Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:34, реферат
Зарождение дипломатической системы древней Руси - это, прежде всего содержание дипломатических переговоров и дипломатических соглашений, расширение круга и степень значимости поднимаемых в них политических вопросов; вовлечение в сферу дипломатической активности Руси все большего количества государств и народов зарождение и развитие посольской службы.
Зарождение дипломатической
системы древней Руси - это, прежде всего
содержание дипломатических переговоров
и дипломатических соглашений, расширение
круга и степень значимости поднимаемых
в них политических вопросов; вовлечение
в сферу дипломатической активности Руси
все большего количества государств и
народов зарождение и развитие посольской
службы. Многие дипломатические переговоры
и соглашения древней Руси возникли на
почве военного противоборства руссов
с соседними странами и народами. Для славян
было бедствием соседство с древними русами,
которые сделали своим промыслом набеги
на соседей. В свое время русы, побежденные
готами, бежали частично на восток, частично
на юг. Часть русов, ушедшая на восток,
заняла три города, которые стали опорными
базами для их дальнейших походов. Это
были Куяба (Киев), Арзания (Белоозеро)
и Старая Руса. Русы грабили своих соседей,
убивали их мужчин, а захваченных в плен
детей и женщин продавали купцам-работорговцам.
Славяне селились небольшими группами
в деревнях; обороняться от русов, оказавшихся
жуткими разбойниками, им было трудно.
Добычей русов становилось все ценное.
Неравная борьба длилась долго и закончилась
в пользу русов, когда к власти у них пришел
Рюрик. Биография Рюрика непроста. По "профессии"
он был варяг, то есть наемный воин. По
своему происхождению - рус. Существует
легенда о двух братьях Рюрика, Синеусе
и Труворе, возникшая в результате непонимания
слов летописи: "Рюрик, его родственники
и дружинники". Дружинников Рюрик посадил
в Изборске, родственников отправил дальше,
на Белоозеро, сам, опираясь на Ладогу,
где был варяжский поселок, сел в Новгороде.
Так, путем подчинения окрестных славян,
финно-угров и балтов, он создал свою державу.
2. Формирование и развитие внешнеполитических
отношений: 2.1. Роль князя Игоря, воеводы
Олега в формировании внешнеполитических
отношениях. Согласно летописи, Рюрик
умер в 879 году, оставив сына, которого
звали Игорь. Поскольку Игорь, в то время
был еще очень мал, власть принял воевода
по имени Олег. Олег с воинами двинулся
по великому пути из "варяг в греки":
из Новгорода к югу по речке Ловать, где
была переволока, и дальше по Днепру, попутно
заняв Смоленск. Варяги Олега и малолетнего
Игоря подошли к Киеву. Тогда там жили
славяне, и стояла небольшая русская дружина
Аскольда. Олег выманил Аскольда и вождя
славян Дира на берег Днепра и там убил
их. После этого киевляне без всякого сопротивления
подчинились новым властителям. Это произошло
в 882 году. Олег занял Псков и в 883 году обручил
малолетнего Игоря с псковитянкой Ольгой.
К IX веку раскол славянского единства
привел к созданию новых, ранее не существовавших
народов. Образовавшееся русско-славянское
государство с центром в Киеве быстро
усилилось и сразу же начало расширяться
к берегам Черного моря. В этом движении
славяно-русы столкнулись с таким грозным
противником, каким была в конце IX - начале
X века Византия. Говоря об отношениях
Киева и Византии в X веке, необходимо сразу
отметить следующие обстоятельства. Во-первых,
в X веке весьма изменились ландшафтно-климатические
условия жизни народов Евразии и, в частности,
обитателей Северного Причерноморья.
Наступила очередная вековая засуха, вследствие
которой часть печенегов откочевала из
Средней Азии в низовья Днепра. Печенеги
в поисках союзников вступили в контакт
с Византией и стали для нее надежными
друзьями, а враги печенегов и Византии
- мадьяры - выступили союзниками славян
и русов и как могли, поддерживали их. Во-вторых,
события войн славяно-русов с Византией
переданы в византийских хрониках и русских
летописях с очень сильными искажениями.
