Внешняя политика СССР в середине 50-х начале 60-х годов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 13:55, доклад

Описание работы

Учитывая изменение международной обстановки после второй мировой войны и реальную угрозу ядерного оружия, Председатель Совета Министров Г.М. Маленков (а позже Н.С. Хрущев) считал, что в ядерный век мирное сосуществование государств является единственно возможной основой межгосударственных отношений. Это определило направленность внешней политики СССР в постсталинский период. ХХ съезд КПСС обосновал и закрепил тезисы о мирном сосуществовании и соревновании двух систем, о возможности предотвращения войны в современную эпоху, о многообразии форм перехода различных стран к социализму. В качестве трех главных направлений обеспечения мира Хрущев назвал тогда создание системы коллективной безопасности в Европе, а затем в Азии, а также достижение разоружения. Несмотря на сохранявшуюся обстановку холодной войны, происходят изменения в международных отношениях.

Работа содержит 1 файл

Внеш.полтика.docx

— 20.50 Кб (Скачать)

Внешняя политика СССР в середине 50-х  начале 60-х годов

1. Либерализация и  противоречия внешнеполитического  курса

1.1. Изменение приоритетов  во внешней политике. Учитывая изменение международной обстановки после второй мировой войны и реальную угрозу ядерного оружия, Председатель Совета Министров Г.М. Маленков (а позже Н.С. Хрущев) считал, что в ядерный век мирное сосуществование государств является единственно возможной основой межгосударственных отношений. Это определило направленность внешней политики СССР в постсталинский период. ХХ съезд КПСС обосновал и закрепил тезисы о мирном сосуществовании и соревновании двух систем, о возможности предотвращения войны в современную эпоху, о многообразии форм перехода различных стран к социализму. В качестве трех главных направлений обеспечения мира Хрущев назвал тогда создание системы коллективной безопасности в Европе, а затем в Азии, а также достижение разоружения. Несмотря на сохранявшуюся обстановку холодной войны, происходят изменения в международных отношениях.

1.2. Борьба за разоружение. Проблема борьбы за мир и ослабление международной напряженности становится одной из центральных во внешнеполитической концепции Советского государства после смерти Сталина. Н.С. Хрущев внес целый ряд масштабных миролюбивых инициатив. В 1955 г. на совещании глав правительств СССР, США, Англии и Франции советская делегация внесла проект договора о коллективной безопасности в Европе. В августе 1955 г. СССР объявил об одностороннем сокращении своих вооруженных сил на 640 тыс. человек, а в мае 1956 г. - еще на 1,2 млн. Советский Союз ликвидировал свои военные базы на территории Финляндии и Китая. В 1957 г. он внес предложение в ООН о приостановке ядерных испытаний, взаимных обязательствах об отказе применения атомного оружия, о скоординированном сокращении вооруженных сил ведущих держав. В 1958 г. в СССР был объявлен односторонний мораторий на ядерные испытания. В 1959 г. во время визита советской правительственной делегации в США Н.С. Хрущев выступил на сессии Генеральной Ассамблеи ООН с речью по проблемам разоружения. В августе 1963 г. в Москве между СССР, США и Англией был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах: в атмосфере, космосе и под водой (к которому присоединились около 100 государств).

1.3. Принцип мирного  сосуществования  во внешней политике  Н.С. Хрущева. Наметился процесс улучшения отношений между Востоком и Западом. В 1953 г. был достигнут компромисс с США, результатом которого стало подписание перемирия в Корее. Были выдвинуты инициативы по нормализации отношений с Турцией и Югославией. В 1954 г. было достигнуто важное соглашение о прекращении войны в Индокитае. В 1955 г. страны-победительницы во второй мировой войне подписали Государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел с ее территории свои войска. В том же году были установлены дипломатические отношения с ФРГ. В 1956 г. была подписана декларация с Японией (которая однако не была реализована), в которой объявлялось о прекращении состояния войны между двумя странами и восстановлении дипломатических отношений в обмен на передачу Японии двух южнокурильских островов.

1.4. Ракетно-ядерное  противостояние ведущих  держав мира. Отношения между ведущими странами мира характеризовалось взаимным недоверием, осложнялось отсутствием национальных средств контроля за ядерным оружием. Кроме того, некоторые советские инициативы были рассчитаны на пропагандистский эффект. Уже в 1956 г. советской стороной было заявлено о переходе от массового применения войск к ракетно-ядерному противостоянию. В этой сфере к началу 60-х годов СССР сумел добиться временного приоритета над США. В 1957 г. СССР провел успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты (в результате впервые территория США оказалась уязвима для возможного противника). Началось оснащение ракетным вооружением сухопутных сил, ПВО, ВВС, создание ракетно-ядерного подводного флота. В 1961 г. СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел серию ядерных испытаний.

