Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 13:07, реферат
Окончание первой мировой войны (подписание Версальского мирного договора в 1919 г.), гражданской войны и иностранной интервенции на территории России создали новые условия в международных отношениях. Важным фактором стало существование Советского государства как принципиально новой общественно-политической системы. Сложилось противостояние между Советским государством и ведущими странами капиталистического мира. Именно эта линия преобладала в международных отношениях 20—30-х годов XX в.
1. Введение.
2. Внешняя политика Российского государства в 20-е годы.
Внешнеполитическая обстановка в начале 20-годов.
Решение двух главных внешнеполитических задач:
- признание советской власти со стороны основных мировых держав;
- курс на мировую революцию.
Расширение сферы влияния на Востоке и налаживание отношений со странами Западной Европы.
Генуэзская конференция.
Временные осложнения отношений с Англией и Францией.
Внешнеполитический курс во второй половине 20-х гг.
Внешнеполитические отношения с Китаем.
3. Внешняя политика Российского государства в 30-е годы.
Мировой экономический кризис – зачинщик новых военных конфликтов.
Основные направления советской внешней политики конца 20-х – начала 30-х гг. Новые задачи внешней политики.
Отношения с Германией.
Новая внешнеполитическая доктрина.
Политика «умиротворения».
Отношения на Дальнем Востоке.
Советско-германские договоренности.
События в Испании.
Начало Второй мировой войны.
4. Заключение: итоги внешнеполитической деятельности Советского
Союза в 20-30-е годы ХХ века.
5. Список литературы.
-экономическими
интересами капиталистических
Внешнеполитический
курс во второй половине 20-х
гг.
Во второй половине 20-х годов официальный внешнеполитический курс Советского правительства был направлен на укрепление своего международного престижа, развитие экономического сотрудничества с капиталистическими странами, решение проблем разоружения и международной безопасности. В 1926 г. был подписан договор о ненападении и нейтралитете с Германией.
Для укрепления безопасности своих южных границ СССР расширял свое влияние в Иране, Афганистане и Турции. В середине 20-х годов с ними были заключены новые соглашения политического и экономического характера.
На Среднем Востоке весной 1929 г. СССР предпринял военную интервенцию в Афганистан, чтобы поддержать дружественное правительство короля Амануллы-хана, против которого поднялось народное восстание. За время похода на север страны было убито и ранено до 120 красноармейцев и около 8 тыс. афганцев. Однако к тому времени король уже оставил Кабул и эмигрировал в Индию. Советский корпус вынужден был вернуться. Вскоре в Афганистане установился британское влияние.
Проведение официальной
внешнеполитической линии Советского
правительства осложнялось его вмешательством
(через Коминтерн) во внутренние дела других
государств. В частности, в 1926 г. была оказана
материальная помощь бастующим английским
рабочим, что болезненно восприняли британские
власти. Великобритания в 1927 г. временно
разорвала дипломатические и торговые
отношения с Советским Союзом. Правительства
США, Франции, Бельгии и Канады ввели эмбарго
на поставку советских товаров в свои
страны.
Внешнеполитические
отношения с Китаем.
Дипломатические отношения с Китаем были установлены в 1924 г. Центрального правительства в то время в Китае фактически не было, там шла гражданская война. Москва поддерживала Гоминьдан (политическая партия Китая, игравшая с 1912 г. прогрессивную роль, а после 1927 г. превратившаяся в правящую партию буржуазно-помещичьей реакции, власть которой была свергнута китайским народом в 1949), возглавляемый Сунь Ятсеном и выступавший в союзе с китайской компартией. Войска гоминьдана вели борьбу на севере страны с армиями китайского генерала Чжан Цзолина, которого поддерживала Япония, и генерала У. Пейфу, которому помогали Англия и США.
Под лозунгом пролетарского интернационализма СССР вмешался во внутренние дела Китая. Правительству Сунь Ятсена направлялась советская помощь. В город Кантон прибыла группа военных советников во главе с командармом Василием Блюхером. Их опыт помог реорганизовать Национальную армию, одержавшую ряд побед в 1926-1927 г. После этого главнокомандующий армией Гоминьдана маршал Чан Кайши, который сменил умершего Сунь Ятсена, фактически разорвал союз с коммунистами.
В июле 1929 г. войска Чжан Цзолина захватили Китайско-Восточную железную дорогу, но в ноябре их разбили части Особой Дальневосточной армии. В связи с этим были разорваны дипломатические отношения с центральным китайским правительством в Нанкине, возглавляемым Чан Кайши. Восстановить их удалось только в 1932 г., после того как в 1931 г. Япония оккупировала Манчжурию. Япония представляла опасность как для Советского Союза, так и для Китая.