Вместо правдивого изложения событий
мы имеем легенды, которые сочинялись
летописцами в угоду "начальству",
в зависимости от политической ситуации.
Особенно характерна "историческая
мифология" для русского летописания
- знаменитой "Повести временных лет"
Нестора. Исходя из твердо установленных
фактов, мы знаем следующее. Византия вынуждена
была бороться с коалицией мадьяр и славяно-русов.
Первыми, кто воспользовался скованностью
сил греков, были арабские пираты. Арабо-берберские
пираты из Испании захватили остров Крит
и вырезали там все христианское население.
Сирийские и египетские арабы захватили
острова Эгейского моря: Лемнос, Родос,
Наксос и другие. Наконец, в 904 году великий
арабский корсар Лев Триполитанский сумел
напасть на Фессалоники и разграбил окрестности
второго по величине города империи. Этот
пират покушался даже на Константинополь,
но, не имея достаточных сил, обратился
за помощью к не меньшим разбойникам -
русам-дромитам. Прозвище "дромиты"
свидетельствовало о стремительности
набегов этой днепровской вольницы. Первый
набег русов на Константинополь состоялся
еще в 860 году. Тогда греки встретили врага
иконой Богоматери Одигитрии; стены города
оказались неприступными. Русы отошли
от столицы и предпочли заключить выгодный
для них мир. Так было положено начало
войнам славяно-русов с Византией, длившимся
до конца X века. И вот по зову Льва Триполитанского
с низовьев Днепра, Днестра и Южного Буга
вновь потянулись ладьи дромитов. Их флот
собрался у берегов Босфора, где русов
встретила греческая эскадра наварха
Иоанна Радина. Большая часть русских
кораблей была сожжена "греческим огнем".
Спасся лишь один отряд, уведенный его
вождем Олегом и скрывшийся в устье Днепра.
После такого успеха греки легко отразили
атаку арабов Льва Триполитанского. Попробуем
представить, что можно было сделать на
месте русов-дромитов. Поход на Константинополь
окончился жутким разгромом, большая часть
соратников погибла в пламени "греческого
огня". Высадившиеся на берег попали
в плен и были превращены в невольников,
ни о какой добыче не было и речи. Острая
вражда между русами и Византией усугубилась.
Было очевидно, что воевать с мощным противником
без поддержки нельзя, и русы стали искать
союзников. Ими оказались хазары. По соседству
с Киевской державой в Восточной Европе
зарождалось могучее государство - Хазарский
каганат. Хазары - кавказское племя, жившее
на территории современного Дагестана.
Врагами прикаспийских хазар были степняки-буртасы
и булгары. И тех и других в VI веке подчинили
себе тюрки. В начавшейся у победителей
династической распре одни тюрки оперлись
на булгар, другие на хазар. Победили хазары
и их союзники. Степные булгары бежали
на Среднюю Волгу, где основали город Великий
Булгар. Хазарские правители были истыми
купцами: они покупали победы, и только
победы. Бесстрашные гурганцы одержали
для хазарских евреев победы над гузами
на реке Яик, над булгарами, над буртасами,
над савирами. Но эти победоносные гурганцы
отказались воевать против единоверцев
- мусульман-дейлемитов. И тогда хазарские
евреи, народ находчивый, пригласили для
войны с мусульманами древних русов. Русы
освоили корабельное дело и мореплавание
еще на Балтике. Наемное войско русов шло
по Волге, строило корабли на Каспии и
затем совершало морские набеги на территорию
Персии. В первом походе они совершенно
разграбили остров Абес-кун. С дейлемитами
русы столкнулись во время второго похода
в 913 году. Дейлемиты отбили атаку, и русы,
чтобы не возвращаться с пустыми руками,
напали на мусульманский город Гянджу.
