Внешняя
политика России в
конце 60-х - середине 70-х
гг.
Конец 60— х -середина
70-х годов XVII века составили своеобразный
этап во внешней политике России. Он во
многом определил ее основные черты вплоть
до начала XVIII столетия. Андрусовское перемирие
правительство Алексея Михайловича решило
закрепить на международном уровне. В
европейские страны были отправлены посольства
с извещениями о территориальных приращениях
России, а также о других условиях достигнутого
соглашения между вчерашними противниками.
Среди этих посольств одним из самых примечательных
стало посещение Испании и Франции стольником
П. И. Потемкиным. Согласно посольскому
отчету (статейному списку) король Людовик
XIV с одобрением встретил известие о перемирии,
одновременно выразив надежду на развитие
русско-французских отношений по торговой
линии. Французское купечество проявило
в этом заинтересованность. Визитом русских
послов воспользовался Кольбер, чтобы
добиться льготных условий торговли с
Россией. В этих целях он изучал торговые
договоры России с Голландией, давая соответствующие
инструкции своим агентам в Гааге и Курляндии.
Италия
стала свидетелем приезда миссии
дворянина Лихачева. Она побывала
во Флоренции, где послам показали
театральное представление, которое
Лихачев обстоятельно описал. Это,
видимо, подтолкнуло царя к созданию
своего придворного театра. В
1668 году Алексей Михайлович командировал
в Венецию торгового иноземца
Келдермана, который вручил царские грамоты
дожу и Сенату.
После
Андрусовского перемирия наметилось военно-политическое
сближение России и Речи Посполитой. Весьма
интенсивно проводятся переговоры в Андрусове,
Москве и Варшаве о совместных действиях
против турецко-крымской опасности. К
тому времени вполне очевидной стала активизация
политики Османской империи на севере
ее территории. Кроме того, Турция заключила
выгодный мир с Венецией и Империей. На
рубеже 70-х годов она была готова к наступательной
войне в причерноморском регионе. Опасность
нависла прежде всего над Речью Посполитой
и Россией. Переход гетмана П.Д. Дорошенко
с правобережными полками под власть султана
укрепил намерение Стамбула расширить
территориальные захваты.
Однако
на путях сближения России
и Речи Посполитой при всей его естественности
в ту пору возникало множество трудностей.
На престоле Речи Посполитой появился
новый король — Михаил Вишневецкий, сторонник
возвращения Украины под власть магнатов.
Предметом разногласий оставалась принадлежность
Киева. Россия всемерно старалась удержать
«матерь городов русских». Пока шли сложные
обсуждения всех этих вопросов, произошла
смена руководства Малороссийского и
Посольского приказов. Алексей Михайлович
остался недоволен некоторыми самовольными
действиями А.Л. Ордина-Нащокина в международных
делах. Воспользовавшись просьбами Ордина-Нащокина
об отставке, царь принял ее и назначил
преемником А. С. Матвеева, своего давнего
любимца. Ордин-Нащокин удалился в монастырь.
Между
тем в 1672 году турецкая армия
нанесла мощный удар по южным
районам Правобережной Украины.
Пала сильнейшая крепость Каменец-Подольск,
господствующая цитадель Речи
Посполитой в Подолии и Волыни. Царь Алексей
мобилизует русскую дипломатию, чтобы
помочь Речи Посполитой в этот трудный
момент, не забывая, естественно, и о безопасности
России. Неоднократные посольства в Турцию
терпели неудачу, султан не желал прислушиваться
к настойчивым требованиям Москвы прекратить
войну. В западноевропейские государства
отправились русские дипломатические
представители. Главная цель их состояла
в том, чтобы создать широкую антиосманскую
коалицию держав. Переговоры проводились
в Вене, Париже, Мадриде, Лондоне, Гааге,
Копенгагене, Стокгольме, но их результаты
оказались неутешительными.
