Внешняя политика СССР 1985-1991 гг.

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 11:15, контрольная работа

Описание работы

В ее основу легла философско-политическая концепция, получившая название нового политического мышления. Эта концепция провозглашала отказ от классово-идеологической конфронтации, исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. В системе взаимосвязанных государств все глобальные проблемы: ядерного разоружения, экологии, медицины и т.д. можно было решить только совместно, исходя из признания:

а) приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми;

б) перехода от конфронтации к диалогу, как основной форме международных отношений.

в) деидеологизации международных отношений;

г) строгого уважения права каждого народа на свободный выбор своей судьбы;

д) понимания невозможности военного решения межгосударственных споров и поиска баланса интересов.

Работа содержит 1 файл

история.doc

— 102.50 Кб (Скачать)
  
  Внешняя политика СССР 1985-1991 гг.

       С началом перестройки во внешней политике СССР произошли серьезные изменения. Перестройка - совокупность государственно-правовых, политических и социальных явлений и процессов, связанных с реформами и разрушением государственно-правовых и общественно-политических институтов СССР, происходивших в период 1985-1991 годов.

В ее основу легла философско-политическая  концепция,  получившая название нового политического мышления. Эта концепция провозглашала отказ от классово-идеологической  конфронтации,  исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. В системе взаимосвязанных государств все глобальные проблемы:  ядерного разоружения,  экологии, медицины и т.д. можно было решить только   совместно, исходя из признания:

а) приоритета общечеловеческих ценностей перед  классовыми;

б) перехода от конфронтации к диалогу,  как основной  форме   международных отношений.

в) деидеологизации международных отношений;

г) строгого  уважения права каждого народа на свободный выбор своей судьбы;

д) понимания  невозможности  военного  решения межгосударственных споров и поиска баланса интересов.

       Апрель 1985 года положил начало медленным, осторожным реформам, направленным на частичное обновление существующей системы. Перемены, происходившие на протяжении примерно трех последующих лет, отдаленно напоминали ситуацию, сложившуюся в России в конце 50-х годов прошлого века. Сто тридцать лет назад потребность в частичной модернизации режима была осознана в результате поражения в Крымской войне, которая продемонстрировала всему миру, как далеко отстала Российская империя от других европейских держав за время, прошедшее после триумфальной победы ее над наполеоновской Францией. Теперь же причиной начавшегося "ремонта" стало отставание от США в гонке космических вооружений: неспособность в силу экономических причин дать ответ на программу "звездных войн" убедила правящие круги СССР в том, что соревнование в сфере высоких технологий уже почти проиграно.

2. Первые реформы

Сначала было "ускорение" - наивная попытка с помощью идеологических заклинаний и призывов к "каждому на своем рабочем месте" заставить проржавевший хозяйственный механизм крутиться быстрее. Но одними уговорами было не обойтись: на выпуск товаров народного потребления была задействована только одна седьмая часть основных производственных фондов. И правительство затеяло малую индустриализацию - с тем, чтобы в конечном итоге модернизировать отсталую легкую промышленность. Все это, однако, закончилось провалом уже на первом этапе: миллиардные вложения в базовые отрасли бесследно растворились во всеобщем бедламе - нового оборудования, материалов, технологий легкая промышленность так и не дождалась.

       Тогда сократили закупку ширпотреба и бросили валютные средства на закупку техники за рубежом. Результат - минимальный. Часть оборудования так и осталась на складах и под открытым небом - нехватка производственных площадей. А то, что удалось в конце концов смонтировать, то и дело давало отказы. Целые поточные линии простаивали из-за неправильной эксплуатации, отсутствия запчастей, низкого качества сырья.

Рост  заработков при этом никак не повлиял  на выход конечной потребительской  продукции, поскольку деньги выплачивались  не только производителям товаров, но и всем остальным без исключения.

Желание власти выглядеть хорошо без всяких на то оснований сыграло с ней плохую шутку. Не сокращая прежних расходов, в центре и на местах разрабатывали бесчисленные социальные программы, закачивали в экономику инфляционные деньги. В конце концов раздутый платежеспособный спрос начал потихоньку раздавливать и торговлю, и потребительский сектор промышленности.