Тогда хазарский правитель разрешил своей
гвардии отомстить за единоверцев. Несколько
дней сопротивлялось усталое войско русов,
но было разбито мусульманами. Так - гибелью
- закончился для русской дружины поход
913 году. Два последующих десятилетия истории
были наполнены мелкими конфликтами славян
и, уже возникшего, Киевского княжества
с Хазарией. В 939 году произошло событие
чрезвычайной важности. Русский вождь
- князь Игорь - захватил принадлежавший
Хазарии город Самкерц (ныне Тамань), расположенный
на берегу Керченского пролива. Хазарский
правитель ответил на удар ударом: на русов
двинулась мусульманская гвардия под
командованием еврея, "достопочтенного
Песаха". Песах освободил Самкерц, переправился
через Керченский пролив и прошел маршем
по южному берегу Крыма (940 год), истребляя
христианское население. Перейдя Перекоп,
Песах дошел до Киева и обложил русское
княжество данью. В 943 году хазары вновь
послали войско русов - уже своих данников
- на Каспий, для войны с дейлемитами. Русы
захватили в низовьях Куры крепость Бердаа.
Страшнее сабель и стрел дейлемитов оказалась
вспыхнувшая в лагере русов дизентерия.
Они пробились к своим ладьям и отплыли.
Но, видимо, на Русь не вернулся никто,
так как в русских летописях нет ни слова
об этом походе. Миновали бурные во внешнеполитической
истории древней Руси 40-е годы X века, отмеченные
русско-византийской войной 941-944 годов,
договором Руси с империей 944 года, ударом
русской рати по арабским вассалам в Закавказье,
поисками союзных отношений с печенегами.
И хотя вдохновитель этой политики великий
князь Игорь бесславно погиб в древлянских
лесах, ее реализация продолжалась и после
его смерти. Не сумев закрепиться при Игоре
в Закавказье, Русь во второй половине
40-х - 50-е годы поддерживает мирные отношения
с Хазарией - своим врагом номер один на
восточных торговых путях и в районе Приазовья
и Поволжья. На западе Русь завязывает
политические контакты с Германией, более
или менее определяется позиция Руси в
Северном Причерноморье, где руссы сумели
получить доминирующее положение как
на востоке региона, так и на западе, на
подступах к Поддунавью. 2.2. Роль Ольги
в формировании дипломатических отношениях.
Во исполнение союзных обязательств Руси
по отношению к Византии, русы участвовали
в экспедиции греческого флота, направленного
против критских корсар; русские гарнизоны
размещались в пограничных с халифатом
крепостях, создавая заслон против арабского
давления на империю с юго-востока. А вскоре
правительство княгини Ольги предприняло
ряд новых дипломатических шагов, которые
должны были содействовать дальнейшему
укреплению внешнеполитических связей
древней Руси, росту ее международного
престижа. Свое место в этом ряду занимают
дипломатические контакты правительства
Ольги с Византией и Германским королевством
во второй половине 50-х годов Х века. Правительство
княгини Ольги предприняло ряд новых дипломатических
шагов, которые должны были содействовать
дальнейшему укреплению внешнеполитических
связей древней Руси, росту ее международного
престижа. Русская миссия, возглавляемая
самой Ольгой, появилась в Константинополе,
ответное византийское посольство побывало
в Киеве. Отправилось русское посольство
и на Запад, в земли германского короля
(затем императора) Оттона I. Через полтора
года в Киеве появляется немецкая духовная
миссия. Сведения о дипломатических шагах
Руси, относящихся ко второй половине
50-х годов X века, сохранились в ряде русских,
византийских и западных источников. История
посольства Ольги в Константинополь изложена
в «Повести временных лет», в «Новгородской
первой летописи» и «Летописце Переяславля-Суздальского»,
восходящих к оригинальным древнейшим
летописным известиям. Эти сведения вошли
в позднейшие летописные своды. В летописях
описаны приемы Ольги у императора и патриарха,
история «сватовства» императора к Ольге
и ее крещения в Константинополе. М. А.