В исторической
литературе эта внешнеполитическая
акция России подчас оценивается
как свидетельство слабости русской
дипломатической службы, ее неосведомленности
о реальной обстановке в тогдашнем
мире. Конечно, у европейских государств
были тогда не всегда совпадающие,
а то и расходящиеся интересы,
назревали и развертывались военные
конфликты и так далее. Думается,
московская линия на международной
арене имела свои обоснования
и свою идею, хотя и трудновыполнимую.
Речь идет о религиозной окраске
предполагаемого антитурецкого
союза — объединении христиан
всех направлении против мусульманской
империи, угрожающей не только православной
вере. В Москве не играли в политику и относились
к предпринятым шагам вполне серьезно.
Напомним, что Алексей Михайлович считал
себя ответственным перед Богом за состояние
как своей державы, так и всего христианского
мира, особенно единоверцев. Еще в 1656 году
царь в беседе с греческими купцами спросил
их, желают ли они освобождения от турецкой
неволи. Получив безусловно положительный
ответ, Алексей Михайлович обратился к
боярам, прослезившись и без напускного
пафоса, со словами глубокой боли за страдающих
единоверцев. Он говорил о том, что Бог
взыщет с него в Судный день, если не будут
использованы все средства для вызволения
порабощенных — вплоть до собственной
крови. Только с учетом названного фактора
можно дать более объективную характеристику
дипломатических усилий Москвы. Узнав
о падении Каменец-Подольска, Алексей
Михайлович созвал Боярскую думу для совета.
Царь опасался турецкого похода на Киев.
В воздухе запахло новой войной. Было решено
назначить сбор чрезвычайных налогов.
Алексей Михайлович объявил о своем намерении
возглавить русскую армию в предстоящем
походе. Поступило распоряжение в Путивль
строить там Царский двор. Определили
военачальников в главные украинские
города.
Афганская
война
В 1973 году произошла
Даудская (Саурская) революция, свергнувшая
монархию в Афганистане. Первым президентом
Афганистана стал Мухаммед Дауд Хан (двоюродный
брат свергнутого короля), который опирался
на Народно-демократическую партию Афганистана
- НДПА. Эта партия образовалась в 1965 году
и придерживалась прокоммунистической
ориентации. В 1967 году в виду тактических
разногласий в ней оформились два крыла:
"Хальк" ("Народ") во главе с Н.М.
Тараки и "Парчан" ("Знамя") во
главе с Б. Кармалем, получившие свои названия
по одноименным фракционным газетам.
Афганская
война продолжалась с 25 декабря
1979 до 15 февраля 1989 года, то есть 2
238 дней. 25 декабря 1979 года в 7 часов
утра в районе города Термеза
два понтонно-мостовых полка начали
наводить понтонный мост.
В 15.00 начался
ввод советских войск в Афганистан
в соответствии с приказом
министра обороны СССР. Первыми
переправились разведчики, а затем,
под руководством генерала К.
Кузьмина - 108-я мотострелковая дивизия.
В это же время военно-транспортная
авиация начала переброску по
воздуху основных сил воздушно-десантной
дивизии отдельного парашютно-десантного
полка на аэродромы Кабула
и Баграма. До последней минуты десантники
не были посвящены в планы высшего руководства.
Для переброски личного состава потребовалось
сорок семь часов, за которые было совершено
343 рейса. В Кабул и Баграм было доставлено
7 700 десантников и 894 единиц боевой техники.
27 декабря
103-я воздушно-десантная дивизия
взяла под свой контроль здание
ЦК НДПА, министерство обороны,
МВД, министерство связи и другие
важные объекты столицы Афганистана.
Части 108-й мотострелковой дивизии
к утру 28 декабря сосредоточились
северо-восточнее Кабула.
На заседании
Политбюро ЦК КПСС 27 декабря были
рассмотрены мероприятия по пропагандистскому
обеспечению ввода советских
войск в Афганистан и передачи
власти Б. Кармалю. Этим решением
правда об афганской войне была надолго
спрятана от советских людей.
