Внешняя политика России в XVII в

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 15:58, реферат

Описание работы

После смерти Ивана Грозного правительство Годунова стремилось к поддержанию мирных отношений с соседями. Неоднократно продлевалось перемирие с Речью Посполитой, развивались отношения с Кавказом и Средней Азией. Вместе с тем удалось усилить оборону южных границ. Дважды крымский хан Девлет-Гирей собирался в поход на Россию (1591, 1598), но выход навстречу крупных русских сил во главе с Годуновым оба раза заставил его отступить.

Работа содержит 1 файл

Текст.docx

— 67.35 Кб (Скачать)

       Абсолютизм, как высшая форма феодальной монархии, предполагает наличие определенного уровня товарно-денежных отношений и должного развития промышленности в стране. Выполнение первого из этих условий создает предпосылки финансирования разрастающейся военной и гражданской бюрократии, второе - служит материальной базой для развития регулярной армии и флота. Абсолютная монархия прежде всего представляет интересы дворянства. Но учитывая названные условия, в ее повседневной политике необходимо было принимать решения, укрепляющие позиции купечества и промышленников.

       Видное  место среди преобразований Петра  занимает Духовная реформа. Петр прекрасно  знал историю борьбы за власть своего отца с патриархом Никоном, ему также  было известно отношение Духовенства  к его преобразованиям. В это  время патриархом в России был  Адриан. Отношения между Петром и  патриархом были явно натянутыми. Петр отлично понимал стремление церкви починить себе светскую власть - это и обусловило те мероприятия, которые были проведены в этой сфере. В 1700 г. умер патриарх Андриан, но царь не спешил с избранием нового патриарха. Руководство делами церкви было передано рязанскому митрополиту Стефану Яворскому, его объявили блюстителем патриаршего престола. Хоть в лице Яворского Петр и не видел в лице Яворского Петр и не видел активного сторонника, но, по крайней мере, Яворский не очень яростно выступа против политики Петра.

       На  до роге Петра стала еще одна проблема - раскольничество. ”Петру пришлось начать борьбу с раскольничеством. Раскольники, владея большими богатствами, отказывались принимать участие в общих повинностях: поступать на службу военную или гражданскую. Петр нашел решение этому вопросу он обложил их двойным налогом. Раскольники отказались платить разгорелась борьба. Раскольников казнили, ссылали в ссылку или пороли.“3 Петр стремился оградить себя от влияния церкви, в связи с этим он начинает ограничивать права церкви и его ее главы: был создан совет епископов, собиравшийся периодически в Москве, а затем, в 1711г., после создания Синода глава церкви потерял последние штрихи независимости. Таким образом церковь была полностью подчинена государству. Н царь прекрасно понимал, что подчинение церкви простому органу управления является невозможным. И в 1721 г. был создан Святейший Синод, ведавший делами церкви. ”Синод был поставлен в один ранг с Сенатом, выше всех остальных коллегий и административных органов. Структура Синода ничем не отличалась от структуры любой коллегии. В Синод входили 12 человек. Возглавлял Синод президент, 2 вице-президента, 4 советника, 5 ассесоров.“1 В 1722г. названия были изменены. Президентом Синода был назначен Стефан Яворский. После смерти Яворского его обязанности фактически выполнял Феофан Прокопович, человек, по оценке Петра, умный и образованный. С Петром он был знаком давно, еще с 1716г., когда царь заметил этого молодого и красноречивого проповедника и вызвал его в Петербург. С этого времени Феофан Прокопович стал деятельным помощником царя в составлении целого ряда новых реформ. С церковной кафедры он защищал идеи и стремления царя преобразователя.

       “По указу от 25 января 1721 г. Синод был основан, а уже 27 января, заранее созванные члены Синода принесли присягу и 14 февраля 1721 г. произошло торжественное открытие. Духовный регламент, для руководства деятельностью Синода, был написан Феофаном Прокоповичем и исправлен и одобрен царем.”2

       Духовный  регламент это законодательный акт, определявший функции, права и обязанности Синода, его членов по управлению Русской православной церковью. Он приравнивал членов Синода к членам других государственных учреждений.