1.5. Карибский кризис или, как его еще называют "ракетный кризис", 1962 г. поставил мир на грань термоядерной войны. В 1959 г. по решению советского руководства, в целях обезопасить Кубу и изменить в свою пользу военно-политический баланс, тайно на острове были размещены ядерные ракеты средней дальности. Обнаружив их, США объявили морскую и воздушную блокаду Кубе и привели в полную готовность свои войска. Аналогичные меры принял и СССР. Через несколько суток ожидания Д. Кеннеди и Н.С. Хрущеву удалось прийти к заключению временного компромисса: СССР согласился демонтировать и вывезти с Кубы все ракеты, США гарантировали безопасность Кубы, а также согласились вывезти ракеты с военных баз в Турции. После Карибского кризиса наметилась некоторая полоса разрядки в отношениях Восток-Запад.

Кризис  начался 14 октября 1962 года, когда самолёт-разведчик U-2 ВВС США в ходе одного из регулярных облётов Кубы обнаружил  в окрестностях деревни  Сан-Кристобаль советские ракеты средней дальности Р-12. По решению президента США Джона Кеннеди был создан специальный Исполнительный комитет, в котором обсуждались возможные пути решения проблемы. Некоторое время заседания исполкома носили секретный характер, однако 22 октября Кеннеди выступил с обращением к народу, объявив о наличии на Кубе советского «наступательного оружия», из-за чего в США немедленно началась паника. Был введён «карантин» (блокада) Кубы.

Вначале советская сторона  отрицала наличие  на острове советского ядерного оружия, затем  — уверяла американцев  в сдерживающем характере  размещения ракет  на Кубе. 25 октября  фотографии ракет  были продемонстрированы на заседании Совета Безопасности ООН. В  исполкоме всерьёз  обсуждался силовой  вариант решения  проблемы и его сторонники убедили Кеннеди как можно скорее начать массированную бомбардировку Кубы. Однако очередной облёт U-2 показал, что несколько ракет уже установлены и готовы к пуску, и что подобные действия неминуемо привели бы к войне.

Президент США Джон Кеннеди  предложил Советскому Союзу демонтировать  установленные ракеты и развернуть всё  ещё направлявшиеся к Кубе корабли  в обмен на гарантии США не нападать на Кубу и не свергать режим Фиделя Кастро (иногда указывается, что Кеннеди также предложил вывести американские ракеты из Турции, но данное требование исходило от советского руководства). Председатель Совета Министров СССР и первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв согласился, и 28 октября начался демонтаж ракет. Последняя советская ракета покинула Кубу через несколько недель, и 20 ноября блокада Кубы была снята.

Карибский кризис продолжался 13 дней[1]. Он имел чрезвычайно важное психологическое и историческое значение. Человечество впервые в своей истории оказалось на грани самоуничтожения. Разрешение кризиса стало переломным моментом в Холодной войне и началом разрядки международной напряжённости.

2. СССР и страны  социалистического  лагеря

2.1. Курс на укрепление  социалистического  содружества. Отказавшись от курса на мировую революцию, СССР продолжал занимать руководящие позиции в лагере социалистических стран. В отношениях с ними была признана многовариантность путей построения социализма с одновременным подтверждением принципа пролетарского интернационализма (т.е. помощи, часто безвозмездной, социалистическим странам, а также международному коммунистическому и национально - освободительному движению). В 1955 г. по инициативе советского руководства были нормализованы отношения КПСС с Югославией. В 1955 г. экономическое сотрудничество социалистических стран в рамках СЭВ было дополнено военно-политическим. В мае этого года СССР, ГДР, ПНР, ВНР, РНР, НРБ и НРА заключили в Варшаве Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, предусматривавший создание объединенных вооруженных сил и выработку единой оборонной доктрины. После образования Организации Варшавского Договора (ОВД) надолго было легализовано присутствие советских войск в Восточной Европе. Данное обстоятельство использовалось советской стороной для вмешательства во внутренние дела стран-участниц.

