Влияние творчества Г.Тукая на развитие татарской поэзии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 19:25, контрольная работа

Описание работы

Имя Габдуллы Тукая известно не только в Татарии, но и далеко за её пределами. Его знают все, кто ценит искусство, кто любит поэзию. Творчество, Тукая многогранно: он поэт и публицист, литературный критик и общественный деятель. Для развития татарской поэзии и в целом культуры он сделал много также, как Пушкин, для русской поэзии и культуры. Имя Габдуллы Тукая ярко светит в созвездии видных деятелей татарской культуры и искусства. Творческое наследие выдающегося народного поэта неразрывно связано с освободительным движением начала XX века, когда «дремлющая Россия превратилась в Россию революционного пролетариата и революционного народа», когда на решительную борьбу за социальное и национальное освобождение поднялись трудящиеся многочисленных национальностей нашей родины.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Жизнь Г. Тукая……………………………………………………….4
1.1 Детство……………………………………………………………………...4
1.2 Первые шаги к творчеству………………………………………………...5
Глава 2 Творчество поэта……………………………………………………...7
2.1 В Уральске………………………………………………………………….7
2.2 В Казани…………………………………………………………………….9
Заключение…………………………………………………………………….13
Список использованной литературы………………………………………...14

Работа содержит 1 файл

реферат по истории татарстана.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

                     Альметьевский государственный нефтяной институт

 

                                 Кафедра гуманитарного образования

 

 

 

 

                                       КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

                     по курсу «История и культура народов Татарстана»

 

        на тему: «Влияние  творчества Г.Тукая на развитие  татарской поэзии»

 

 

 

 

                                                                              

                                                                               Выполнил студент группы 41-72

                                                                               Резяпова Айгуль Рифовна

                                                                               Проверил профессор

                                                                               Корепанов Кронид Иванович   

 

 

 

                                     

                                            Альметьевск, 2012        

 

 

 

 

 

                                              Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Жизнь Г. Тукая……………………………………………………….4

1.1 Детство……………………………………………………………………...4

1.2 Первые шаги к творчеству………………………………………………...5

Глава 2 Творчество поэта……………………………………………………...7

2.1 В Уральске………………………………………………………………….7

2.2 В Казани…………………………………………………………………….9

Заключение…………………………………………………………………….13

Список использованной литературы………………………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Введение

 

Имя Габдуллы Тукая известно не только в Татарии, но и далеко за её пределами. Его знают все, кто  ценит искусство, кто любит поэзию. Творчество, Тукая многогранно: он поэт и публицист, литературный критик и  общественный деятель. Для развития татарской поэзии и в целом культуры он сделал много также, как Пушкин, для русской поэзии и культуры. Имя Габдуллы Тукая ярко светит в созвездии видных деятелей татарской культуры и искусства. Творческое наследие выдающегося народного поэта неразрывно связано с освободительным движением начала XX века, когда «дремлющая Россия превратилась в Россию революционного пролетариата и революционного народа», когда на решительную борьбу за социальное и национальное освобождение поднялись трудящиеся многочисленных национальностей   нашей родины.

За семь с небольшим лет своей творческой деятельности Тукай создал богатое наследие, имеющее исключительное значение для развития не только татарской литературы и общественной мысли. Он первым открыл широкий путь в национальную поэзию животворным традициям русской и европейской классики и богатствам устного народного творчества.

Тукай по праву занимает одно из первых мест среди преемников славных традиций русской гражданской  поэзии и публицистики во всех тюркоязычных литературах. В мрачные годы столыпинщины и декаданса он оставался верным идейно-эстетическим принципам реалистического искусства. Русская классика была для него неиссякаемым источником любви к свободе и разуму, ненависти к насилию и невежеству. Воспевая вековую дружбу наших народов, Тукай своим творчеством содействовал их духовному сближению.

 

 

 

 

                               Глава 1. Жизнь Г. Тукая

                                       1.1. Детство

 

Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской губернии в семье Мухамедгарифа Тукаева, скромного приходского муллы. Когда Габдулла было всего 5 месяцев, отец умер. Мать вышла замуж вторично и переехала в другую деревню, отдав сына бедной старушке Шарифе на временное воспитание. Через некоторое время мать взяла малыша к себе, но вскоре умерла, и маленький Габдулла остался круглым сиротой. Так началась его горькая жизнь «в людях». Первым приютил мальчика  дед по материнской линии — старик Зиннатулла из деревни Училе. Но в новой семье на приемыша смотрели  как на «галчонка», подкинутого к шести «голубятам»,  детям второй жены Зиннатуллы. В конце концов, старик Зиннатулла решил избавиться от лишнего рта и отправил Габдуллу с ямщиком в Казань. Там, на Сенном базаре, ямщик отдал мальчика кустарю по имени Мухамедвали. Трудолюбивые и простые люди, Мухамедвали и его жена Газиза заботились о Габдулле как о родном сыне.

