Внешняя и внутренняя политика Хрущева

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 16:35, доклад

Описание работы

Несмотря на провозглашенный курс мирного сосуществования, началось противостояние с капиталистическими странами. Одной из главных причин противоречии был вопрос о статусе Германии. СССР препятствовал вступлению ФРГ в НАТО, был не отрегулирован вопрос о границах. Запад отказывался признавать самостоятельность ГДР и призывал к объединению Германии под эгидой ФРГ.

Переговоры по урегулированию конфликта результатов не дали, и в условиях его обострения 13 августа 1961 г. за одну ночь была построена бетонная стена, которая отделила Западную часть Берлина от остальной ГДР.

Работа содержит 1 файл

46.docx

— 16.86 Кб (Скачать)

46.внешняя и  внутренняя политика Хрущева

Н.С.Хрущеву досталось  тяжелое наследие во внешнеполитической области. СССР находился в мире, расколотом на два противоборствующих лагеря, и пребывал в состоянии «холодной  войны».

Необходимость перемен во внешней политике была декларирована принятой 20-м съездом  КПСС концепцией о необходимости  мирного сосуществования государств с различным общественным строем и многовариантностью путей построения социализма.

КПСС отказалась от жесткого идеологического диктата  в отношениях со странами «народной  демократии». В тоже время увеличились  объем материальной помощи и координация  планов экономического развития участников СЭВ.

Для осуществления  военного сотрудничества социалистических стран и в противовес НАТО, в  мае 1955 г. была создана Организация  Варшавского Договора. В нее вошли СССР, Польша, Чехословакия, ГДР, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания.

Несмотря на усилия по консолидации социалистического  лагеря, в нем имелись серьезные  противоречия. Подтверждением этому  стали события 1953 года в Германии и 1956 года в Венгрии, где произошли  попытки ликвидации социализма. Мятежи подавили силами советских войск.

В 1953 г. СССР начал  сближение с Китаем. С этой целью  было заключено торговое соглашение, выделены значительные кредиты, взято  обязательство о выводе советских  войск из Порт-Артура. СССР отказался  от экономических интересов в  Маньчжурии и передал все совместные торговые компании в собственность  Китаю.

Однако в конце 50-х годов взаимоотношения обострились. Причиной этому стал отказ КНР  в размещении военных баз СССР на своей территории.

В ответ СССР отозвал из Китая военных специалистов, сократил материально-техническую  помощь и свернул программы по сотрудничеству в области ядерной  физики.

Несмотря на провозглашенный курс мирного сосуществования, началось противостояние с капиталистическими странами. Одной из главных причин противоречии был вопрос о статусе  Германии. СССР препятствовал вступлению ФРГ в НАТО, был не отрегулирован  вопрос о границах. Запад отказывался  признавать самостоятельность ГДР  и призывал к объединению Германии под эгидой ФРГ.

Переговоры по урегулированию конфликта результатов  не дали, и в условиях его обострения 13 августа 1961 г. за одну ночь была построена  бетонная стена, которая отделила Западную часть Берлина от остальной ГДР.

Наиболее острым стал «Карибский кризис» (октябрь 1962 г.), приведший мир на грань атомной катастрофы. Он был вызван попыткой размещения СССР ядерных ракет на Кубе. Благодаря переговорам руководителей СССР и США возобладал разум, войны удалось избежать.

Новый виток  напряженности между великими державами  начался в результате вооруженного вмешательства США во Вьетнаме. СССР оказал поддержку вооруженным силам  ВНР.

Необходимость производства вооружения лежала тяжелым  бременем на бюджете страны. СССР неоднократно выступал с инициативами по сокращению численности армии, наступательных видов оружия, пытался ввести мораторий  на ядерные испытания.

В 1955 г. СССР предложил  созвать Всемирную конференцию  по вопросу разоружения. Инициативу о всеобщем разоружении внес Н.С.Хрущев на Ассамблее ООН в сентябре 1959 г. В результате в начале 60-х годов  были заключены договора о нераспространении  ядерного оружия и запрещении его  испытаний.