Военную
операцию по введению советских
войск в Афганистан можно разделить
на два этапа: 1) 27-28 декабря, 2) 29-31
декабря 1979 года. На первом этапе
27 декабря штурмом был взят
дворец Дар-уль-Аман, кабульское радио
и другие важные объекты.
Второй
этап заключался в том, чтобы,
перейдя государственную границу
и совершив марш по маршрутам
Термез - Кабул - Газни и Кушка
- Герат - Кандагар, охватить кольцом
наиболее важные административные
центры страны. Выполняя эту задачу,
первая мотострелковая дивизия
(12 тысяч человек) двигалась в
направлении Кушка - Кандагар, а
другие силы через Термез, перевал
Саланг - на Баграм и Кабул. Часть советских
войск из Кабула направилась в Гардес.
До 1 января
1980 года было введено 50 тысяч
военнослужащих, в том числе две
воздушно-десантные и две мотострелковые
дивизии. В январе 1980 года в
Афганистан вошли еще две мотострелковые
дивизии, и общая численность
советских войск достигла 80 тысяч
человек. В течение первой половины
1980 года советский военный контингент
продолжал усиливаться, особенно
за счет четырех полков боевой авиации,
трех вертолетных и различных отдельных
бригад и полков.
Начиная с
зимы 1980/81 года оппозиция усилила диверсионно-террористическую
деятельность. Вместо крупных формирований
по 500-1000 человек начали действовать небольшие
отряды по 30-40 человек и даже более мелкие
группы, состоящие из 2-3 террористов. Объектами
диверсий стали промышленные предприятия,
транспорт, ирригационные и энергетические
сооружения. В ходе этих действий оппозиции
заметные потери стал нести советский
военный контингент, который прежде всего
и использовался для выполнения задач
по охране государственных и других объектов
ДРА.
Если в 1979
году потери личного состава составили
86 человек, то в 1980-м - 1484, в 1981 году - 1298,
в 1982 году - 1948, в 1983 году - 1446, в 1984 году -
2343, в 1985 году - 1868, в 1986 году - 1333, в 1987 году
- 1215, в 1988 году - 759, в 1989 году - 53 человека.
Почти
сразу же после введения советских
войск начали предприниматься
попытки политического решения
"афганской проблемы". Однако
только в 1986 году руководство
ДРА выдвинуло программу политики
национального примирения. На этот
новый курс прямое влияние
оказала начавшаяся в СССР
перестройка и новое политическое
мышление советского руководства
во главе с М.С. Горбачевым
в области внешней политики. Политика
национального примирения включала
в себя: переговоры с вооруженной
оппозицией; создание условий для
возвращения на родину всех
беженцев; политическую и военную
амнистию всем афганцам, прекратившим
борьбу против существующего
правительства, и даже формирование
коалиционного правительства. В
результате этой новой политики
к руководству НДПА пришли
новые силы, а генеральным секретарем
ЦК с мая 1986 года стал М.
Наджибулла. 30 ноября 1987 года в соответствии
с новой конституцией Афганистана на собрании
представителей всех слоев населения
Наджибулла был избран президентом страны.
После
этого правительство ДРА разрешило
беспрепятственное возвращение
на родину всем беженцам, гарантировало
права и свободы всем гражданам
ДРА, прекратившим вооруженную
борьбу, а к октябрю 1989 года
подписало соглашения о прекращении
боевых действий с 2/3 всех полевых
командиров афганской оппозиции.
В конце
1988 - начале 1989 года были проведены
встречи между представителями
СССР и афганской оппозицией,
а также с представителями
пакистанского, иранского руководства
и бывшим королем Афганистана
М. Захир Шахом о прекращении
войны, восстановлении мира в
стране и формировании коалиционного
правительства. В рамках этих
переговоров СССР подтвердил, что
выполнит полностью взятые на
себя в Женеве 14 апреля 1988 года
обязательства по политическому
урегулированию положения вокруг
Афганистана. К 15 февраля 1989 года
был завершен вывод советских
войск из Афганистана, за которым
осуществлялся контроль наблюдателями
ООН.