В семье Мухамедвали  мальчику впервые улыбнулось счастье. Однако едва он успел ощутить нечаянную  радость детства, как нагрянула новая беда: заболели Мухамедвали и Газиза. Обеспокоенные судьбой сироты, они решили возвратить его родственникам. И шестилетний Габдулла снова оказался под кровом у Зиннатуллы.

Жизнь Габдуллы в 1892—1895 годы проходит неподалеку от Училе, в деревне Кырлай. Здесь, в крестьянской избе, в семье Сагди мальчик не нуждался в куске хлеба. Однако и тут ему было суждено пережить тяжелые дни. Одна из двух взрослых дочерей Сагди умерла от тяжелой работы, другая — от чахотки, а сам он неожиданно стал калекой. Все эти несчастья суеверная жена крестьянина связывала с пребыванием у них чужого ребенка-сироты. Когда у нее родился сын, ее отношение к приемышу и вовсе ухудшилось.

Тяжелые годы детства  ярились для Тукая большой  жизненной школой. Именно в кырлайский период юный Габдулла впервые осознал чувство любви к трудовому народу и родной земле. Именно здесь, в Кырлае, появились в сердце будущего писателя те первые искры, которые впоследствии загорелись настоящим поэтическим пламенем, излучавшим тепло и свет любви к простому человеку и к его родине.

В Кырлае Габдулла начал  учиться. Постигнув азы грамоты, он всю зиму проводит над книжкой  «Иман шарт», а затем, поступив в медресе, читает такие произведения, как «Хэфтияк», «Бэдэвам», «Кисеюбаш», «Субател-гаджизин», «Рисаляи-Газиза». И хотя эти книги пропитаны религиозной идеологией, они пробуждали у Габдуллы интерес к чтению, к печатному слову.

В начале зимы 1895 года Тукай  был взят в семью сестры своего отца Газизы Забировой, в Уральск. В этом доме не хватало той простоты и теплоты, которую будущий поэт испытал в семьях простых тружеников Мухамедвали и Сагди. Душевно чуткому и пытливому Габдулле трудно было приспособиться к серой  и  сытой  мещанской  среде.

В том же 1895 году Тукай начинает учиться в медресе «Мутыгия», одновременно посещая русский класс при этом медресе.

 

 

                         1.2. Первые шаги к творчеству

 

Тукай-шакирд всем сердцем  возненавидел схоластическую учебу. Несомненно, Тукай обладал сильной волей  и большим врожденным талантом. Новые  веяния, предвещавшие подъем революционного движения, оказывали на него заметное влияние в условиях медресе. При активном непосредственном участии Тукая выпускается рукописный журнал «Эль-гаср-эль-джадид» («Новый век»), в котором он публикует свои первые ученические стихи и статьи. Он переводит басни Крылова и предлагает их к изданию. Впервые они были опубликованы в прозаическом переводе в 1906-1907 годах в журнале «Эль-гаср-эль-джадид» под названием «Энже бертеклэре» («Жемчужины»). 77 басен, больше половины которых переведено из Крылова.

Начавшаяся в стране революция 1905 года всколыхнула жизнь  и в Уральске. Здесь появились  первые татарские газеты и журналы: «Фикер» («Мысль»), «Эль-гаср-эль-джадид», «Уклар» («Стрелы») и др. В них  Тукай сотрудничает и выступает  с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые и поставленные революцией, участвует в демонстрациях, волной прошедших по городу. Все его творчество пронизывается боевым духом возвеличения и защиты демократических идеалов. В том же 1905 г. Тукай публикует свои уже не подражательные, а оригинальные стихотворения «О свободе», «Одно слово друзьям», в которых выступает защитником прогресса и равноправия народов.

В начале 1907 года Тукай  покинул медресе «Мутыгия». Началась его «вольная жизнь». Стихотворение  «Что рассказывают шакирды…» (январь 1907) явилось декларацией поэта, призывавшей молодежь идти в жизнь, на помощь народу, наперекор фанатизму и реакции. Немало трудностей лежало на его пути. Революция шла на убыль. В начале 1907 года власти запретили издания органов татарской печати, в которых сотрудничал и работал Тукай. Третьиюньский переворот 1907 года означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это стало стихотворение Тукая «Не уйдем!» В его ярких строках прозвучал голос поэта-борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и торжество демократии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Глава 2. Творчество поэта

                                      2.1. В Уральске

 

В начале 1905 года Тукай  поступает учеником-наборщиком в типографию прогрессивной газеты «Уралец», издаваемой на русском языке. Здесь он оказывается в иной обстановке, среди иных людей. Тукаев поступил сюда учеником наборщика. Помнится, в городе была социал-демократическая организация. Большевистская ячейка существовала и в типографий. Тайно проводились собрания где-то в районе военных складов.

