Внешняя политика России в XIX веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:53, реферат

Описание работы

Крымская война и Парижский мир практически уничтожили колоссальное дотоле
внешнеполитическое могущество России. Страна лишилась южной Бесарабии, а
также Карса и других областей, занятых русскими войсками на Кавказе. России
(и Турции) запрещалось иметь военный флот на Черном море и береговые
укрепления. Она лишалась права защиты православных на территории Османской
империи.

Содержание

Восточная (крымская) война 3
Русско-турецкая война 10
Среднеазиатское и дальневосточное направления во внешней политике 13
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Работа содержит 1 файл

Внешняя политика России в XIX веке.docx

— 61.90 Кб (Скачать)

России после  Крымской войны, боязнь столкновений из-за Аляски с

США и с Англией, нужда царских властей в денежных средствах.

Сахалин впервые  был открыт русскими и с 1806 г. ими  осваивался

Курильские острова  издавна принадлежали России и с  ХVIII в. управлялись русской администрацией.

Приамурье и  Уссурийский край были заселены местными племенами

( даурами, эвенками, удэгейцами и др.), совершенно  отличными от китайцев в этническом  отношении. В XVII в. происходила  колонизация и освоение этого  края русскими, основавшими там  укреплённые поселения. Среди  первопроходцев этих земель были  Василий Поярков,

Ерофей Хабаров, Онуфрий Степанов и другие. Затем  здесь поселились казаки под начальством  Никифора Черниговского. Они основали

Албазинский острог и воеводство. Вскоре захватом этих земель занялись маньчжурские правители, не раз получавшие отпор от казаков. О том, что эти земли никогда  раньше не имели никакого отношения  к маньчжурам, свидетельствует донесение  маньчжурскому императору его подчинённых, разрушивших Албазинский острог. Они сообщали : «Земли, лежащие на северо-востоке на пространстве нескольких тысяч ли и никогда раньше не принадлежавшие Китаю, вошли в состав наших владений…» Но этот захват был временным, естественная граница пролегала в основном по реке Амур. По

Нерчинскому договору 1689 г., земли по левому берегу Амура  признавались за Россией, а от реки Уссури и до моря были неразгрониченными. Но фактическое положение оставалось прежним .

Граница сложилась  исторически и именно поэтому  Китай признал её без всяких войн и столкновений. В 1858 г. в городе Айгуне главнокомандующим китайскими войсками И. Шанем и генерал- губернатором Восточной Сибири Н.Н. Муравьёвым был  подписан договор, в котором признавалась реально сложившаяся граница. По Пекинскому договору ( 1860 г.) правый берег  реки Уссури и далее на юг до моря признавался владением России. Договор  был утверждён Богдыханом и подписан русским дипломатическим представителем Игнатьевым. Были составлены точные карты, определявшие границу, они были скреплены  печатями, и обе стороны обменялись ими. 

Европейское направление  во внешней политике России. Создание военно- политических блоков.

После Берлинского  конгресса международное положение  России вновь ухудшилось. В мире складывался новый баланс политических и военных сил.

К началу 80-х  гг. в Европе наметилось резкое усиление Германии.

Упрочились позиции  Австро-Венгрии на Балканах. Избегая  европейских конфликтов, Англия активизировала колониальные захваты. На арену мировой  политики вышел ряд новых государств. В международных отношениях развивались  новые закономерности, ломавшие дипломатию феодальной эпохи.

Соглашения на основе политических интересов монархий не могли быть устойчивыми. Решающую роль в международных отношениях начинают играть экономические факторы. Особенно наглядно это проявлялось  в “Союзе трех императоров”, внутри которого нарастали неразрешимые противоречия.

Последние три  десятилетия XIX в. характеризуются резким усилением колониальной экспансии  капиталистических государств. Более  всего обострение экспансионизма проявилось в политике Англии. В результате русско-турецкой войны Англия фактически оказалась хозяйкой черноморских проливов. Английский военно-морской флот находился  в Мраморном море. По итогам Берлинского  конгресса Англия получила право  на захват Кипра и имела сильное  влияние на политику Турции. В мае 1879 г. английское правительство навязало Афганистану Гандомский договор, ставивший  страну под английский протекторат. Все эти события непосредственно  затрагивали внешнеполитические устремления  царизма и обостряли отношения  России и

Англии.