Потери  народного хозяйства от первой реформы  Горбачева - антиалкогольной компании - оцениваются в 40 млрд. рублей. Урон, который нанесла нашей социалистической экономике реформа 1987 года, вообще не поддается исчислению. Второе дыхание к социализму так и не пришло - началась агония...

           Реформа избирательной системы. Первый и Второй Съезды

Первым  конкретным шагом на пути политической реформы стали решения внеочередной двенадцатой сессии ВС СССР (одиннадцатого созыва) , состоявшейся 29 ноября - 1 декабря 1988 г. Эти решения предусматривали изменение структуры высших органов власти и государственного управления страны, наделение вновь учрежденного Съезда народных депутатов и избираемого им ВС СССР реальными властными функциями, а также изменение избирательной системы, прежде всего введение выборов на альтернативной основе.

1989 год  стал годом радикальных изменений,  особенно в политической структуре  общества. Состоявшимся в 1989 году выборам народных депутатов СССР (март - май) предшествовала невиданная в нашей стране избирательная кампания, начавшаяся еще на исходе 1988 г. Возможность выдвижения нескольких альтернативных кандидатов (на 2250 депутатских мест было выдвинуто 9505 кандидатов) наконец-то давала советским гражданам действительно выбирать одного из нескольких.

В выборах, проходивших 26 марта 1989 г. по 1500 территориальным  и национально-территориальным округам, участвовала 89.8% включенных в списки избирателей. Эти выборы стали заметным сдвигом общества в сторону демократии, по крайней мере, как тогда казалось. За работой Съезда следила вся страна повсеместно зафиксировано снижение производительности труда.

Одним из центральных вопросов повестки дня  второго Съезда народных депутатов было обсуждение мер по оздоровлению экономики. Был обсужден вопрос о борьбе с организованной преступностью. Съезд рассмотрел доклады комиссия, посвященных как внешнеполитическим проблемам (оценка договора о ненападении между СССР и Германией от 23 августа 1939 г., политическая оценка ввода советских войск в Афганистан в 1979 г.) так и внутриполитическим.

Введение  президентства

    Уровень жизни народа рос за счет получения валюты от продажи нефти за границу. Об этом времени нередко теперь вспоминают, ностальгически вздыхая надо же, все ведь было... Тотальное распределение, подавление инициативы, предприимчивости, отсутствие экономического стимулирования труда, замена его политическими лозунгами приводят к застою легальной экономики и процветанию "теневой", в которой наличествовали все нормальные товарно-денежные отношения.

После смерти Брежнева в 76 лет (10 ноября 1982 года) начинается головокружительная "карусель": сначала генсеком становится 74-летний (председатель КГБ с мая 1967г.) Андропов.

9 февраля  1984 года Андропов умирает и  генсеком становится 73-летний Черненко. Он не оставил практически  никакой памяти о себе и  12 марта 1985 года опять же скончался.

      С этого момента начинается правление Горбачева. Ему всего 54 года, по сравнению с предыдущими генсеками он выглядит довольно молодо. Народ после прихода Горбачева к власти ожидает перемен...

Предпосылки перестройки

      В заявлении М.С. Горбачева от 15  января  1986  года  в   подписанной  им  Делийской декларации (ноябрь 1986 года),  в  выступлении на XXVII съезде  КПСС  подчеркивалось  признание   советским руководством приоритета общечеловеческих ценностей   над классовыми,  приверженность новому политическому  мышлению, мирному разрешении конфликтов, разоружению.

     Первым конкретным шагом на пути политической реформы стали решения внеочередной двенадцатой сессии ВС СССР (одиннадцатого созыва) , состоявшейся 29 ноября - 1 декабря 1988 г. Эти решения предусматривали изменение структуры высших органов власти и государственного управления страны, наделение вновь учрежденного Съезда народных депутатов и избираемого им ВС СССР реальными властными функциями, а также изменение избирательной системы, прежде всего введение выборов на альтернативной основе.

     1989 год стал годом радикальных изменений, особенно в политической структуре общества. Состоявшимся в 1989 году выборам народных депутатов СССР (март - май) предшествовала невиданная в нашей стране избирательная кампания, начавшаяся еще на исходе 1988 г. Возможность выдвижения нескольких альтернативных кандидатов (на 2250 депутатских мест было выдвинуто 9505 кандидатов) наконец-то давала советским гражданам действительно выбирать одного из нескольких.

