Владимиро-Суздальское княжество

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:13, доклад

Описание работы

Владимиро-Суздальское княжество - типичный образец русского княжества периода феодальной раздробленности. Занимавшая большую территорию - от Северной Двины до Оки и от истоков Волги до ее слияния с Окой, Владимиро-Суздальская Русь со временем стала центром, вокруг которого объединились русские земли, сложилось Русское централизованное государство.

Работа содержит 1 файл

Владимиро.doc

— 49.50 Кб (Скачать)


Владимиро-Суздальское княжество - типичный образец русского княжества периода феодальной раздробленности. Занимавшая большую территорию - от Северной Двины до Оки и от истоков Волги до ее слияния с Окой, Владимиро-Суздальская Русь со временем стала центром, вокруг которого объединились русские земли, сложилось Русское централизованное государство. На ее территории была основана Москва. Росту влияния этого крупного княжества в немалой степени способствовало то, что именно туда перешел из Киева великокняжеский титул. Все владимиро-суздальские князья, потомки Владимира Мономаха, - от Юрия Долгорукого (1125-1157 гг.) и до Даниила Московского (1276-1303 гг.) - носили этот титул.

 Туда же была перенесена и митрополичья кафедра. После разорения Батыем Киева в 1240 г. на смену греку Иосифу константинопольский патриарх поставил в качестве главы русской Православной церкви митрополита Кирилла, русского по происхождению, который во время разъездов по епархиям явно отдавал предпочтение Северо-восточной Руси. Следующий митрополит Максим в 1299 г., "не терпя насилья татарского", окончательно покинул Киев и "седе в Володимире со всем клиром своим". Он же первым из митрополитов стал называться митрополитом "всея Руси".

 Ростов Великий и Суздаль, два древнейших русских города, издревле давались великими киевскими князьями в уделы своим сыновьям. Владимир основал в 1108 г. Владимир Мономах и дал его в удел сыну своему Андрею. Город вошел в состав Ростово-Суздальского княжества, где княжеский престол занимал старший брат Андрея - Юрий Долгорукий, после смерти которого его сын Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.) перенес столицу княжества из Ростова во Владимир. С тех пор и берет свое начало Владимиро-Суздальское княжество.

 Владимиро-Суздальское княжество недолго сохраняло единство и целостность. Вскоре после своего возвышения при великом князе Всеволоде Большое Гнездо (1176-1212 гг.) оно распалось на мелкие княжества. В 70-х гг. XIII в. стало самостоятельным и Московское княжество.

 Общественный строй. Структура класса феодалов во Владимиро-Суздальском княжестве мало чем отличалась от киевской. Однако здесь возникает новая категория мелких феодалов - так называемые дети боярские. В XII в. появляется и новый термин - "дворяне". К господствующему классу относилось также духовенство, которое во всех русских землях периода феодальной раздробленности, и во Владимиро-Суздальском княжестве в том числе, сохранило свою организацию, строившуюся по церковным уставам первых русских христианских князей - Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Покорив Русь, татаро-монголы оставили неизменной организацию православной церкви. Привилегии церкви они подтвердили ханскими ярлыками. Древнейший из них, выданный ханом Менгу-Темиром (1266-1267 гг.), гарантировал неприкосновенность веры, богослужения и церковных канонов, сохранил подсудность духовенства и других церковных лиц церковным судам (за исключением дел о разбое, убийствах, освобождении от податей, повинностей и пошлин). Митрополит и епископы Владимирской земли имели своих вассалов - бояр, детей боярских и дворян, которые несли у них военную службу.

 Основную массу населения Владимиро-Суздальского княжества составляли сельские жители, называвшиеся здесь сиротами, христианами, а впоследствии - крестьянами. Они платили феодалам оброк и постепенно лишались права свободного перехода от одного хозяина к другому.

 Политическая система. Владимиро-Суздальское княжество представляло собой раннефеодальную монархию с сильной великокняжеской властью. Уже первый ростово-суздальский князь - Юрий Долгорукий - был сильным правителем, сумевшим покорить Киев в 1154 г. В 1169 г. Андрей Боголюбский вновь покорил "матерь городов русских", но столицу свою туда не перенес -вернулся во Владимир, тем самым вновь утвердив его столичный статус. Он же сумел подчинить своей власти ростовских бояр, за что и был прозван "самовластием" Владимиро-Суздальской земли. Даже в пору татаро-монгольского ига владимирский стол продолжал считаться первейшим великокняжеским престолом на Руси. Татаро-монголы предпочли оставить нетронутыми внутреннее государственное устройство Владимиро-Суздальского княжества и родовой порядок преемства великокняжеской власти.

 Великий князь владимирский опирался на дружину, из числа которой, как и во времена Киевской Руси, формировался Совет при князе. Кроме дружинников, в совет входили представители высшего духовенства, а после перенесения митрополичьей кафедры во Владимир - и сам митрополит.

 Великокняжеским двором управлял дворский (дворецкий) - второе по значению лицо в государственном аппарате. Ипатьевская летопись (1175 г.) в числе княжеских помощников упоминает также тиунов, мечников, детских, что свидетельствует о том, что Владимиро-Суздальское княжество унаследовало от Киевской Руси дворцово-вотчинную систему управления.

