Влияние татаро-монгольского нашествия на развитие российской государственности и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 22:35, контрольная работа

Описание работы

Целью работы: определить, как повлияло татаро-монгольское нашествие на Русь, и какие последствие при этом наступили

Работа содержит 1 файл

готовая иогп.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

    Можно много говорить о преобразованиях, которые произошли в государственном устройстве после войны. Но целью моей работы является рассмотреть развитие советского права в 1945-1953гг. Здесь мною будет раскрыто развитие права не только в послевоенный период, но и во время войны. 
 
 
 
 

    2. Источники и основные  тенденции развития  советского права  в 1945-1953 годах.

    2.1. Советское право  во время войны 

    Советское право во время войны считалось  действующим как на не захваченных  противником территориях, так и  на оккупированных. Поэтому лица, нарушившие советские законы, признавались совершившими преступления. Само право ужесточилось и чаще всего выступало в виде указов Президиума Верховного Совета.

    Гражданское право. Все гражданско-правовые сделки, совершенные на оккупированной территории и несоответствовавшие советским законам или нарушавшие интересы советского государства, признавались недействительными.

    Обязательственное право. Сузилась сфера договорных отношений, торжествовал административно-правовой метод. Основанием для выполнения обязательств стал приказ.

    Семейное  право. Меры были направлены на защиту брака (двухступенчатый развод), материнства, охрану детства.

    Трудовое  право. Фактически была выявлена всеобщая трудовая мобилизация, и трудящиеся приравнены к военнослужащим.

    Колхозное право ввело меры аналогично трудовому: был повышен обязательный минимум трудодней в году. Вводилась плановая экономика.

    Самые существенные изменения произошли  в уголовном праве. Одним из первых карательных законов был указ от 6 июля 1941г. «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения», по которому карали заключением на срок от 2 до 5 лет. Указ «Об ответственности за разглашение государственной тайны или за утрату документов, содержавших Государственную тайну» грозил должностному лицу 10 годами тюрьмы, гражданам до 3 лет. Указ «О фашистских преступниках и их пособниках», по которому была предусмотрена смертная казнь или ссылка от 15 до 20 лет. 

    2.2. Государственная  система СССР 1941-1953г. 

    После окончания войны началась комплектация высших органов власти: в феврале 1946г. Были проведены выборы в Верховный  Совет СССР, а в 1947г. – в Верховные  Советы союзных и автономных республик. Верховный Совет СССР за девять лет (1945-1954гг.) созывался девять раз, т.е. вдвое реже, чем предусмотрено Конституцией. В марте 1946г. Верховный Совет принял закон, в соответствии с которым Совет Народных Комисаров СССР, совнаркомы союзных и автономных республик были преобразованы в соответствующие советы министров, а наркомы – а министерства.

      После войны судебные органы тоже перестраивались на работу в мирных условиях. Восстанавливались обычная подсудность и порядок деятельности.

    Были  проведены выборы в народные суды. Указ Президиума Верховного Совета СССР в июне 1948г. Установил ответственность судей перед дисциплинарными коллегиями. В 1945-1947гг. военные трибуналы разбирали дела военных преступников, бывших военнослужащих германской армии, которые совершили массовые убийства. В первые послевоенные годы были утверждены Дисциплинарный устав (1946), Устав внутренней службы Вооруженных Сил СССР (1946), Уставы строевой (1947), гарнизонной и караульной службы (1950).

    В начале 50-х гг. страна столкнулась  с рядом проблем, накопившихся в  предыдущий период развития. Назрела необходимость реорганизации и сокращения гигантского репрессивного аппарата с МВД-МГБ ГУЛАГом в центре системы. Эти преобразования должны были привести к общей либерализации режима. Аграрная политика 1953г. Была направлена на переориентацию экономики и изменение отношений между промышленностью и сельским хозяйством. Решением Верховного Совета СССР предусматривались меры, ведущие к снижению налогов, норм обязательных поставок сельхозпродукции, списанию задолженностей за прошлые годы. 

