Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 13:37, контрольная работа
Екатерина II пришла к власти в то время, когда в Европе наступала эпоха Просвещения с ее верой в благодатную роль Разума, Науки, с критикой феодальных и церковных устоев, с надеждой на просвещенных монархов. Все шире распространялись понятия правового государства и гражданского общества, где права человека на жизнь, частную собственность, свободу слова и передвижения защищались иконами и где все граждане были равны перед законом.
Введение
Реформы и преобразования Екатерины Великой
Реформы в российском образовании при Екатерине
Внешняя политика России при Екатерине Великой
Заключение
Список литературы
В 1765 году в Петербурге была открыта первая в России общественная школа для женщин – Смольный институт. До этого девушки воспитывались в семьях, монастырях или частных пансионах.
В 1779 году на деньги Прокопия Акинфиевича Демидова открыто Московское Коммерческое училище для детей купцов и разночинцев. Известный благотворитель екатерининской эпохи, действительный статский советник Демидов П.А. прославился крупными пожертвованиями: 1 млн. предоставил он в 1764 году на строительство Воспитательного дома, 20 тыс. рублей им было выделено на стипендии неимущим студентам Московского университета, 100 тыс. – на создание народных училищ.
В 1786 году был издан Устав о народных училищах, согласно которому в каждом губернском городе учреждались народные училища двух ступеней. Первую ступень представляли «малые училища» с двухгодичным сроком обучения, вторую – «главные», в составе четырех классов. В «малых» училищах преподавались грамота, чтение, арифметика и Закон Божий. «Главные училища предназначались для подготовки педагогических кадров «малых» училищ. Первое «главное» народное училище было открыто в Москве 5 октября 1786 года. Этот день можно считать днем рождения одновременно и первой массовой школы, и первого педагогического училища города.
Для системы общеобразовательных школ нужно было подготовить учителей. С той целью в 1783 году в Петербурге было открыто Главное народное училище, от которого через три года отделилась учительская семинария - прообраз педагогического института.
Екатерининская реформа не была доведена до конца, но, тем не менее, она сыграла значительную роль в развитии российского образования. За 1782-1800 гг. разные виды школ окончили около 180 тыс. детей, в том числе 7 процентов девочек. К началу XIX века в России было около 300 школ и пансионов с 20 тыс. учащихся и 720 учителями. Среди них почти совсем не было сельских школ, т.е. крестьянство практически не имело доступа к образованию. Правда, еще в 1770 г. созданная Екатериной комиссия об училищах разработала проект устройства деревенских школ (включавший предложение о введении в России обязательного начального обучения для всех детей мужского пола независимо от сословия). Но он остался проектом и не был воплощен в жизнь.
Школьная реформа1780 – годов была первой попыткой создать государственную систему народного образования. В основу новой школы были положены принципы всесословности и бесплатности обучения. Но для создания системы образования не хватило необходимых средств и, что самое главное, не было еще потребности в образовании у широких слоев населения. Решение всех этих задач было делом следующего столетия.
Внешняя политика России при Екатерине Великой
Екатерина II проводила весьма энергичную внешнюю политику, в итоге оказавшуюся успешной для Российской империи. Её правительство решало несколько главных внешнеполитических задач.
Первая сводилась к тому, чтобы выйти к берегам Чёрного моря и закрепиться там, обезопасить южные границы государства от Турции и Крыма. Рост товарности производства сельского хозяйства страны диктовал необходимость обладания устьем Днепра, через которое можно было экспортировать аграрную продукцию.
Вторая задача требовала продолжать воссоединение украинских и белорусских земель.
В 60-х годах XVIII века в Европе происходила сложная дипломатическая игра. Степень сближения тех или иных стран зависела от силы противоречий между ними.
Нигде интересы России не сталкивались так остро с позицией Англии и Франции, как в турецком вопросе. В сентябре 1768 года, подстрекаемая Францией и Австрией, Турция объявила войну России. Попытки турецкой армии прорваться вглубь России были парализованы войсками под командованием П.А.Румянцева. Кампания 1768-1769 года закончилась для турок неудачей, но не принесла особого успеха и русской армии. Перелом наступил лишь в 1770 году, когда военные действия развернулись на нижнем Дунае. П.А.Румянцев с разницей в несколько дней одержал две блестящие победы над численно превосходящими силами противника при Ларге и Кагуле (летом 1770 года). На Кавказе был также достигнут успех: турки оказались отброшены к Черноморскому побережью.
Летом 1770 года русский флот под командованием Алексея Орлова нанёс сокрушительное поражение туркам в Чесменской бухте. В 1771 году русские войска заняли Крым.
Попытка Екатерины II заключить в 1772 году мир не увенчалась успехом (не устраивали условия Турции).
