Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 22:27, реферат
В самом начале царствования Александра был заключен мир, а затем «конвенция о дружбе» с Великобританией (в июне 1801 г.). В 1801 г. Грузия, спасаясь от натиска Персии, просила русского императора принять ее в подданство и под защиту России; Александр исполнил эту просьбу, и в 1804 г. Персия объявила России войну, которая продолжалась до 1813 г.
братства и христианской любви. В действительности этот союз скоро
превратился в оплот европейской реакции, стремившейся к сохранению
абсолютизма и подавлявшей все свободолюбивые движения народов. В течение
1818—1822 гг. собирался ряд конгрессов участников «священного союза» (в
Аахене, Троппау, Лайбахе (Любляне) и Вероне), которые принимали решения о
поддержке вооруженной рукой легитимных правительств против народных
восстаний"[17].
В 1821 г. вспыхнуло восстание в Греции против турецкого владычества, и
все русское общество ожидало, что Александр окажет поддержку единоверным
грекам, но он стал последовательно на точку зрения легитимизма, признал
греческое восстание революцией против законного монарха (турецкого
султана!) и отказал грекам в помощи.
4. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА В 1815 — 1825 ГГ.
4.1 Изменения в политике. Рост правительственной реакции.
Когда бури военных лет пронеслись, правительство не возвратилось к
деятельности в прежнем направлении.
События этих лет неодинаково подействовали на общество и на
правительство: в первом они вызвали необычайное политическое и нравственное
возбуждение; общество непривычно оживилось, приподнятое великими событиями,
в которых ему пришлось принять такое деятельное участие.
Это возбуждение долго не могло улечься и по возвращении русской армии
из-за границы. Силу этого возбуждения нам трудно теперь себе представить;
оно сообщилось и правительственным сферам, проникло в официальные
правительственные издания. Печатались статьи о политической свободе, о
свободе печати; попечители учебных округов на торжественных заседаниях
управляемых ими заведений произносили речи о политической свободе как о
последнем и прекраснейшем даре Божьем. Частные журналы шли еще дальше: они
прямо печатали статьи под заглавием «О конституции», в которых старались
доказать «доброту представительного учреждения»[18].
Возбуждение сообщилось и, может быть, даже поддерживалось военными
людьми, возвратившимися из заграничных походов. В офицерских кругах
образовывались общества, в которых читались речи о недостаточности
специального военно-технического образования для военных людей, о
необходимости для них чтения, ученых упражнений общего образования.
Совсем иначе подействовали внешние события на правительство, прежде
всего на самого императора: оно вышло из тревог военных лет с чувством
усталости, с неохотой продолжать преобразовательные начинания первых лет,
даже с некоторым разочарованием в прежних своих политических идеалах.
Различные причины вызвали эту перемену в настроении правительства; из
них одной можно признать оказавшиеся результаты исполненных преобразований.
Эти результаты не оправдали ожиданий, не внесли заметного улучшения в
государственную жизнь, не устранили старых многочисленных злоупотреблений.
Правительство пришло в уныние от этих неудач; притом и внешняя политика
начала оказывать давление на ход внутренних дел.
Внешние события поставили Россию в борьбу с последствиями французской
революции; русское правительство как-то самым ходом дел стало консерватором
в международных отношениях, охранителем законности, следовательно,
поборником восстановления старины. Такое направление из международных
отношений невольно переносилось на внутреннюю политику. Нельзя же было в
самом деле одной рукой поддерживать охранительные начала на Западе, а
другой продолжать преобразовательные предприятия дома.
Внешние дела 1812— 1815 гг. оказали могущественное влияние на ход дел
внутренних; можно даже сказать, что редко когда внешняя политика так
изменяла направление внутренней жизни в России; может быть, это произошло
оттого, что Россия редко переживала такие события, какие испытала в те
годы. События эти очень неодинаково действовали на русское общество и на
русское правительство. В первом они вызвали необыкновенное политическое и
нравственное возбуждение. Русские люди, только что пережившие такие
опасности, вышли из них с более живым ощущением своих сил.