    2.3. Развитие советского  права в послевоенный период 

    Хозяйственное право. В послевоенный период в сфере  правового регулирования экономикой договор вновь стал одним из важных стимулов; В апреле 1949г. Совет Министров  СССР принял постановление «О заключении хозяйственных договоров», в котором закреплялась двойная система договоров: генеральные заключались между хозяйственными системами и отраслями, локальные - между предприятиями. В мае 1955г. Был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, расширявший права руководителей ведомств в области распоряжения материальными ресурсами и денежными средствами, резко ограниченные  с февраля 1941г. (когда были запрещены продажа, обмен и т.д.).

    Трудовое  право. В июле 1945г. На основе закона о демобилизации местным органам  власти и руководителям предприятий вменялось обязанность срочное предоставление работы демобилизованным военнослужащим. С февраля 1947г. было возобновлено заключение коллективных договоров между хозорганами и профсоюзами. В апреле 1956г. издан Указ Президиума Верховного Совета СССР, отменявший уголовную ответственность за прогулы и самовольный уход с предприятия, она заменялась дисциплинарной ответственностью. В 1954г. создан Комитет по вопросам труда и заработной платы. В июле 1956г. был принят Закон «О государственных пенсиях», установивший единые критерии для назначения пенсий: возраст (для мужчин 60 лет, для женщин 55), трудовой стаж (для мужчин 25 лет, для женщин 20 лет), среднемесячный размер зарплаты.

    Колхозное право. Важнейшим послевоенным актом  стало сентябрьское 1946г. постановление «О мерах по ликвидации нарушений устава сельскохозяйственной артели в колхозах». В марте 1955г. новым постановлением правительства «Об изменении практики планирования сельского хозяйства» отменялся старый порядок детализированного планирования в колхозах (райисполком, колхоз). С 1958г. были отменены обязательные поставки сельхозпродукции и натуроплаты, вместо них устанавливался порядок закупки сельхозпродукции государством.

    Уголовное право. В области этого права  послевоенные изменения выразились в изменении круга субъектов, изменении видов наказания, отмене чрезвычайных положений. В июле 1945г. принят Указ Верховного Совета СССР «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией», освободивший от наказания или смягчающий наказание лицам, осужденным за менее тяжкие преступления (осужденные на срок до трех лет освобождались полностью). В мае 1947г. была отменена смертная казнь (с 1950г. она была восстановлена в исключительных случаях). В Указе Президиума Верховного Совета СССР (март 1953г.) об амнистии была сформулирована идея замены уголовной ответственности за некоторые виды должностных, хозяйственных, бытовых преступлений административной и дисциплинарной. В 1954г. отменена уголовная ответственность за производство абортов, за прогулы, самовольный уход с работы и т.д. В области уголовного процесса особых изменений не произошло, были отменены некоторые чрезвычайные процедуры, действовавшие в условиях военного времени. Согласно принятым, в 1958г. Основам уголовного законодательства, наказание могло применятся только по приговору суда. Был повышен возрастной предел для наступления уголовной ответственности (с 14 до 16 лет). Исключались некоторые виды наказаний: объявление «врагом народа», удаление из СССР, поражение политических прав по суду. Сокращен максимальный срок лишения свободы (с 25 до 15 лет). 
 
 
 
 

    Заключение 

    Итак, можно сделать вывод о развитии советского права во время войны  и в послевоенный период.

      Во время войны в трудовом праве трудящиеся были приравнены к военнослужащим, граждан привлекали к трудовой повинности для выполнения ряда работ, отменялись отпуска.  В послевоенные годы был создан Комитет по вопросам труда и заработной платы, который осуществлял ряд мер по упорядочению заработной платы, была сокращена продолжительность рабочего дня в предвыходные и праздничные дни, увеличилась продолжительность отпусков по беременности и родам.

