квартире Рылеева на Мойке. Военное востание требовало военного руководителя-диктатора,облеченного  неограниченной властью.Им избрали  полковника С.П.Трубецкого,героя Отечественной  войны. Основную организационную работу взяли на себя Рылеев и Оболенский,назначенный начальником штаба восстания. Решившись выступить,декабристы разрабатывают план восстания. Диктатор Трубецкой должен был объединить под своим командованием всю собранную на Сенатской площади "военную силу" и установить ее в боевом порядке. Под надежной защитой войск входили в сенат Рылеев и Пущин и представляли

ему манифест,объявлявшийнизложение  самодержавного правительства,уничтожение  крепостного права,созыв Учредительного собрания и назначение временного правительства. Главные звенья плана,необходимые для победы-захват Петропавловской крепости,Арсенала,Зимнего дворца,арест царской семьи и "истребление" императора. В случае неудачи в Петербурге предполагали "ретироваться на Пулкову гору",взбунтовать новгородские военные поселения,сделав их точкой опоры для продолжения восстания. Надо было добиться,чтобы войска не присягнули новому императору.Боевая группа восстания-Рылеев,Оболенский,братья Бестужевы,Пущин,Каховский,Одоевский-до самого последнего часа занимались агитацией в войсках. Вечером 12 декабря Николай I получил письмо.В нем было написано:"В народе и

войске  распространяется слух,что Константин Павлович отказывается от престола...Для  вашей собственной славы погодите царствовать-противу Вас

3. В начале 30-х гг. XIX в. появилось на свет идеологическое обоснование реакционной политики самодержавия -- теория "официальной народности". Автором этой теории был министр народного просвещения граф С.А. Уваров. В 1832 г. в докладе царю он выдвинул формулу основ русской жиз-ни: "Самодержавие, православие, народность". В основе ее точка зрения, что самодержавие -- исторически сложившийся устой русской жизни; православие -- нравственная основа жизни русского народа; народность -- единение русского царя и народа, ограждающее Россию от социальных катаклизмов. Русский народ существует как единое целое лишь постольку, поскольку сохраняет верность самодержавию и подчиняется отеческому попечению православной церкви. Любое выступление против самодержавия, любая критика церкви трактовались Уваровым как действия, направленные против коренных народных интересов.

Информация о работе Внутренняя политика царского правительства