Оболенский связал воедино два исторических
факта - посольство Ольги в Константинополь
и русскую миссию к Оттону I. Он считал,
что основная цель этих поездок - домогательство
руссами цесарского титула, и, поскольку
Ольгу постигла неудача в Византии, она
обратилась через два года по этому же
поводу на Запад. Так родилась версия о
дипломатической игре Ольги с Византией
и Западом. Ольга обратилась к Оттону I
лишь после охлаждения отношений между
Русью и Византией, что отразилось, согласно
летописи, в переговорах императорских
послов в Киеве и в негативных оценках
Руси Константином VII Багрянородным в
его сочинениях. На Западе Ольга искала
не религиозных контактов, а связей государственных,
поэтому и направила послов не к папе,
а к германскому королю. Попытки же Оттона
I навязать епископство руссам встретили
с их стороны резкое сопротивление и обусловили
неудачу Адальберта. Адальберт кроме миссионерских
целей имел и политические расчеты. Ольга
вела с Византией переговоры по торговым
и политическим вопросам, обещала императору
выслать дары и дать «воев», что нашло
отражение в союзных действиях Святослава.
В общем плане развития древнерусской
дипломатической практики следует рассматривать
и политические контакты Руси с Хазарией,
народами Северного Кавказа, с печенегами,
а также попытки добиться мирных урегулирований
после русских походов в Закавказье в
первой половине Х века. Вместе с тем для
киевской правящей верхушки становится
очевидным, что дальнейшая решительная
борьба за реализацию этих внешнеполитических
направлений сопряжена с борьбой против
Хазарского каганата, обострением соперничества
с Византией, новыми войнами, поисками
союзников на Западе и Востоке, новой дипломатической
активностью. Правительство Ольги не ставило
перед собой решение подобных задач. Эту
нелегкую государственную миссию взяло
на свои плечи киевское правительство
молодого Святослава. 2.3. Политика Святослава.
Независимость Руси. Дипломатия Святослава
опиралась на предшествующие внешнеполитические
успехи древней Руси, синтезировала накопленный
внешнеполитический опыт и в этом плане
являла собой новый качественный этап.
Молодой князь, оказавшийся энергичным
полководцем, летом 964 года начал поход
против хазар. Святослав не решился идти
от Киева к Волге напрямую через степи.
Это было очень опасно, ибо племя северян,
обитавшее на этом пути между Черниговом
и Курском, было сторонником хазар. Русы
поднялись по Днепру до его верховьев
и перетащили ладьи в Оку. По Оке и Волге
Святослав и дошел до столицы Хазарии
- Итиля. Союзниками Святослава в походе
964-965 годов выступили печенеги и гузы.
Печенеги, сторонники Византии и естественные
враги хазар, пришли на помощь Святославу
с запада. Гузы пришли от реки Яик, пересекши
покрытые барханами просторы Прикаспия.
Союзники благополучно встретились у
Итиля. В осажденном городе евреям бежать
было некуда, потому они вышли сражаться
со Святославом и были разбиты наголову.
Уцелевшие бежали "черными" землями
к Тереку и спрятались в Дагестане. Святослав
пришел и на Терек. Там стоял второй большой
город хазарских евреев - Семендер. Семендер
имел четырехугольную цитадель, но она
не спасла город. Святослав разгромил
Семендер и, забрав у населения лошадей,
волов, телеги, двинулся через Дон на Русь.
Уже по дороге домой он взял еще одну хазарскую
крепость - Саркел, находившуюся около
нынешней станицы Цимлянской. Саркел был
построен византийцами в период их короткой
дружбы с Хазарией. В Саркеле Святослав
встретил гарнизон, состоявший из наемных
кочевников. Князь одержал победу, разрушил
крепость, а город переименовал в Белую
Вежу. Там в дальнейшем поселились выходцы
из Черниговской земли. Взятием Саркела
завершился победоносный поход Святослава
на Хазарию. В результате похода 964-965 годов
Святослав исключил из сферы влияния еврейской
общины Волгу, среднее течение Терека
и часть Среднего Дона. Но не все военно-политические
задачи были решены. На Кубани, в северном
Крыму, в Тьмутаракани еврейское население
под именем хазар по-прежнему удерживало
свои главенствующие позиции и сохраняло
финансовое влияние. Однако основным достижением
похода, бесспорно, явилось то, что Киевская
Русь вернула себе независимость. Результаты
похода 964-965 годов не могли не поднять
авторитет Руси в глазах византийского
союзника, который старался всеми силами
привлечь Святослава к решению внешнеполитических
проблем империи. Византийскому правительству
требовался человек для переговоров со
Святославом. Выбор пал на византийского
дипломата, сына стратига херсонесской
фемы (области), Калокира. Калокир был человек
столь же энергичный, сколь и честолюбивый.
