Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2011 в 14:31, контрольная работа
"Русская Правда не только рассказывает о юридических нормах X - XII вв. Источники дают ценные сведения о развитии феодальных отношений, образовании классов и классовой борьбе, категориях феодально-зависимого населения, землевладении и земельной собственности, политическом строе Древней Руси. Причем все эти категории в статьях "Русской Правды" предстают не как отвлеченные понятия, а как эхо жизни далекой эпохи во всем ее многообразии и противоречиях.
Введение
1. Особенности Византийского законодательства
2. Развитие права в Древней Руси
3. Влияние византийского законодательства на становление права в Древней Руси.
Заключение
Решение задач
Список литературы
План
Введение
1. Особенности Византийского законодательства
2. Развитие права в Древней Руси
3. Влияние византийского законодательства на становление права в Древней Руси.
Заключение
Решение задач
Список
литературы
Введение
О социальной структуре, политическом и государственном устройстве древнерусского общества периода раннефеодальной монархии и феодальной раздробленности нам известно из древнейшего юридических памятников - "Русской правды". "Русская правда" - сложный юридический памятник, основанный на нормах обычного права и прежнем княжеском законодательстве, до нас не дошедшем. "Русская правда" состоит из "Правды Ярослава" (первые 17 статей) и "Правды Ярославичей" (сыновей Ярослава Мудрого), "Устава Владимира Мономаха". "Правда Ярослава" регламентирует отношения между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. "Правда Ярославичей" же уделяет большее внимание отношениям внутри княжеской или боярской вотчины с зависимым населением. Псковская судная грамоты является документом составленным в Новгородской боярской республике.
"Русская
Правда не только рассказывает
о юридических нормах X - XII вв. Источники
дают ценные сведения о
1. Особенности Византийского
законодательства
В
Древнерусском государстве, кроме
собственных правовых источников, применялись
сборники византийских церковных правил
и законов, определяющих права церкви
и указывающих на взаимоотношения
церкви и государства. После принятия
христианства, византийское духовенство
всячески стремилось в своей деятельности
проводить, основные принципы византийского
феодального права. На Руси распространялись
переводы сборников византийского церковного
права. Ввиду зависимости русской церкви
от Константинополя русское духовенство
частично подчинялось правилам греческой
церкви. Влияние византийских сборников
на русское право обусловливалось подсудностью
духовным судам вопросов семейно-брачного
и наследственного права. Сборники византийского
церковного права носили наименование
номоканонов. Русские переписчики объединили
номоканоны с правилами из других русских
правовых источников, в результате вышли
более полные сборники права, получившие
название Кормчих книг. Источники "Русской
Правды" убедительно свидетельствуют
о том, что этот документ права возник
на основе закономерного развития, русского
общества, и рассуждения норманистов,
дворянско-буржуазных историков, современных
западноевропейских советологов о германском
происхождении "Русской Правды" или
о заимствовании ею норм из Саксонского,
Салического или Фризского прав явно несостоятельны
и не могут быть обоснованы никакими научными
доказательствами. Этот древнейший кодекс
является сборником русского феодального
права. Содержание его дает представление
о характере и устройстве феодальной вотчины,
о правовом положении населения, о государственном
строе Древней Руси, суде, преступлениях
и наказаниях, наследовании и договорах.
2. Развитие права
в Древней Руси
В IX - X веках на Руси действовала система норм устного, обычного права. Часть этих норм, к сожалению, не была зафиксирована в дошедших до нас сборниках права и летописях. О них можно лишь догадываться по отдельным фрагментам в литературных памятниках и договорах Руси с Византией X века. 1
Большую роль в регулировании отношений в докодификационных период имела система договоров. Основная масса договоров была заключена с Византией. Византийское право сыграло значительную роль в формировании системы российского права.
В процессе укрепления позиций христианства и его распространения на территории Киевской Руси особое значение принимает ряд византийских юридических документов - номоканонов, т.е. объединений канонических сборников церковных правил христианской церкви и постановлений римских и византийских императоров о церкви. Со временем эти церковно-юридические документы, называвшиеся на Руси Кормчими Книгами, принимают силу полноправных законодательных актов, а вскоре за их распространением начинает внедряться институт церковных судов, существующих наряду с княжескими.
Русская
Правда принадлежит к числу крупнейших
юридических произведений средневековья.
По времени своего возникновения
она является древнейшим памятником
славянского права, целиком основанным
на судебной практике восточных славян.
Еще Прокопий Кессарийский в VI веке заметил,
что у славян и антов “вся жизнь и узаконения
одинаковы”. Конечно, подразумевать здесь
под “узаконении” Русскую Правду нет
никаких оснований, но признать наличие
каких-то норм, по которым текла жизнь
антов и которые запоминались знатоками
обычаев и сохранялись родовыми властями
необходимо. Недаром русское слово “закон”
перешло к печенегам и было у них в обиходе
в XII веке. Можно с уверенностью сказать,
что кровная месть была хорошо известна
в то время, хотя и в урезанном виде в Русской
Правде. Не приходится сомневаться и в
том, что родовая община с обычаями в процессе
разложения, происходящим под влиянием
развития института частной собственности
на землю, превратилась в общину соседскую
с определенным кругом прав и обязанностей.