Треть народных депутатов избиралась от общественных организаций, что позволило коммунистам, как наиболее массовой "общественной организации" на Съезде иметь большинство, или, как говорят в цивилизованных странах - лобби. Об этом было заявлено, как о достижении: доля коммунистов среди народных депутатов оказалась 87% против 71.5% предыдущего созыва, на основе чего делался громкий вывод о том, что в условиях свободы выбора был подтвержден авторитет партии.

    В выборах, проходивших 26 марта 1989 г. по 1500 территориальным и национально-территориальным округам, участвовала 89.8% включенных в списки избирателей. Эти выборы стали заметным сдвигом общества в сторону демократии, по крайней мере, как тогда казалось. За работой Съезда следила вся страна повсеместно зафиксировано снижение производительности труда.

Первый  Съезд народных депутатов СССР (25 мая - 9 июня 1989 г.) стал весьма крупным политическим событием. Никогда еще не было такого в истории этой страны. Конечно, сейчас можно с иронией смотреть на те баталии, что происходили по Съезде, но тогда это выглядело победой демократии. Практических результатов Съезда было немного, в частности был избран новый ВС СССР. Было принято несколько общих постановлений, например Постановление об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР.

    Дискуссии на втором Съезде народных депутатов СССР (12-24 декабря 1989 г.) носили более деловой характер по сравнению с первым Съездом. Второй Съезд принял 36 нормативных актов, в т.ч. 5 законов и 26 постановлений. Одним из центральных вопросов повестки дня второго Съезда народных депутатов было обсуждение мер по оздоровлению экономики. Был обсужден вопрос о борьбе с организованной преступностью. Съезд рассмотрел доклады комиссия, посвященных как внешнеполитическим проблемам (оценка договора о ненападении между СССР и Германией от 23 августа 1939 г., политическая оценка ввода советских войск в Афганистан в 1979 г.) так и внутриполитическим (о следственной группе Гдляна, о событиях в Тбилиси 9 апреля 1989 г, о привилегиях) ...

Когда открылся Первый Съезд народных депутатов, многие возлагали на него свои надежды на лучшую жизнь. Но, как и многим надеждам нашего народа, им не суждено было оправдаться. Первый Съезд называют теперь "игрой в демократию", каковой он, собственно, и являлся. Ко Второму Съезду интерес людей уже заметно поутих. Народу уже стало ясно, что нельзя одним волшебным махом сделать жизнь лучше. Реформа избирательной системы являлась делом необходимым, но конкретного, насущного она народу дала немного.

Введение  президентства

    Летом-осенью 1989 года реформаторы в КПСС, не захотевшие избавиться от цепких объятий консерваторов, дали демократам возможность набрать политическую силу и влияние, позволили им представить правоцентристское единство в КПСС как стратегическую линию, а не как временный тактический маневр. Ситуация в стране требовала решительного развития курса на смешанную экономику, на создание правового государства и заключение нового союзного договора. Все это объективно работало на демократов.

    К зиме 1989/90 года политическая ситуация существенно изменилась. Горбачев, не без оснований опасаясь, что весенние выборы в республиках приведут к победе радикальных сил ("Демократическая Россия", РУХ и другие) , которые сразу же - по примеру Прибалтики - постараются занять независимую позицию в отношении возглавляемого им Верховного Совета Союза, сделал шаг, против которого он и его единомышленники выступали еще несколько месяцев назад. Используя свой авторитет в возглавляемом им Верховным Совете СССР, он сумел - при сопротивлении Межрегиональной депутатской группы провести решение об учреждении поста Президента СССР. Став Президентом, Горбачев получил широкие политические полномочия и тем самым сильно укрепил свою власть в стране.

В России победу на выборах, хотя и с минимальным  перевесом, одержал блок "Демократическая  Россия". Лидером парламента РСФСР стал Б. Н. Ельцин неординарный политик: с одной стороны, он символизирует "сильную личность" (известны те "крутые" методы, которыми Ельцин пользовался в бытность его Первым секретарем МГК КПСС) , с другой стороны - он прост, открыт, демократичен, его политическому стилю присущ популизм. Демократы возглавили Московский, Ленинградский, ряд советов других крупных городов. Схожее положение создалось на Украине, в Молдове, Армении, Грузии, в Прибалтийских республиках.