Тукай участвует в революционных  демонстрациях, волной прошедших по городу. Свои впечатления от них  он излагает в очерке «Праздник свободы  в Уральске». Речь здесь идет о  событии, происшедшем 20 августа 1906 года. Ярко обрисовано революционное настроение народа, собравшегося на митинг, где выступил член распущенной Государственной думы В. В. Недоносков.

С революцией Тукай вошел: в мир  свободной печати и литературы. Его  первой трибуной была газета «Фикер» («Мысль»), которую начал издавать в Уральске с ноября 1905 года Камиль Мутыги-Тухватуллин. Газета печаталась в типографии «Уральца», где поэт продолжал работать наборщиком, фальцовщиком и корректором.

Немного спустя, в той же типография начинают печататься журналы «Аль-Гаерель-джадид» («Новый век») и «Уклар» («Стрелы»). На их страницах одно за другим появляются стихотворения, статьи и фельетоны Тукая. Стремясь направить содержание этих газет и журналов в боевое демократическое русло, писатель отдает желанному делу все свое время и силы. Особенно дорог был ему юмористический и сатирический журнал «Уклар», многие номера которого подготавливались и редактировались поэтом почти от начала до конца самолично. Журналом «Уклар» Тукай хотел показать, какой должна быть подлинно свободная печать.

В 1906 году творчество, Тукая, получило широкий размах. Им было опубликовано большое количество стихотворений  и публицистических произведений. Революция дала поэту возможность непосредственно связать свои литературные интересы с интересами общественными, с широким народным движением.

Тукай насыщает татарскую поэзию тем  острым публицистическим пафосом, которого ей недоставало раньше. Под его  пером как бы стираются тематические и традиционно-лексические грани между поэзией и публицистикой. Он вводит в обиход национальной поэзии насущные социально-политические понятия и общественные проблемы времени.

Революция обнаружила и пестроту демократических  воззрений писателя, но главную роль в них играла беспощадная критика старых порядков, пережитков патриархальщины в татарском обществе. Продолжая лучшие традиции татарских просветителей XIX века, Тукай повел решительную борьбу против невежества и духовного фанатизма.

Тукай практически полностью  разделял отношение татарской социал-демократии к национальной буржуазии. Таким образом, в ходе революции Тукай прошел серьезную школу политического воспитания. Это и подготовило почву для того сурового реализма, которому предстояло расцвести в его творчестве, и открыло поэту путь   к народности.

В 1907 году в жизни Тукая  происходят большие перемены. Власти запретили владельцу и издателю журналов «Уклар» и «Аль-Гасрель-джадид»  продолжать издательскую деятельность и он продает типографию и газету «Фикер». Оставшемуся без трибуны и без заработка Тукаю приходилось нелегко. Главное политические события в стране принимали иной характер, революционное движение шло на убыль. Контроль над печатью и культурой полностью перешел в руки полиции и жандармерии. Тукай уже завоевал известность среди татарской общественности. Национальные издатели быстро почуяли источник прибыли и стремились выгодно использовать литературную популярность Тукая.

 

 

 

 

                                       2.2. В Казани

 

Осенью 1907 года Тукай  приехал в Казань. Чтобы посвятить  свою деятельность новым общественным и творческим задачам. Сразу же после приезда в Казань Тукай получил приглашение сотрудничать в национальных газетах, выходивших в Казани и других городах. Но поэт не хотел работать в органах буржуазной печати.

Тукай входит в казанские  литературные круги и сближается с молодежью, группировавшийся вокруг газеты «Аль-Ислах». С началом выхода газеты «Аль-Ислах» он стал работать в ней, однако незначительный гонорар, который получал поэт, был недостаточным для существования. Как раз в то время молодежью организуется издательство «Китап», туда приглашается и Тукай. Газета «Аль-Ислах» вскоре сошла со сцены. Материальные и цензурные затруднения постепенно задушили ее.

По инициативе Тукая и при содействии демократической молодежи организуется другой сатирический орган, журнал «Ялт-йолта» («Зарница»). Поэт почти в одиночку готовил номера «Ялт-йолта», взяв на себя ответственность за идейное руководство и художественное оформление журнала. Тукай способствовал систематическому выходу и распространению «Ялт-йолта».

Информация о работе Влияние творчества Г.Тукая на развитие татарской поэзии