СССР проявлял активность в распространении «социалистической  ориентации» на развивающиеся страны. С этой целью наносились визиты в  Египет, Сирию, Ирак, Бирму, Афганистан. Эти страны получали от СССР политическую, военную и экономическую помощь. Несмотря на проявленную активность и материальные затраты, эта политика не принесла ощутимых результатов.

Важнейшей проблемой  этого периода стало недостаточное  производство сельскохозяйственной продукции. В отрасли была низкая производительность, недостаточная механизация, у колхозников  отсутствовали стимулы к труду.

Правительство стало предпринимать меры для  реорганизации сельского хозяйства. В августе 1953 г. с принятием нового бюджета увеличились дотации  на производство товаров в пищевой  промышленности. На сентябрьском Пленуме  ЦК 1953 г. принято решение о повышении  закупочных цен, списании долгов колхозов и уменьшении налогов.

Февральский Пленум ЦК принял решение о начале сельскохозяйственного  производства в полузасушливой зоне на востоке страны - Заволжье, Казахстане, Сибири, Алтае и Нижнем Урале.

С этой целью  в 1954 г. 300 тыс. добровольцев отправились  на освоение целины. Планировалось  ввести в оборот 42 млн га пашни и к концу 1960 г. увеличить производство зерна на 40%.

Изначально невысокие  урожаи со временем упали, земли истощились и потребовались, средства на проведение мелиорации, агрономические мероприятия, развитие инфраструктуры и т.д. Почва  гибла от эрозии и сорняков. Тем  не менее, за счет освоения огромных площадей удалось повысить валовой сбор зерновых культур. За три года производство сельскохозяйственной продукции увеличилось на 25 %. 
 

После посещения  Н.С.Хрущевым США Пленум ЦК в 1955 г. принял решение сделать кукурузу профилирующей  культурой. 18 млн га засеяли в районах, не подходящих для этого производства.

Следующий этап реорганизации сельского хозяйства  начался в мае 1957 г., когда Хрущев выдвинул лозунг «Догнать и перегнать  Америку!». В 1957 г. были распущены МТС. В результате колхозы получили технику, но остались без ремонтной базы. Это привело к сокращению парка  сельскохозяйственных машин и изъятию  у колхозов значительных денежных средств.

Вторая реформа  ставила своей целью укрупнить  колхозы, создать объединения, способствующие индустриализации сельского хозяйства. Руководители хозяйств стремились выполнить обязательства перед государством за счет ущемления интересов простых колхозников (уменьшились приусадебные участки, принудительно забирали личный скот в колхозы).

Большое внимание уделялось развитию тяжелой промышленности и обороне. В результате была упущена  ситуация в производстве товаров  народного потребления, образовался  дефицит в этой области.

В 1954 г. 11-й съезд  профсоюзов вскрыл серьезные недостатки в управлении промышленностью и  положении рабочих. Были возрождены производственные совещания, усилен контроль за сверхурочными работами, поощрительными мерами. Представители администрации объединились со специалистами.

В 1957 г. для облегчения взаимодействия между •отраслями промышленные министерства заменили совнархозами. Однако «административная лихорадка» не дала положительных результатов, темпы экономического развития страны снижались.

В целом уровень  жизни в стране вырос. Для этого  государство предприняло ряд  мер. Регулярно повышалась заработная плата. Был принят закон о пенсиях, сокращена рабочая неделя, увеличилась  продолжительность отпуска по беременности. Прекратилась практика навязывания  покупок обязательных государственных  займов. Отменены все виды платы  за обучение. Началось массовое строительство  жилья.

На рубеже 50-60 гг. были допущены серьезные просчеты в аграрной политике и экономике. Производственный сектор был деструктурирован необдуманными реформами и штурмовщиной. С 1963 г. правительство вынуждено было пойти на регулярные закупки зерна за границей. Кризисную ситуацию пытались выправить за счет изъятия средств у населения путем повышения розничных цен и снижения тарифных расценок на производстве. Это привело к социальной напряженности и стихийным выступлениям рабочих (например в Новочеркасске, 1962 г. )

Информация о работе Внешняя и внутренняя политика Хрущева