Затем политическая борьба перешла на государственный уровень. Сложилось фактическое многовластие, при котором союзные и республиканские структуры не могли ни действовать без оглядки друг на друга, ни договориться между собой. "Война законов" между Союзом и республиками велась с переменным успехом и к зиме 1990/91 года достигла апогея в связи с трагическими событиями в Прибалтике, борьбой вокруг Союзного договора и союзного бюджета. Все это происходило на фоне быстрого развала экономики, межнациональной конфронтации между республиками и внутри их.

    В результате наметился очередной сдвиг в умонастроениях общества. После того, как в крупных индустриальных центрах России и Украины к власти пришли демократы, прошло немало времени, но ситуация продолжала ухудшаться. Более того, демократия явственно вырождалась в анархию, усиливая тоску по "сильной руке". Подобные настроения овладели и Верховным Советом СССР: в декабре он, опасаясь непредсказуемого развития событий, делегировал Президенту дополнительные полномочия, а заодно - дополнительную ответственность. Горбачев же в январе этого года сформировал новый Кабинет министров, в котором ключевые посты заняли представители "просвещенной" бюрократии и военно-промышленного комплекса.

                                                    Первый президент

    Избрание Горбачева на должность Генерального секретаря ЦК КПСС вовсе не было предопределено расстановкой политических сил. Был, по признанию самого Михаила Сергеевича, и другой кандидат. Но в результате скрытой, недоступной простому смертному аппаратной игры победу одержала именно его команда.

Естественно, Горбачеву нужно было укрепиться у власти. А для того, чтобы  идеологически обосновать свою борьбу со "склеротическими геронтократами", старой партийной гвардией, он вынужден был провозгласить курс на обновление социализма с его ведущей и  направляющей силой - КПСС. Поначалу, в апреле, когда народ скорбил по поводу алкогольной кампании, начались кадровые перестановки. Один за другим отправлялись на заслуженный отдых партийные вожди областей и республик. Чисткой аппарата руководил теперь уже подзабытый Егор Кузьмич Лигачев, и за два года справился со своей задачей - рассадил преданных людей на все ключевые посты.

    На этом все партийные "перестройки" до Горбачева, как правило, заканчивались, но влияние Лигачева в партии возросло настолько, что генсек почувствовал дыхание конкурента в затылок. И не успела новая номенклатура припасть к кормушке, как Горбачев объявил о том, что перестройка продолжается.

Однако "свалить" Лигачева на партийной  арене оказалось не так-то просто, и Горбачеву в конце концов пришлось создавать альтернативные структуры в виде Верховного Совета и Съезда народных депутатов, чтобы держать аппаратчиков в постоянном напряжении. В сидении на двух стульях сразу Горбачев нашел для себя несомненную пользу: партократов всегда можно было припугнуть демократами, а демократов - славой КПСС.

Наконец, на XVIII Съезде задача-максимум была выполнена: Горбачев окончательно подмял под себя партаппарат, который даже смирился с переходом к рынку и потерей  европейских колоний. Но оказалось, что борьба за власть не закончена, напротив - вступает в новую стадию. Инициативу теперь перехватили демократы во главе с Б. Н. Ельциным.

                                           Ельцин как Президент

    Важнейшими событиями стали  вывод  советских  войск  из   Восточной Европы,  прекращение войны и вывод советских войск   из Афганистана. Центральным стержнем советской внешней политике продолжали оставаться советско-американские отношения.   За эти годы состоялось несколько встреч президента  М.С.Горбачева с президентами США Р.Рейганом и Дж.Бушем. В 1987 году был подписан договор о ликвидации ракет  средней  и  меньшей   дальности.  Летом 1991 года было подписано соглашение о значительном сокращении стратегических наступательных  вооружений.             Через несколько месяцев стороны обменялись новыми инициативами в области разоружения. В марте  1989 года во время визита М.С.Горбачева Китайскую Народную Республику были нормализованы  советско-китайские отношения. В начале 1991 года во время войны в Персидском заливе СССР вместе со странами  мирового  сообщества   осудил действия Ирака.  За многие десятилетия это был первый   случай,  когда СССР выступил на стороне ведущих  стран  мира   против  своих  бывших союзников,  хотя и не принял участия в  военных действиях.