После Берлинского  конгресса в правящих кругах России не было единства взглядов на внешнюю  политику. Во главе министерства иностранных  дел находился Горчаков, но он уже  не оказывал реального влияния на внешнеполитический курс. С 1878 г. министерством  фактически руководил

Н.К.Гирс, придерживающийся германской ориентации и отличавшийся нерешительностью действия. В последние  годы царствования Александра II подлинное  руководство внешней политикой  было сосредоточенно в руках более  опытного и волевого человека - военного министра Милютина, который стремился, прежде всего, к укреплению армии. Придерживаясь  такого курса,

Милютин связывал успех, прежде всего со спокойствием у границ России.

Дворянско-буржуазные круги России были сильно возбуждены неудачами дипломатии на Берлинском конгрессе. В печати активно выступали  московские славянофилы во главе  с И.С.Аксаковым. Они осуждали правительство  за его промахи во время переговоров, выражали враждебные настроения в адрес  западных государств, особенно Германии, которые отняли у России плоды  ее победы. Защищаясь от нападений  панславистов, Горчаков все неудачи  политики приписывал провокационным действиям  Бисмарка. В России поднялась шумная антигерманская кампания.

“Газетная война” не ограничилась полемикой вокруг Берлинского  конгресса. В начале 1874 г. Бисмарк  под предлогом ветеринарных мер  предосторожности запретил ввоз скота  из России в Германию, а затем  были повышены пошлины на импорт хлеба. Это вызвало резкие отклики в  печати.

Вместе с тем  к началу 80-х г. Германия оставалась важнейшим рынком сельскохозяйственной продукции, и поэтому экономические  интересы помещиков требовали поддержания  с ней дружественных отношения.

В конце 1879 г. между  Россией и Германией начались контакты по вопросу о нормализации отношений. Бисмарк охотно пошел  на переговоры, но потребовал, чтобы  в них приняла участие и  Австро-Венгрия. 6 июня 1881 г. был подписан австро-русско-германский договор, вошедший в историю подобно договору 1873 г., под названием “Союза трех императоров”. Договор закреплял взаимные обязательства  сторон сохранять нейтралитет в  случае войны одной из них с  четвертой страной. Фактически договор  предусматривал ситуации, которые могли  возникнуть в результате франко- германского, англо-русского и русско-турецкого  конфликтов. В договоре была закреплена точка зрения России, что проливы  Босфор и Дарданеллы закрыты для  военных кораблей. Тем самым за Англией отрицалось право вводить  в проливы и Черное море свой флот по соглашению с Турцией.

Договор устанавливал сотрудничество России и Австро-Венгрии  на Балканах, а также предусматривал меры по предотвращению вступления турецких войск в

Восточную Румелию  и содействовал ее воссоединению  с Болгарией. В целом этот договор  был выгоден России, но был недолговечен и легко расторгался, что предопределило его слабость.

Берлинский трактат 1878 г. затрагивал в основном общеевропейские  вопросы. Отношения между Россией  и Турцией должны были определяться двухсторонним мирным договором. Пользуясь  поддержкой Англии, турецкий султан затягивал  его подписание. Российское правительство  прибегло к давлению на Турцию, задержав эвакуацию войск с ее территории. В результате 8 февраля 1879 г. в Константинополе  был подписан мирный договор, заменивший Сан-стефанское перемирие. В нем  закреплялись территориальные изменения  на основе решений Берлинского конгресса.

Турция обязывалась  выплатить вознаграждение в сумме 802,5 млн. франков, возместить убытки российских поданных в пределах 27 млн. франков  и оплачивала расходы на содержание турецких военнопленных. При финансовой слабости Турции эти обязательства  перед Россией становились политическим рычагом для давления на турецкой правительство.

Важное место  во внешней политике России на рубеже 70-80-х гг. занимало содействие в становлении  государственного суверенитета Болгарии.

В феврале 1879 г. в Тырново российский комиссар в  Болгарии открыл

Учредительное собрание, на котором была принята  конституция страны.