В 1928
г. состоялся VI конгресс Коминтерна. Он
констатировал усиление напряженности
в международных отношениях, опасность
возникновения новой мировой войны и возможность
нападения на СССР. В этой сложной международной
обстановке Коминтерн допустил ошибку
и отторгнул потенциальных союзников
— социал-демократов, объявив их своим
главным политическим противником. В связи
с этим была провозглашена линия на отказ
от всякого сотрудничества и борьбу с
ними. Фактически эти решения привели
к самоизоляции международного коммунистического
движения,нарушению принципа пролетарского
интернационализма и способствовали приходу
в ряде стран правоэкстремистских (фашистских)
сил.
В 1920—1929 гг. Советский Союз установил дипломатические отношения с государствами разных континентов, заключил ряд торговых соглашений. Из ведущих капиталистических держав только США оставались на позиции политического непризнания СССР. Выход из международной изоляции явился главным итогом внешней политики Советского Союза в первой половине 20-х годов.
Внешняя политика Российского государства в 30-е годы XX века.
Мировой
экономический кризис
– зачинщик новых
военных конфликтов.
В конце 20-х — начале 30-х годов международная обстановка существенно изменилась. Глубокий мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г., вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических странах. В одних (Англия, Франция и др.) он привел к власти силы, стремившиеся провести широкие внутренние преобразования демократического характера. В других (Германия, Италия) кризис способствовал формированию антидемократических (фашистских) режимов, использовавших во внутренней политике социальную демагогию одновременно с развязыванием политического террора, нагнетанием шовинизма и милитаризма. Именно эти режимы стали зачинщиками новых военных конфликтов (особенно после прихода А. Гитлера к власти в Германии в 1933 г.).
Быстрыми темпами начали формироваться очаги международной напряженности. Один сложился в Европе из-за агрессивности фашистских Германии и Италии. Второй — на Дальнем Востоке из-за гегемонистских притязаний японских милитаристов.
Основные направления советской внешней политики конца 20-х – начала 30-х гг
Разрабатывались под непосредственным руководством Сталина и были одобрены VI конгрессом Коминтерна в 1928 году. На этом конгрессе проявились противоречия в области международных отношений между Сталиным и Бухариным, который в то время был одним из руководителей ИККИ (Исполкома Коминтерна). Если Бухарин предлагал сосредоточить внимание коммунистов на обеспечении единства рабочего движения, то сталинская точка зрения сводилась к тому, что в связи с угрозой глобального
экономического
кризиса международная
- отказаться
от любого сотрудничества с
социал-демократами, которые
- бороться
против реформистских влияний
в среде рабочего класса и
создавать новые профсоюзы,
- очищать
коммунистические партии от
В практике деятельности Коминтерна после VI конгресса утвердился термин "социал-фашизм", который отражал концепцию Сталина о сближении в перспективе социал-демократии и фашизма. В своём выступлении на XVI съезде ВКП(б) в 1930 г. он заявил, что мировой экономический кризис перерастает в кризис политический, который влечёт за собой нарастание угрозы новой войны и подъём революционного движения. Степень революционности любой коммунистической партии оценивалась теперь в зависимости от того, насколько безоговорочно она готова была защищать Советский Союз как первое в мире государство рабочих и крестьян, а не в соответствии с принципом международной солидарности трудящихся.
С учетом этих факторов в 1933 г. Советское правительство определило новые задачи своей внешней политики:
-отказ от
участия в международных
-признание
возможности сотрудничества с
демократическими западными
-борьба
за создание системы
Тезисы о нарастании
противоречий в капиталистическом мире
и о постоянной внешней угрозе для СССР
играли важную роль в развитии внутриполитической
ситуации. При этом в начале 30-х гг. советское
руководство стремилось избегать конфликтов
и провокаций, поскольку страна находилась
в процессе глубочайших преобразований.
В связи с этим усилия советской дипломатии
были направлены на расширение и урегулирование
отношений с другими государствами. В
свою очередь, крупнейшие капиталистические
страны были заинтересованы в сотрудничестве
с СССР, который рассматривался как огромный
потенциальный рынок. А рост экстремизма
националистического толка в Германии,
целью которого был отказ от условий Версальского
договора, создавал базу для сотрудничества
между всеми европейскими державами, стремившимися
сохранить послевоенный status quo. В 1932 г.
Советский Союз заключил пакты о ненападении
с Финляндией, Латвией, Эстонией, Польшей,
Францией.
Отношения
с Германией.