    Летом 1991 года впервые на ежегодную традиционную встречу лидеров семи ведущих стран был приглашен и   советский Президент. На встрече обсуждались меры по оказанию   помощи СССР по преодолению экономического кризиса и переходу   к рыночной экономике. Ухудшение внутриэкономического положения  заставило советское руководство идти на большие,  часто   односторонние, уступки Западу в надежде добиться экономической помощи и политической поддержки.

Кризис  в Советском государстве, ослабление его экономической и военной мощи, отказ от прежних приоритетов, таких как   помощь и поддержка коммунистическому, рабочему и национально   - освободительному движению, все большее пристраивание к политике капиталистических государств Запада вызвали изменение   отношений с бывшими союзниками.              После того, как с января 1991 года Советский  Союз установил торгово-экономические отношения со странами Совета Экономической Взаимопомощи на валютно-долларовой основе, экономические, а затем  и  политические    связи стали быстро разрушаться. В марте 1991 года прекратила   существование военная организация Варшавского  Договора, завершил свою деятельность Совет Экономической Взаимопомощи.

    Конец 80-х-начало 90-х годов вместе с глубокими изменениями в политической системе Советского Союза привел  к  подобного рода изменениям в социалистический странах Восточной   Европы.  За этот период там пришли к власти  демократические   правительства,  тяготеющие к Западу, коммунистические партии   потеряли свое влияние и ведущую роль.  В октябре  1990 года ГДР вошла в состав ФРГ.  В многонациональной Югославии начались  межнациональные  конфликты.  Политический  ландшафт  и   расстановка сил в Европе коренным образом изменились.

    С ликвидацией Совета Экономической Взаимопомощи  значительно сократился объем внешней торговли.  Прекратились поступления товаров легкой и пищевой промышленности от европейских социалистических стран, составлявшие значительную часть   внутреннего товарооборота СССР.     Отрицательное сальдо внешней   торговли  увеличилось в 1990 году в 2,9 раза по сравнению с   1989 годом. Гуманитарная помощь  продуктами и медикаментами,   составившая 26 тыс.т. к январю 1991 года, не смогла спасти положение. Наряду с позитивными процессами, "перестройка"   во внешнеполитической сфере  привела к разрыву связей с бывшими союзниками из социалистических и освободившихся  стран,   к свертыванию экономических и торговых отношений с ними, что   еще более увеличило внутренние трудности, способствовало углублению экономического и политического кризиса.

     Прекращение "холодной  войны" вместе с разрушением Берлинской стены и ликвидацией Организации Варшавского Договора   не привели к желаемому всеобъемлющему миру на основе "нового   политического мышления". Военно-политический блок НАТО, созданный для войны с СССР,  не только не был распущен,  но еще   более укрепился. Внутри страны начались вооруженные конфликты. Военно-политическая обстановка осложнилась.

    Внутриполитические, национальные  и  внешнеполитические   события к середине 1991 года подошли к критическому  рубежу.   Главной, определяющей проблемой было сохранение союзного государства.  Центробежные тенденции стали доминирующими.  Они   усугублялись  все  большим расколом в отношениях между руководством Союза ССР и Российской Федерации.  Два  Президента,   находящиеся в Москве, открыто выражали неприязнь друг к другу.  Без взаимности действовали  и  государственные  органы:   Верховные Советы СССР и РСФСР,  правительства СССР и России.   Хотя союзное руководство предпринимало усилия вернуть  утраченный авторитет, попытки были малоэффективными. Весной-летом 1991 года в подмосковной резиденции Президента СССР Ново-Огареве проходили совещания глав республик.  В результате было достигнуто соглашение "9+1", то есть девяти республик и центра,  которое регулировало отношения между   сторонами на основе конфедерации.  Подписание договора  было   намечено на 20 августа. Однако в окружении Президента СССР к   этому времени сформировалась группа, поставившая своей целью   любым способом изменить ситуацию.