Эта новая община нашла отражение в Русской
Правде. Все попытки доказать какое - либо
влияние на Русскую Правду со стороны
византийского, южнославянского, скандинавского
законодательства оказались совершенно
бесплодными. Русская Правда возникла
целиком на русской почве и была результатом
развития русской юридической мысли X
-XII веков. Таким образом, изучение русской
правды вводит нас в область правовых
понятий этих столетий. Первый писаный
закон касался, прежде всего, вопросов
общественного порядка, защищал людей
от насилия, бесчинств, драк, которых так
много было в это смутное время на Руси.
Но уже в нем просматривались черты развивающегося
социального неравенства, которые обгоняли
само законодательство. Так, например,
в некоторых статьях полагались денежные
штрафы за укрывательство чужой челяди.
За преступление холопа виру платил господин.
За обиду, которую холоп наносил свободному
человеку, последний мог безнаказанно
убить обидчика, вместе с тем Русская Правда
является незаменимым источником по истории
хозяйственных, общественных и классовых
отношений на Руси. Сам вопрос о начале
феодальных отношений на Руси, бесспорно,
разрешается только данными Русской Правды.
3.
Влияние византийского
законодательства на
становление права в
Древней Руси
Наиболее ранние письменные памятники русского права — это тексты договоров Руси с Византией (911, 944 и 971 гг.). Тексты содержат нормы византийского и русского права, относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву. В них имеются ссылки на «закон русский», являвшийся, по-видимому, сводом устных норм обычного права.
В договорах упоминалась смертная казнь (о чем не говорится в Русской Правде), штрафные санкции, регламентировались право найма на службу, меры по поимке беглых рабов, регистрации отдельных товаров («наволок»). При этом в договорах предусматривалась реализация права кровной мести и других норм обычного права.
К числу древнейших источников права относятся также церковные уставы князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича (X—XI вв.), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов.
Государство передавало Церкви со всех собираемых даней «десятину», о чем записывалось в уставы. Составные части «десятины» — отчисления от даней разных видов, судебных платежей и торговых пошлин. Там же оговаривался церковный судебный иммунитет и определялись пределы церковной судебной юрисдикции: по кругу лиц, на которых она распространялась, и по кругу дел, которые рассматривались церковными судами.
Судебная власть Церкви устанавливалась над всем христианским населением Руси, но лишь по определенным делам. Над некоторыми группами населения (церковные люди) церковный суд устанавливался по всем делам, так же как суд над населением церковных земель (вотчин). В ряде случаев действие церковных уставов накладывалось на сферу действия государственного законодательства, основным источником которого была Русская Правда.
Источниками кодификации были нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права относятся прежде всего положения о кровной мести (ст. 1) и круговой поруке (ст. 19 КП). Законодатель по-разному оценивает эти обычаи: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом (вирой). Круговая порука, напротив, сохраняется как политическая мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление («дикая вира» налагалась на всю общину).
Нормы, выработанные княжеской судебной практикой, многочисленны в Русской Правде и иногда связываются с именами князей, принимавших их (Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира Мономаха).
Определенное
влияние на эту кодификацию оказало
византийское каноническое
право.
Заключение
Давая оценку развитию русского государства в целом, нужно отметить, что за период с IX по XII век наша страна проделал значительный путь развития от союза племен до раннефеодального государства и начала периода феодальной раздробленности.
Спорные вопрос о первопричине создания русского государства и его создателях может быть разрешен в историографии как российской, так и зарубежной только в результате длительных поисков. Сегодня очевидно одно: в процессе длительного торгово-экономического сотрудничества и военного соперничества славянские племена были связаны с обширной европейской территорией и влияние варягов-путешественников на российскую государственность бесспорно.
За три столетия Киевская Русь стала участницей самых различных событий. Среди них важнейшими является утверждение власти Киева при князе Олеге, принятие христианства при Владимире, создание первого русского кодекса законов «Русская правда», начало дробления русских земель между наследниками во время Любеческого съезда. Все эти события несомненно доказывают сколь разнообразна была жизнь русского государства, его народа и городов русских (Новгорода, Киева, Владимира и др.).
Торгово-экономическое развитие этого периода времени показывает, что русские земли торговали со всей Европой и Азией, у них была хорошо развита денежная система, имелись успехи в ремесленном производстве. Особ нужно отметить, что наблюдалась специализация производств и территорий.
Говоря же о древнерусской культуре в целом (зодчестве, живописи и др.), нужно иметь в виду, что она насквозь была пронизана языческими традициями. Не говоря о том, что целые районы были населены язычниками, само древнерусское христианство можно определить как охристианенное язычество.
Задача: Два солдата поменялись друг с другом шинелями. При этом один доплатил другому определенную сумму денег. Какие Военные артикулы XVIII века регламентировали подобные взаимоотношения?
Артикул 59. Есть ли кто свой мундир, ружье проиграет, продаст или в заклад отдаст, оный имеет в первые и вдругоредь жестоко шпицрутенами, и заплатою утраченнаго наказан, а в третие розстрелян быть. Такожде и тот, которой у салдата покупает, или принимает такия веши, не токмо тое, что принял или купил, безденежно паки возвратить, но и втрое, сколько оное стоит, штрафу заплатить должен, или по изобретению особы шпицрутенами наказан будет.
Литература
Информация о работе Влияние византийского законодательства на становление права в Древней Руси