Язык славян и их нравы он знал хорошо,
ибо встречался с ними в Херсонесе, а будучи
византийским офицером, плечом к плечу
со славяно-русами сражался в Сирии против
мусульман. В Киеве Калокир заключил выгодный
для Византии договор, по которому русы
обязались принудить к покорности Болгарское
царство. Но честолюбивый посол втайне
мечтал об императорской короне. Он решил
опереться на войско русов и, свергнув
старого императора Никифора II Фоку, захватить
власть в Константинополе. Выполняя договор,
русы высадились в устье Дуная, разбили
болгарского царя Петра и овладели Болгарией.
Планы Калокира стали сбываться: князь
славяно-русов Святослав стал ему другом;
в коротком переходе от Константинополя
стояли русские дружины; подошли к нему
и союзники - печенеги. К несчастью Калокира,
его замысел открылся еще при Фоке. Иоанн
Цимисхий, захвативший с помощью императрицы
Феофано власть и безжалостно казнивший
старого императора Фоку, оказался способным
и деятельным полководцем. Новый базилевс
бросил на Святослава и Калокира созданные
его предшественником отличные войска.
Кроме того, еще Фока успел распорядиться,
чтобы союзники Византии - левобережные
печенеги - напали на Киев. Поэтому Святославу
пришлось оставить Болгарию и устремиться
на Русь спасать собственную столицу,
свою старую мать и детей. Но когда он подоспел
к Киеву, война уже завершилась, не начавшись.
Пришедшие с севера войска воеводы Претича
остановили печенегов. Их хан обменялся
с Претичем оружием и, заключив мир, ушел
в приднепровские степи. Святослав, бросивший
все в Болгарии, обнаружил, что в Киеве
он совсем не ко двору. Там крепла христианская
община, и ее не устраивал князь-язычник.
Сам Святослав не жаловал христиан, да
и вообще ему было "не любо сидеть в
Киеве". Ольга просила сына не покидать
ее. Но старая княгиня скоро умерла, и Святослав
поспешил вернуться в Болгарию, где ситуация
также изменилась не в его пользу. Византийцы
вышли на равнину Северной Болгарии и
захватили город Преславу (Преслав). Болгары
быстро перешли на сторону греков: русы
уже разочаровали их насилиями и жестокостью.
Успевший покинуть Преславу отряд русов
вместе с Калокиром ушел на Дунай в город
Переяславец. Печенеги тоже оставили Святослава.
Покинутый союзниками, он с небольшой
дружиной противостоял теперь и византийским
войскам, и восставшей Болгарии. Весной
971 года Цимисхий, прервав притворные переговоры
со Святославом, подошел к Переяславцу
с лучшими войсками империи. Одновременно
в Дунай вошла греческая эскадра из 300
кораблей. Переяславец пал после трехдневного
штурма, и наступил последний акт трагедии.
Русы не могли воевать "в чистом поле"
из-за отсутствия конницы и заперлись
в городе Доростол. Греки обложили эту
небольшую крепость со всех сторон. Русы
приняли бой, они сражались героически:
в пешем строю атаковали византийцев,
и только удар латной конницы спас Цимисхия
от поражения. Большие потери с обеих сторон
и голод в русском стане подтолкнули противников
к переговорам. Грекам не нужна была жизнь
Святослава и его дружины. Они согласились
дать русам уйти. Святослав за это обещал
отступиться от Болгарии. Святослав не
пошел к столице, а расположил обессиленное
ранами, лишениями и переходом войско
на Березани. Во время мучительной, голодной
зимы 971-972 годов в войске Святослава произошел
раскол. Русы-язычники обвинили в поражении
русов-христиан, входивших в дружину. Были
замучены и убиты все дружинники-христиане,
среди погибших оказался и родственник
Святослава Улеб. В Киеве не могли не знать
о кровавых событиях на Березани. Киевские
христиане, составлявшие большую и влиятельную
общину, поняли, что их ждет, когда Святослав
с ожесточенной дружиной войдет в собственную
столицу. Весной 972 года русы с Березани
двинулись к Киеву. У днепровских порогов
русов ожидали левобережные печенеги.