     18 августа Президент СССР М.С.Горбачев во время  своего   отпуска  был  изолирован  на  даче  в Крыму.  Вице-президент   Г.И. Янаев издал указ о своем вступлении в  должность  Президента  СССР. В ночь с 18 на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который   вошли Г.И. Янаев,  председатель правительства В.С.Павлов, министр обороны Д.Т.Язов,  председатель КГБ В.А.Крючков,  зам.   председателя Совета обороны О.Д.Бакланов, министр внутренних   дел Б.К. Пуго, председатель крестьянского Союза СССР В.А.Стародубцев,  президент  Ассоциации государственных предприятий   А.И.Тизяков.  ГКЧП объявил о введении в  отдельных  районах   страны  чрезвычайного положения,  о расформировании структур   власти, действующих вопреки Конституции СССР 1977 года, приостановил деятельность оппозиционных партий и движений, запретил митинги и демонстрации, установил жесткий контроль над   средствами информации, ввел войска в Москву.

Сопротивление путчистам возглавило руководство  России.   Утром 19 августа было передано обращение к гражданам России,   в котором действия ГКЧП оценивались как правый, реакционный,   антиконституционный переворот, а сам ГКЧП и его решения объявлялись незаконными. Десятки тысяч москвичей заняли оборону   вокруг  Белого Дома.  Путчисты растерялись.  21 августа была   созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета  России,  поддержавшая руководство республики. В тот же день в Крым отбыли уполномоченные ею руководители во главе с  вице-президентом   РСФСР  А.В.Руцким  и  председателем  Совета  министров   И.С.Силаевым, которые освободили М.С.Горбачева.

    Дальнейшие события развивались стремительно. Члены ГКЧП   были арестованы как государственные  преступники.  Президент  СССР М.С.Горбачев отмежевался от своих бывших сподвижников.24 августа М.С.Горбачев сложил с себя полномочия  Генерального  секретаря ЦК КПСС и объявил о самороспуске партии.  В этот же день он подписал указ о ликвидации политорганов  и   партийных организаций в Вооруженных Силах.

    24 августа Совет министров РСФСР взял на себя  полномочия кабинета министров СССР.  Одновременно Б.Н.Ельцин подписал указ о запрете деятельности КПСС  и  РКП  на  территории   России.

После августовских  событий  Союз  советских  республик   стал  быстро  распадаться.  26 августа Украина провозгласила   свою независимость и подчинила себе три военных округа:  Киевский, Одесский и Прикарпатский и Черноморский флот. 2 сентября начал свою работу V внеочередной съезд народных  депутатов СССР, который предложил всем желающим республикам подписать договор о Союзе суверенных государств на основе  конфедерации.  6  сентября  была  признана независимость Литвы,   Латвии и Эстонии. 9 сентября провозгласила независимость Чеченская  республика.  В течение сентября-октября о независимости объявили остальные союзные республики.

     В декабре 1991 года в Минске встретились лидеры России,   Украины и Белоруссии, которые заявили о прекращении действия   Союзного Договора 1922 года, о намерении создать Содружество   Независимых государств (СНГ). СНГ объединило 11 бывших союзных республик (без Грузии и государств Прибалтики).  Верховные Советы России,  Украины и Белоруссии ратифицировали принятые  главами  государств соглашения.  25 декабря Президент  СССР М.С.Горбачев подал в отставку, сложил с себя полномочия   Верховного Главнокомандующего. Над Большим Кремлевским дворцом был спущен флаг СССР и водружен флаг Российской  Федерации. Советский Союз прекратил свое существование.

           Что означали события августа 1991 года для судьбы страны?

    Во-первых, это был крупный политический кризис.,  кризис   власти.  Руководители,  занимавшие  ведущие  государственные   посты,  выступили против главы государства,  предприняли попытку переворота.

Во-вторых, основной  причиной  кризиса явилось противоборство между союзными структурами власти и вышедшими из подконтроля  республиками прежде всего Российской Федерацией.   Результатом явился дальнейший распад  союзного  государства,   ликвидация СССР. В - третьих, в августе 1991 года произошел либерально-демократический  государственный переворот, который ознаменовался приходом к власти либерально-демократических сил, избравших путь капиталистической ориентации.

    В - четвертых, была ликвидирована уже подорванная партийно-государственная система. на основе руководства коммунистической партии,  началось становление новой политической системы по западноевропейскому образцу.

    В-пятых, август 1991 года знаменовал собой начало нового исторического периода. в жизни страны,  перехода от социализма к капитализму,  к  созданию  рыночно-капиталистической   экономики,  соответствующих общественных отношений и политической структуры.

  
 
 

Информация о работе Внешняя политика СССР 1985-1991 гг.