    В военный период в хозяйственном  праве, принимались меры к восстановлению разрушенных жилищ колхозников. В 1942 году принят Указ «О мобилизации всего трудоустроенного населения для работы в производстве и строительстве», трудовая повинность введена еще в июне 1941г. В послевоенный период в 1946 году принято постановление «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах», направленное на закрепление за колхозами отведенных им земельных массивов. Был создан Совет по делам колхозов, другим постановлением была упразднена такая структурная производственная единица колхоза, как звено и восстановившее производственную выгоду в качестве основной формы организации труда в колхозах.

      Для уголовного права военного периода был характерен ряд особенностей: шире стали использоваться  принцип аналогии и возмездие как одна из целей наказания. Появились новые составы; уголовное наказание назначалось за самовольный уход с работы, уклонение от воинского учета, несдачу трофейного оружия и прочее. Уголовная ответственность стала применяться,  за действия ранее наказуемые в административном порядке. В послевоенный период с большого числа осужденных снималась судимость; была усилена уголовная ответственность по ряду других составов: за разглашение государственной тайны и утерю документов; отменена уголовная ответственность за производство(1954), отменялся ранее действовавший принцип аналогии; был повышен возрастной предел для наступления уголовной ответственности (с 14 до 16 лет), исключались некоторые виды наказаний: объявление «врагом народа», удаление из СССР.

    Таким образом, мы видим отличительные  черты развития советского права  во время войны и после.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Библиографический список

    Научная литература 

1. История  государства и права России. Учебник/Под  ред. Ю.П. Титова. - М.Проект 2002. -416с.

2. Коржихина  Т.П., Сенин А.С. История российского  государства. М., 2003г.

3. Краснов  Ю. К. История государства и  права России. М, 2003. 
4. История отечественного государства и права. / под ред. О. И. Чистякова, Ч.II.-М.2001. 
5.Всеобщая история государства и права. З.М.Черниловский, "Юрист",  
Москва,2004г.  
6. История государства и права России. Исаев И.А., "Юрист",  
Москва,2006г.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. «Правовое государство",    "развитой социализм", "демократический централизм". 

    Определений правового государства на сегодняшний  день существует огромное количество. Но суть их сводится к следующему:

    Правовое  государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, и наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

    В целом правовое государство —  это одновременно и верховенство государственных властей, и господство права. Иначе говоря, все государственные институты и правовые акты (конституция, законы, подзаконные акты) должны быть правовыми и по содержанию, и по форме, процедуре принятия и действия.

    Социализм-экономическая, социально-политическая система, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества Важнейшей категорией, которая объединяет различные направления социалистической мысли, является общественная собственность на средства производства, которая полностью или частично заменяет собой частную собственность. Социализм, который был в Советском Союзе, в целом был хорошим общественным строем, за некоторыми исключениями (например, необоснованные или чрезмерные репрессии). Этот социализм, почти полностью соответствуя классическому учению марксизма-ленинизма, отвечал насущным интересам нации, государства и в то же время сохранял и развивал исторические российские традиции. Социалистическое общество позволило народу жить в целом безбедно, а государству - стать мощным.

    Демократический централизм, важнейший принцип организационного строения, деятельности, руководства марксистско-ленинских партий, социалистического государства, управления социалистической экономикой. Суть его состоит в сочетании демократизма, т. е. полновластия трудящихся, их самодеятельности и инициативы, выборности их руководящих органов и их подотчётности массам, с централизацией — руководством из одного центра, подчинением меньшинства большинству, дисциплиной, подчинением частных интересов интересам общим в борьбе за достижение поставленной цели. Если в классово-антагонистическом обществе демократия и централизм противоположны, находятся в постоянном конфликте, то в условиях социализма они выступают в диалектическом единстве.

Информация о работе Влияние татаро-монгольского нашествия на развитие российской государственности и права