Однако в середине 30-х годов во внешнеполитической деятельности советского руководства наметился отход от принципа невмешательства в международные конфликты. После назначения канцлером Германии А. Гитлера в январе 1933 г. советско-германские отношения, развивавшиеся в 20-е гг., стали стремительно ухудшаться. В июне 1933 г. СССР заявил о прекращении военного сотрудничества с Германией. В октябре того же года Германия отозвала своих представителей с Женевской конференции по разоружению, а затем вышла из Лиги наций. К концу 1933 г. национал-социалистический режим в Германии приобрёл уже законченный вид, но лишь в 1935 году на VII конгрессе Коминтерна фашизм был официально признан в качестве врага №1.
В 1936
г. СССР оказал помощь правительству Народного
фронта Испании оружием и военными специалистами
для борьбы с генералом Ф. Франко. Ему,
в свою очередь, оказывали широкую политическую
и военную поддержку Германия и Италия.
Франция и Англия придерживались нейтралитета.
Ту же позицию разделяли и США, запретив
испанскому правительству закупать американское
оружие. Гражданская война в Испании закончилась
в 1939 г. победой франкистов.
Новая
внешнеполитическая
доктрина.
В этих
условиях Советский Союз формирует новую
внешнеполитическую доктрину. Суть её
заключалась в соблюдении нейтралитета
в любом конфликте и в участии в создании
системы коллективной безопасности, которое
было невозможно без расширения сотрудничества
с западными демократиями. Показательно
то, что к середине 30-х гг. в большинстве
европейских стран сложились тоталитарные
или авторитарные режимы. Немаловажную
роль в реализации новой внешнеполитической
программы сыграл М.М. Литвинов, в 1930 г.
занявший пост наркома иностранных дел.
В конце
1933 г. состоялся визит Литвинова в Вашингтон,
где в результате переговоров с новым
президентом США Ф.Д. Рузвельтом были установлены
дипломатические отношения между СССР
и США. В сентябре 1934 г. Советский Союз
был принят в Лигу наций и сразу же стал
постоянным членом её Совета, что означало
его возвращение в международное сообщество
в качестве великой державы. В 1935 г. был
подписан договор с Францией о взаимопомощи
в случае агрессии третьей страны, но он
не был подкреплён военной конвенцией
(как в 1891-1893 г.). Ратифицирован этот договор
был только через девять месяцев после
его подписания, в феврале 1936 г.
Политика
«умиротворения».
Ратификация вышеупомянутого советско-французского договора послужила предлогом для ремилитаризации Рейнской зоны Германией, которая приняла закон о всеобщей воинской обязанности. Эти действия Германии были нарушением статей Версальского договора и прямым вызовом в первую очередь Франции и Великобритании, но эти державы ограничились лишь устным протестом. Бессильной в этой ситуации оказалась и Лига наций. Эти события серьёзно изменили военно-политическую ситуацию в Европе. Что касается Советского Союза, то к 1938 г. ни для его новых союзников, ни для Германии не было секретом его значительное ослабление из-за чисток в различных отраслях народного хозяйства, а главное – в Красной Армии. Такая ситуация, безусловно, учитывалась Гитлером при принятии решения о присоединении Австрии к Германии (март 1938 г.) и расчленении Чехословакии, связанной договором с СССР, в соответствии с Мюнхенскими соглашениями 1938 г.
В то же время
в декабре 1938 г. Франция подписывает с
Германией договор о ненападении, что
заставляет советское руководство подумать
о безопасности своих западных границ
в условиях, когда на восточных было очень
неспокойно.
Политика «умиротворения», проводимая западными державами в отношении Германии, Италии и Японии, не давала положительных итогов. Международная напряженность усиливалась. В 1935 г. Германия ввела свои войска в демилитаризованную Рейнскую область; Италия напала на Эфиопию. В 1936 г. Германия и Япония подписали соглашение, направленное против Советского Союза (Антикомин-терновский пакт). Опираясь на поддержку Германии, Япония приступила в 1937 г. к крупномасштабной военной операции против Китая.
Особенно опасными для сохранения мира и безопасности в Европе были территориальные притязания гитлеровской Германии. В марте 1938 г. Германия осуществила аншлюс (присоединение) Австрии. Гитлеровская агрессия угрожала и Чехословакии. Поэтому СССР выступил в защиту ее территориальной целостности. Опираясь на договор 1935 г., советское правительство предложило свою помощь и двинуло к западной границе 30 дивизий, авиацию и танки. Однако правительство Э. Бенеша от нее отказалось и выполнило требование А. Гитлера передать Германии Судетскую область, населенную в основном немцами.