Возбуждение это сказывалось и в литературе, даже официальной; в
периодических официальных изданиях, продолжая прежний тон, с начала
царствования установившийся в печати, встречались статьи о таких вопросах,
как свобода печати и т. п. Еще живее сказывалось это возбуждение в
неофициально периодической литературе; здесь прямо печатались статьи под
заглавием «О конституции», в которых доказывалась «доброта представительных
учреждений». Попечители учебных округов на торжественных актах произносили
речи о политической свободе, называя ее «последним и возвышеннейшим даром
Бога»[19]. Итак, высшие руководители общества, т. е. военно-гражданские,
расположены были к самым широким ожиданиям, надеялись теперь, что
правительство не только предложит, но и расширит свою прежнюю программу.
Между тем правительство относилось уже не по-прежнему к
преобразованиям; оно не расположено было проводить и прежней программы. На
правительстве отразилось то настроение, с которым вышел из пережитых
опасностей его глава. Император Александр очень утомился в эти годы;
быстрая смена побед и поражений нарушила в нем прежнее нравственное
равновесие; недаром она 1814 г., возвращаясь из-за границы, привез домой
седые волосы.
Пережитые события поселили в правительстве чувство утомления,
охлаждения к энергичной внутренней деятельности, даже некоторое
разочарование в прежних политических идеалах; к тому же ход важнейших
событий поставил его в упорную борьбу с последствиями французской
революции, волей или неволей сделал его представителем консерватизма в
международных отношениях, восстановителем и охранителем законного порядка,
основанного на предании старины.
Это охранительное направление из внешней политики необходимо
переносилось и на внутреннюю; нельзя же было в самом деле одной рукой за
границей поддерживать консервативные начала, а дома продолжать
преобразовательную, революционную, как говорили тогда, деятельность.
Как бы отвечая на изменившееся положение дел, правительство слабо
продолжало деятельность прежнего направления; да и эта ослабленная
деятельность сосредоточивалась не на коренных областях России, а на
окраинах, находящихся ближе к Западной Европе; очевидно, путь тяготения
внутренней политики также переместился ближе к западной границе.
После наполеоновских войн Александр 1 еще не сразу стал поклонником
абсолютизма. В значительной мере под его влиянием новый французский король
Людовик XVIII дал своему народу конституционную хартию (хотя и с очень
ограниченным кругом избирателей). Сам Александр, сделавшись после Венского
конгресса «царем польским», дал Польше (в декабре 1815 г.) конституцию,
предоставлявшую законодательную власть в стране польскому сейму.
Наместником в царстве Польском был назначен старый польский генерал
Зайончек (бывший начальником одной из дивизий в армии Наполеона). Польша
имела свое правительство (из 5 министров) и свою особую армию (около 40
тыс.); командующим польской армией был назначен брат царя, великий князь
Константин (женатый на польской аристократке). В речи при открытии
польского сейма в 1818 г. Александр сказал, что «свободные учреждения...
совершенно согласуются с общественным порядком и утверждают истинное
благосостояние народов», и заявил о своем намерении — «благодетельное
влияние» «свободных учреждений» «распространить на все страны, попечению
моему вверенные»[20]. В это время Александр поручил другу своей молодости
Новосильцеву составить план конституции для России, и последний составил
«уставную грамоту», однако Александр отложил осуществление проекта-
Новосильцева.
В 1820 г. произошли события, означавшие конец периода конституционных
колебаний Александра и решительно толкнувшие его в лагерь абсолютизма и
реакции: в Европе это были военные революции в Италии и Испании, а в России
— солдатские волнения в лейб-гвардии Семеновском полку, хотя солдатское
возмущение было вызвано лишь грубостью и жестокостью полкового командира и
направлено лишь против него, Александр усмотрел в «семеновской истории»
последствия революционной агитации, очень встревожился и приказал
раскассировать весь наличный офицерский и солдатский состав полка по другим
армейским частям. После 1820 г. Александр окончательно расстался с
конституционными мечтами своей юности, и Россия вступила в полосу
правительственной реакции и обскурантизма.