В 1773 году русская армия возобновила военные действия. А.В.Суворов взял крепость Туртукай на южном берегу Дуная и в 1774 году одержал победу при Козлудже. Румянцев переправился через Дунай и двинулся на Балканы. Турция капитулировала. В 1774 году в Кючук-Кайнарджи был подписан мирный договор, по которому России отходили земли между Бугом и Днепром, включая морское побережье, крепости в Крыму, а Крымское ханство объявлено независимым. На Чёрном море устанавливалась свобода мореплавания для русских торговых судов с правом выхода в Средиземное море. Кабарда была присоединена к России.
Освободившаяся армия была переброшена на подавление восстания Пугачёва.
В декабре 1791 года в Яссах был подписан мирный договор, установивший границу между Россией и Турцией по Днестру. Россия получала Очаков и Крым, но выводила свои войска из Грузии.
Вторая внешнеполитическая задача - присоединение к России украинских и белорусских земель - решалась правительством Екатерины II путём так называемых разделов Польши, которые совершались совместно с Пруссией и Австрией.
Прусский король Фридрих II, мечтавший об увеличении своих земель за счёт соседей, обратился к Екатерине II с предложением о совместном разделе Польши между Пруссией, Австрией и Россией. Поскольку силы России были заняты на юге в войне против Турции, то отказаться от предложения Фридриха II значило передать инициативу в руки Пруссии. Поэтому, в августе 1772 года в Петербурге был подписан первый договор о разделе Польши между тремя государствами. К России отошла часть белорусских и украинских земель, к Австрии - Галиция с крупным торговым городом Львовом, к Пруссии - Поморье и часть Великой Польши.
Второму разделу Польши предшествовало нарастание в связи с революцией во Франции революционных настроений в Европе и, в частности, в Польше. В 1791 году там была введена конституция, которая, несмотря на ряд недостатков, была прогрессивной, укрепила польскую государственность, что противоречило интересам России, Пруссии и Австрии. В 1793 году Россия и Пруссия совершили второй раздел: Россия получила центральную часть Белоруссии и Правобережную Украину; Пруссия - коренные польские земли Гданьск, Торунь, Познань. Австрия не получила своей доли по второму разделу. Конституция 1791 года была отменена. Второй раздел практически поставил страну в полную зависимость от Пруссии и России. Патриотические силы общества в марте 1794 года подняли восстание.
Осенью 1794 года русские войска, предводимые А.В.Суворовым, взяли штурмом Прагу (предместье Варшавы). В ноябре 1794 года восстание было подавлено. Следствием этих событий стал третий раздел Польши в октябре 1795 года. К России отошли Западная Белоруссия, Литва, Волынь и Курляндия. К Пруссии - центральная часть с Варшавой, Австрия захватила южную часть Польши. Речь Посполитая перестала существовать как самостоятельное государство.
Заключение
Императрица Екатерина II Алексеевна (1741–1796) выступила продолжательницей дела Петра I. Ее правление связано с глубокими административными реформами и расширением территории империи. Целью деятельности Екатерины было законодательно оформить права отдельных сословий. При Екатерине складывается система просвещенного абсолютизма, то есть такая общественная система, при которой монарх осознает себя попечителем империи, а сословия добровольно осознают свою ответственность перед монархом. Таким образом Екатерина стремилась достигнуть союза между монархом и обществом не на принуждении (абсолютизм), а на добровольном осознании своих прав и обязанностей. Екатерина поощряла развитие образования и науки, торгово-промышленной деятельности, способствовала зарождению журналистики. В идеях просвещенного абсолютизма Екатерина руководствовалась трудами французских просветителей (Вольтер, Дидро).
В целом в царствование Екатерины II Россия стала авторитетной мировой державой, дворянство окончательно сформировалось как привилегированное сословие, произошло расширение прав дворянства в самоуправлении, созданы благоприятные условия для экономического развития страны. Однако недостатком экономической политики Екатерины стало продолжение политики меркантилизма и протекционизма, что приводило к слабой конкурентной борьбе и образованию в развитии промышленности застоя. Основным покупателем промышленных товаров оставалось государство и армия. Таким образом в условиях жесткого контроля со стороны государства и слабой конкурентной борьбы формирование капитализма шло очень медленно.
Список литературы
1. Белковец Л. П., Белковец В. В. История государства и права России. Курс лекций. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2010.
2. Все монархи мира. Россия / Под ред. К. Рыжова. М.: Вече, 2009.
3. История России с древнейших времен до 1861 года / Под ред. Н. И. Павленко. М., Высшая школа. 2006.
4. Отечественная история (под ред. Ш.М. Мунчаева) – М.: Юнити, 2008.
5. Отечественная история (под ред. И.М. Узнародова) – М.: Гардарини, 2009.
6. Платонов С.Ф. Курс лекций по русской истории. – Ростов на Дону: Феникс, 2009.
7. Россия в мировой истории (под ред. С.В. Парохша). – М.: Логес, 2008.
8. Сахаров А. Н., Бугаев В. И. История России: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2011.
2
Информация о работе Внешняя политика России при Екатерине Великой