       Церковь отныне полностью подчинялась светской власти. Нарушалась даже тайна исповеди. По указу Синода от 26 марта 1722 г. всем священникам предписывалось доносить властям о намерении исповедавшегося  совершить измену или бунт. В 1722 г. церковная реформа была завершена  установлением должности обер-прокурора  Синода. Таким образом Церковь  лишилась самостоятельной политической роли и превратилась в составную  часть бюрократического аппарата. Нет  ничего удивительного в том, что  такие нововведения вызвали недовольство духовенства, именно по этой причине  они были на стороне оппозиции  и участвовали в реакционных  заговорах.

       Не  только внешний вид управления церковью изменился, но и внутри церкви произошли  радикальные изменения. Петр не жаловал  ни “белых“ ни ”черных“ монахов. Видя в лице монастырей статью неоправданных  расходов, царь решил сократить расход финансов на эту сферу, заявив, что  укажет монахам путь к святости не осетрами, медами и винами, а хлебом, водой и работой на благо России. По этой причине монастыри были обложены определенными налогами, помимо этого им надлежало заниматься: столярным делом, иконописью, прядением, шитьем и т.д. - всем тем, что не было противопоказано монашеству.

       Создание  такого вида управления и организации  церкви сам Петр объяснил следующим  образом: От соборного правления можно не опасаться Отечеству мятежей и смущения, каковые происходят от единого собственного правления духовного...

       Таким образом Петр устранил угрозу покушения  духовной власти на светскую, и поставил церковь на службу государству. Отныне церковь являлась частью той опоры на, которой стояла абсолютная монархия.

       Реформы Петра Великого касались различных  сфер жизни общества. В 1699 г. Петр издал  указ о изменении календаря. Ранее  летоисчисление велось по календарю  византийского образца: Новый год  начинался 1 сентября. С 1699 года Новый  год должен был начинаться с 1 января, по европейскому образцу. Эта реформа  вызвала большое недовольство, т.к. ранее летоисчисление велось от сотворения мира, а в пересчете на новый  лад 1700 г. должен был наступить только через 8 лет.

       В новом 1700 году был издан указ о  создании в Москве первых аптек; другим указом запрещалось ношение ножей  под страхом кнута или ссылки. В 1701 г. либеральный дух нового царствования был выражен в ряде указов: воспрещалось падать на колени при появлении государя; обнажать голову зимой, проходя мимо дворца. В 1702 г. наступил черед реформирования семейной жизни: были сделаны попытки обеспечить брачный союз более прочными нравственными гарантиями. После посещения Франции Петр издает указ о гостеприимстве.

       Радикально  изменяется положение женщины в  обществе. Петр попытался приобщить  ее к современной светской жизни, по примеру Запада, обеспечить высшие круги к новым формам обхождения. 
 
 
 
 
 
 

       Список  литературы

  1. История России, авторы Ш.М. Мунчаев и В.М. Устинов;
  2. Большая Советская Энциклопедия
  3. Политическая  история  :  Россия - СССР -Российская  Федерация :  М.: Терра  1996
  4. Павленко Н.И. Петр Великий - М.:1990
  5. Кофенгауз Б.Б. Россия при Петре I -М.: УЧпедгиз -1995
  6. Князьков С. Из прошлого русской земли. Время Петра I.:М.:Планета. 1991г
  7. Восстание московских стрельцов 1698г.:/Материалы следств. дела. сб. документов/ АНСССР ИН-ТА Истории СССР:[сост. авт. ист.-археогр. обзора и комент. А. Казакевич, предисл. В.И.Буганов]-М.:Наука-1980 
  8. Заичкин И.А. Почкарев И.Н. Русская история IХ-ХVIII. популярный очерк\ ред.: А. А, Преображенский -М.:Мысль 1992
  9. Павленко Н.И. Петр Великий.- М.:1990
  10. Павленко Н.И.Петр Великий. -М.: 1990
  11. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России ХVII-ХIХв. Учебник для 10кл. под ред. А.Н.Сахорова-М.: Просвещение. 1995
  12. Павленко Н.И. Петр Великий. М.: Мысль 1990
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Оглавление 

  1. Внешняя политика России в XVII в………………………………………………1
  2. Военные преобразования Петра I и их результаты.…………..………………….8
    1. Приход к власти. Оппозиция……………………………...………..……..11
    2. Создание армии и флота………………………………….……………….15
    3. Реформы власти, быта, культур…………………………………………..18
  3. Список литературы…………………………………………………………………25
  4. Оглавление……………………………………………………………….…………26

Информация о работе Внешняя политика России в XVII в