2.2. Политический кризис  в странах Восточной  Европы и реакция  СССР. Процесс десталинизации в СССР получил широкий отклик в ряде социалистических стран (Польше, Венгрии, Германии), которым в свое время была навязана советская модель. Здесь возник серьезный политический кризис. В октябре 1956 г. в Венгрии вспыхнуло восстание, которое было подавлено совместными действиями венгерских коммунистов и частей советской армии (в ходе столкновений погибло 20 тыс. венгров). Ранее руководство СССР было готово применить вооруженную силу и в Польше, но там удалось добиться стабилизации мирными средствами. В серьезный кризис вылились события 1961 г. в ГДР, где значительная часть населения выступала за изменение политического строя страны. В августе 1961 г., в ответ на массовое бегство восточных немцев в Западный Берлин, была воздвигнута берлинская стена, ставшая символом противостояния Восток-Запад.

2.3. Меры по укреплению международного коммунистического движения. Создание берлинской стены, как и события в Венгрии, отрицательно сказались на развитии международных отношений в Европе, привели к падению авторитета СССР на международной арене и популярности коммунистических идей в мире. В 1957 г. и 1960 г. в Москве были проведены совещания представителей коммунистических и рабочих партий, на которых резко отрицательно оценивались события в Польше и Венгрии. В документах совещаний вновь подчеркивалась особая роль СССР и его опыта социалистического строительства.

2.4. Взаимоотношения  СССР с Китаем  и Албанией. Во взаимоотношениях с этими странами возникли сложные проблемы. Руководители двух стран обвинили советское руководство в отходе от принципов марксизма, резко выступили против осуждения культа личности в Советском Союзе. Критика сталинизма не получила одобрения также в КНДР, отчасти в Румынии. Реальное обострение отношений между СССР и Албанией началось в 1960 г., а уже в 1961 г. они были практически прерваны. Албания отказалась предоставить СССР военно-морские базы и арестовала советские подводные лодки, находившиеся в ее портах. В своей политике албанское правительство опиралось на помощь и поддержку китайского руководства. Обострение советско-китайских отношений вело к фактическому развалу единой социалистической системы, созданной Сталиным после второй мировой войны. Китай претендовал на роль второго центра в социалистическом содружестве и мировом коммунистическом движении, с чем не могло согласиться советское руководство во главе с Н.С. Хрущевым. Кроме того, в китайских кругах высказывались претензии на некоторые советские территории. Обозначилось открытое противостояние в рамках двух центров - КПК и КПСС.

3. Взаимоотношения  с развивающимися  странами

3.1. Распад колониальной  системы и образование независимых государств заставили советское руководство обратить внимание на страны "третьего мира". На ХХ съезде КПСС национально-освободительное движение было названо одной из трех ведущих сил мирового революционного процесса, наряду с мировой системой социализма и международным коммунистическим движением. В 1957 г. в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Впервые глава Советского государства Н.С. Хрущев нанес визиты в эти страны (Индию, Бирму, Индонезию, Афганистан, Египет). Всего за 1957-1964 гг. Москва обменялась визитами более чем с 20 развивающимися странами. Было подписано 20 различных соглашений о сотрудничестве.

3.2. Военно-политическая  и экономическая  помощь. СССР, заботясь об укреплении своих позиций в освободившихся странах, оказывал им активную материальную и военную помощь. При этом особой поддержкой пользовались страны, избравшие путь социалистической ориентации. За счет советской помощи до 50% ассигнований на экономическое развитие покрывала ОАР (Египет) и до 15% - Индия. В целях оказания помощи развивающимся странам Азии, Африки, Латинской Америки в Москве 5 февраля 1960 г. открылся Университет дружбы народов (с 1961 г. имени Патриса Лумумбы).

Вывод: В целом в середине 50-х - первой половине 60-х годов международная обстановка характеризовалась определенной стабилизацией и снижением международной напряженности. В этот период предпринимались попытки ограничения вооруженных сил, устанавливались контакты между лидерами ведущих держав мира. Советская внешняя политика претерпела изменения в сторону либерализации курса. Был подтвержден принцип мирного сосуществования государств с различным политическим строем как основа внешнеполитической концепция СССР; признавалось разнообразие путей перехода к социализму. При этом неизменным оставался курс на непримиримое противоборство с мировым капитализмом, сохранялся примат идеологии над политикой, что приводило к острейшим политическим кризисам. В связи с окончательным оформлением двублокового противостояния усилилась борьба между СССР и западными странами за влияние в "третьем мире". Одновременно наметилась тесная координация действий западных держав в борьбе против "советской экспансии" в освободившихся странах.

Информация о работе Внешняя политика СССР в середине 50-х начале 60-х годов