В короткой битве дружина Святослава была
полностью истреблена, и печенежский хан
Куря обзавелся чашей, сделанной из черепа
князя. В гибели князя и его войска были
заинтересованы киевские христиане, во
главе которых стоял старший сын Святослава
Ярополк. Итак, с гибелью князя-язычника
Киевская Русь стала превращаться в тихую
и спокойную державу, где христианское
учение приобретало все больше сторонников.
Пошло это во вред или на пользу Руси? Если
бы Святослав восторжествовал, он превратил
бы Киев в базу разбойничьих набегов. Святослав
враждовал бы с племенами, обкладываемыми
данью, и с христианами, обычно казнимыми
им. В итоге у киевского князя не осталось
бы друзей. Со смертью Святослава военно-языческая
партия в Киеве ослабла. Сила и влияние
стали переходить к христианам, и это вызвало
эмиграцию части русов из Киевской державы.
Русы великолепно знали дорогу на Запад.
Туда они и направились, как только их
вынудила к этому ситуация. Византии были
очень нужны воины для борьбы с мусульманами.
Русов-наемников ждали сражения с войсками
халифата на восточных границах Византийской
империи. Направившиеся в "Андалус"
- Испанию - были хорошо знакомы с саблями
и стрелами берберов и предпочли напасть
на христианскую Галисию (область в Испании).
Их первыми "подвигами" стали разорение
побережья, сожжение монастырей и убийства
священников. Три года они свирепствовали
в этой земле. Край пришел в запустение.
Наконец герцогу Гонсало Санчесу удалось
собрать войска и разбить захватчиков.
Русы погрузились на корабли, уплыли, и...
больше о них не известно ничего. Скорее
всего, остатки этого буйного племени
покоятся на дне Атлантического океана.
С гибелью этого отряда русов была окончательно
перевернута страница истории, повествовавшая
о взаимоотношениях древних славян с русами.
В IX-X веков эти два народа иногда враждовали
друг с другом, а иногда вступали в тесный
контакт. Контакт между славянами и русами
более всего был характерен для Киева,
где господствовали "русы-славянофилы".
Там-то и сложилась славяно-русская этническая
общность. Сближение русов и славян было
настолько тесным, что русы передали славянам
и свое имя, и своих князей. Земля полян
стала называться Русью. Но древний конфликт
славян и русов сменился другим, не менее
кровавым и тяжелым. 2.4. Политическая деятельность
Владимира сына Святослава. Возглавивший
после смерти княгини Ольги Киев и киевскую
христианскую общину Ярополк Святославич
был связан договорами с Константинополем
и печенегами. На севере, в Новгороде, христианству
противостоял балто-скандинавский культ
Перуна, бога обновленной языческой религии.
И хотя Киев оставался языческим городом,
культ Перуна, принесенный с берегов Балтийского
моря, киевлянам вовсе не был симпатичен.
Славяне верили в Хорса - Солнце, почитали
женское божество Мокошь, небесного Дажьбога,
скотьего бога Волоса. Как всякие боги,
славянские тоже требовали почитания,
но не человеческих жертв. Совсем другим
был культ Перуна, с приходом которого
земля обагрилась кровью жертв. Ненависть
киевлян к культу и поклонникам Перуна
обострилась. Случаи человеческих жертв
только подталкивали многих к крещению.
В столь острой ситуации столкновение
полярных мировоззрений было неизбежным.
Началась долгая и упорная борьба Ярополка
со сторонниками Перуна, которых возглавлял
сводный брат Ярополка Владимир, сын наложницы
Святослава - ключницы Малуши. Владимиру
и третьему сыну Святослава - Олегу было
около 15 лет, Ярополк был чуть старше. Эти
юноши вряд ли могли проводить самостоятельную
политику. За ними стояли опытные и влиятельные
мужи, опиравшиеся на население определенных
земель.