СССР
В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ (1985 - 1991
ГГ.)
1.
Предпосылки реформ
К середине 80-х годов
СССР оказался в состоянии глубокого
экономического, политического и
социального кризиса системы. Произошло
падение темпов роста в промышленности
(с 8,4% в конце 60-х гг. до 3,5% в начале
80-х гг.) и производительности труда (с
6,3% до 3% соответственно). Сложилась кризисная
ситуация в сфере потребительского рынка
и финансов (в том числе в связи с понижением
мировых цен на нефть к началу 80-х гг.).
Экономический застой компенсировался
большим удельным весом военных затрат
в бюджете. Для экономики был характерен
остаточный принцип финансирования социальной
сферы, науки и культуры. Реальные доходы
на душу населения в начале 80-х гг. (по сравнению
с 1966-1970 гг.) уменьшились в 2,8 раза. После
смерти Л.И. Брежнева (ноябрь 1982 г.) Генеральным
секретарем стал Ю.В. Андропов, скончавшийся
в феврале 1984 г. после тяжелой болезни.
Высший пост в государстве занял 73-летний
К.У. Черненко, скончавшийся в марте 1985
г. Подобная "смена" власти еще более
подрывала авторитет и доверие к ее представителям
не только со стороны граждан СССР, но
и мирового общественного мнения. К середине
80-х годов несостоятельность сверхдержавных
претензий СССР стала очевидной. Его союзниками
в основном были слаборазвитые государства
"третьего мира". Бессилие советской
военной мощи демонстрировала и зашедшая
в тупик афганская авантюра. Все это происходило
на фоне усиления экономического и технологического
отставания СССР от развитых стран мира,
в которых к тому времени осуществлялся
переход к информационному (постиндустриальному)
обществу.
2.
Сущность политики
перестройки
Вступление СССР
в эпоху радикальных преобразований
(перестройки) относится к апрелю
1985 г. Как обычно инициатива этого
процесса исходила "сверху" и была
вызвана новой расстановкой сил
в высших эшелонах власти. Лидером
начавшихся преобразований выступил новый
Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.
Горбачев, избранный на этот пост на
мартовском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС. Новый
курс предполагал модернизацию советской
системы, внесение структурных и
организационных изменений в
хозяйственные, социальные, политические
и идеологические механизмы. Идеология
перестройки претерпела определенную
эволюцию: от задачи совершенствования
социализма и необходимости его
ускорения к признанию М.С. Горбачевым
некоторых либерально-демократических
ценностей: разделения властей, парламентаризма,
гражданские и политические права
человека. Ставилась задача создания
в СССР гражданского (правового) общества.
В рамках демократизации происходило
оформление политического плюрализма.
В 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции,
закреплявшая монопольное положение
КПСС в обществе. Это открыло возможность
для формирования легальной многопартийности
в СССР. Вводились альтернативные
выборы народных депутатов СССР. Наметилась
тенденция производственной демократизации.
Составной частью политической реформы
стало создание института президента
в СССР. III Съезд народных депутатов
(март 1990 г.) избрал Президентом СССР
М.С. Горбачева. 12 июня 1991 г. в результате
выборов на альтернативной основе президентом
РСФСР был избран Б.Н. Ельцин. В
условиях нестабильного положения
и усиления центробежных сил одной
из важнейших задач М.С. Горбачева
стала проблема реформирования СССР
и заключения нового соглашения между
республиками. Союзный договор суверенных
государств в Ново-Огарево (апрель 1991 г.),
известный как соглашение "9+1", а также
последующий проект соглашения о создании
Союза Советских Суверенных Республик
предоставлял значительные права республикам
и превращал центр из управляющего в координирующий.
17 марта 1991 г. в СССР прошел референдум,
в ходе которого абсолютное большинство
граждан высказалось за сохранение союзного
государства в обновленном виде.