Болгария провозглашалась  конституционной монархией; вводилось  всеобщее избирательное право, провозглашались  буржуазные свободы. Вопрос о вассальных отношениях Болгарии к Турции обходился  стороной. Российский комиссар утвердил конституцию. После чего было созвано  Великое народное собрание Болгарии. Высший законодательный орган избрал князем германского принца Александра Баттенберга, племянника императрицы  России. После этого временное  управление России в Болгарии закончилось, и войска были возвращены в Россию. Часть офицеров осталась для формирования болгарской национальной армии.

Вскоре после  своего водворения в Болгарии Баттенберг стал замышлять ликвидацию конституции. Правительство Александра II предостерегало

Баттенберга от государственного переворота. Однако симпатии царизма были на стороне  князя, а не Народного собрания. После 1 марта 1881 г.

Баттенберг совершил государственный переворот и  установил самодержавное правление. Для России это имело отрицательные  последствия, т.к. пришедшие к власти консерваторы, в отличие от либералов, придерживались не российской, а германской ориентации. В 1883г. правительство России добилось от князя восстановления конституции. Либералы вернулись к власти, но отношения с Россией остались подорванными. В1885 г. из

Болгарии были отозваны все русские военные. В  середине 80-х гг. в

Болгарии произошла  серия государственных переворотов, в результате которых влияние  России в правящих кругах было вытеснено. В конце 1886г. все дипломатические  отношения с Болгарией были порваны.

Потеря влияния  на болгарское правительство было серьезной  неудачей для российской дипломатии. События в Болгарии означали крах “Союза трех императоров”, т.к. Австро-Венгрия  вопреки соглашениям заняла в  болгарском вопросе враждебную для  России позицию, а Германия этому  способствовала.

В 1887г. истекал  срок “Союза трех императоров”. Обострение русско- автрийских противоречий на Балканах исключило его продление на новый  срок. Это совпадало новым обострением  франко-германских противоречий.

Нависла реальная угроза войны. Царизм вынужден был решать вопрос о политике, на случай франко-германской войны. В создавшейся обстановке в союзе с Россией была заинтересована прежде всего Германия. Чтобы подтолкнуть  Россию к соглашению, Бисмарк прибегнул  к испытанному способу создания осложнений для российского правительства  на Балканах и экономического давления на помещичьи круги, связанные непосредственно  с германским рынком. В июне 1887 г. в Берлине был подписан секретный  русско-германский договор, который  вошел в историю под названием

“Союза двух императоров” или “договора перестраховки”.

Несмотря на заключение договора, политика российского  правительства начинала все более  приобретать антигерманские черты. В 1887 г. были созданы указы, ограничивавшие приток в Россию германского капитала и повышавшие пошлины на ввоз металла, угля и т.д. С этого же года военное  командование приступает к коренной передислокации армии. До этого наиболее значительные силы армии находились на юго-западе страны, т.к. наиболее вероятными противниками считались Турция и  Австро-Венгрия. После образования  милитаристской Германии основные военные  силы России стали перемещаться ближе  к западной границе. Таким образом, жесткая политика

Бисмарка не оправдала себя. Вместо уступок германская сторона столкнулась с переориентацией  внешней политики России. В конце 80-х гг. отношения

России с Германией  и Австрией нормализовались, но общая  картина взаимоотношений выглядела  неустойчиво, нарастало взаимное недоверие. В

1890 г. срок  действия “договора перестраховки”  истек и возобновление его  стало невозможным.

К концу 80-х гг. противоречия России с Австро-Венгрией и Германией стали еще более  значительными, чем противоречия с  Англией. В решении международных  вопросов российское правительство стало искать новых партнеров. Важной предпосылкой такого шага явились серьезные изменения во всей европейской ситуации, вызванные заключением в 1882 г.

Тройственного союза между Австро-Венгрией, Германией  и Италией. В начале

90-х гг. наметились  признаки сближения участников  Тройственного союза с

Англией. В этих условиях началось сближение России с Францией.

Русско-французское  сближение имело не только политическую, но и экономическую основу. С 1887 г. Россия стала регулярно получать французские займы. В обстановке постоянного дефицита кредита внутри России французский капитал становился источником финансирования экономики  России.

Информация о работе Внешняя политика России в XIX веке