Таким образом, правительство во второй половине царствования стало
постепенно отказываться от программы, которая так громко возвещена была в
начале и к осуществлению которой были сделаны такие сильные приступы.
Вследствие этого неодинакового действия одних и тех же событий на
правительство и на общество они, правительство и общество, разошлись между
собою, как никогда не расходились прежде.
Известно, что во вторую половину царствования император очень мало
занимался внутренними делами России, все его внимание постепенно
сосредоточилось на устройстве политического порядка в Польше, на
поддержании устройством Священного союза политического порядка в Западной
Европе.
4.2 Аракчеев и Александр 1.
Главным сотрудником Александра в течение всей второй половины его
царствования стал суровый и мрачный временщик, генерал А. А. Аракчеев, в
руках которого сосредоточивалось все гражданское и военное управление,
тогда как сам Александр все более отходил от текущих дел внутреннего
управления, занимаясь преимущественно делами международной политики.
Одно дело внутри государства живо интересовало Александра — это была
организация военных поселений, начальником которых был назначен все тот же
Аракчеев. Главною целью военных поселений было уменьшение расходов казны на
содержание армии. Система военных поселений состояла в том, что некоторые
территории, населенные казенными крестьянами, передавались из гражданского
ведомства в военное; они освобождались от обычных податей и повинностей и
зато должны были из состава населения комплектовать и содержать
определенные воинские части; семейные солдаты должны были составлять
коренное население волости: у них по квартирам распределялись холостые
солдаты, которые работали у хозяев как батраки и взамен заработной платы
получали от них полное содержание. Правительство заботилось об улучшении
материального положения военных «поселян», давало им скот, инвентарь, ссуды
и пособия, но вся жизнь их была скована строгими правилами военной
дисциплины и находилась под непрестанным надзором начальства, и потому
население (как и общество) относилось с ненавистью к этой системе и считало
ее худшим видом крепостного права. Военные поселения при Александре 1
получили широкое развитие: к 1820 г. корпус военных поселений состоял из 90
батальонов пехоты в Новгородской губернии и 36 батальонов пехоты и около
250 эскадронов кавалерии в украинских поселениях[21].
В 1816—1819 гг. было произведено освобождение крепостных крестьян в
Прибалтийском крае, но условия реформы не соответствовали интересам
крестьян, ибо вся земля оставалась в собственности помещиков. «Учреждение»
для эстляндских крестьян, изданное в 1816 году, гласило, что «эстляндское
рыцарство, отрекаясь от всех доселе принадлежащих ему крепостных
наследственных прав на крестьян, предоставляет себе токмо право
собственности на земли». Однако в этом «токмо» заключалось весьма многое!
Крестьяне, сделавшись лично свободными, но не получив никаких земельных
наделов, попали в полную экономическую зависимость от помещиков и должны
были превратиться или в арендаторов помещичьей земли, или в батраков в
помещичьих хозяйствах. На таких же условиях были «освобождены» в 1817 г.
крестьяне Кур-ляндской губернии, а в 1819 г.— крестьяне в Лифляндской
губернии и на о. Эзеле[22].
В области культуры и просвещения последние годы Александрова
царствования характеризовались попытками привлечения религии на службу
реакции и обскурантизма. В 1817 г. было учреждено Министерство духовных дел
и народного просвещения (с князем А. Н. Голицыным во главе), которому было
поручено заботиться о том, «дабы христианское благочестие было всегда
основанием истинного просвещения»[23]. Сам князь Голицын был человек
религиозный, культурный и гуманный, но его помощники (как пресловутые
Магницкий и Рунич, попечители Казанского и Петербургского учебных округов)