 Власть на местах принадлежала наместникам (в городах) и волостелям (в сельских районах). Они же вершили суд в подведомственных им землях, проявляя при этом не столько заботу об отправлении правосудия, сколько стремление к личному обогащению за счет местного населения и пополнению великокняжеской казны, ибо, как говорит та же Ипатьевская летопись, "много тяготу людем сим створиша продажами и вирами".

 Право. Источники права Владимиро-Суздальского княжества до нас не дошли, но не подлежит сомнению, что в нем действовали общенациональные законодательные своды Киевской Руси. Правовая система княжества включала источники светского и церковного права. Светское право было представлено Русской Правдой (многие ее списки были составлены именно в этом княжестве в XIII-XIV вв.). Церковное право исходило из норм общерусских уставов киевских князей более раннего времени - Устава князя Владимира о десятинах, церковных судах и людях церковных, Устава князя Ярослава о церковных судах. Эти источники опять же дошли до нас в списках, составленных во Владимиро-Суздальской земле. Таким образом, Владимиро-Суздальское княжество отличалось высокой степенью правопреемства с Древнерусским государством.

 

В 1125 году суздальским князем стал младший сын Мономаха Юрий, за жажду власти, за свою военную активность получивший прозвище Долгорукий. При князе Юрии княжество отделилось от Киева, превратилось в обширное, независимое государство. Его первые князья сумели сформировать крупный княжеский домен, из которого обеспечивали землёй служилых бояр и дворян, создав для себя прочную социальную опору в их лице.

     Значительная часть земель княжества была освоена в процессе колонизации и была собственностью князя. Князь не испытывал сильной экономической конкуренции со стороны боярских семейств. В княжестве отсутствовала старая боярская аристократия и крупные земельные вотчины. Основной формой феодального землевладения здесь становилось поместное землевладение (условное держание, назначаемое за службу)

     Верховная власть принадлежала князю, имевшему титул великого. Существовавшие органы власти и управления были аналогичны сложившимся в раннефеодальных монархиях: княжеский совет, вече, феодальные съезды, наместники и волостели. Действовала дворцово-вотчинная система управления.

     Юрий Долгорукий постоянно воевал с Волжской Булгарией, вёл борьбу с Новгородом за влияние на пограничные земли. Он энергично поддерживал колонизацию неосвоенных земель: строил города, возводил и украшал церкви и монастыри. При нём впервые упоминается Москва.

    Когда Юрий ещё княжил в Киеве, его сын Андрей самовольно уехал на север, взяв с собой чудотворную икону Божьей Матери, ставшую впоследствии святыней Владимирской земли. Князь Андрей наперекор всем традициям перенёс княжеский престол во Владимир, а рядом с ним, в селе Боголюбове построил себе резиденцию. По названию села, Андрей получил прозвище Боголюбский.

Он продолжил политику своего отца, направленную на расширение княжества: он воевал с Новгородом, с Волжской Булгарией. Вместе с тем он стремился к возвышению своего княжества над другими русскими землями, ходил на Киев, взял его. Андрей Боголюбский проводил жёсткую политику по отношению к боярам в своём княжестве. Наступая на их права и привилегии, он жестоко расправлялся с непокорными, изгонял из княжества, лишал вотчины.

    В правление Андрея особенно ярко проявились новые тенденции во взаимоотношении князя и дружины. На Северо-Востоке дружинники стали постепенно превращаться в княжеских слуг. Не доверяя старшей дружине, князь всё больше стремился опереться на младших дружинников. Характерно, что их всё чаще именовали дворянами: не вассалами князя, а его слугами. Известный русский историк С.М.Соловьёв писал: « Андрей переменяет обращение с младшими князьями-родичами; последние изумились этой перемене, поняли всю опасность для себя от неё и вооружились против новизны. «Мы признали тебя старшим, - говорили они Андрею, - а ты поступаешь с нами не как с родственниками, но как с подручниками».¹ Самовластие Андрея стало невыносимо его подданным и приближённым. Между Андреем Боголюбским и боярами назревал серьёзный конфликт. В 1174 году заговорщики убили князя. После смерти Андрея Боголюбского началась усобица. В конце концов, князем стал Всеволод, прозванный Большим Гнездом.

    Годы правления Всеволода ознаменовались внутренним и внешним укреплением княжества, утверждением и дальнейшим развитием традиций княжеского самовластия. Сильная княжеская власть, опиравшаяся  на поддержку мелких и средних военных слуг и городских общин, способствовала становлению единого и крепкого государства, экономическому и культурному подъёму. Вырос авторитет княжества в отношениях с другими русскими землями и соседними государствами.

    Всеволод первым из русских князей официально принял титул великого князя. При нём Владимиро-Суздальская земля стала доминировать среди других княжеств. Всеволод жестоко наказывал мятежных бояр. При нём была захвачена Рязань. Всеволод вмешивался в дела Новгорода, его опасались в Киеве. После смерти князя его сыновья разделили княжества на части и вели усобицы. Владимиро-Суздальская земля распалась на целый ряд уделов, доставшихся сыновьям Всеволода. Походы на Волжскую Булгарию, борьба с мордовскими племенами на восточных границах, основание в устье реки Оки крепости Нижний Новгород – вот основные моменты истории княжества в этот период.

    Владимиро-Суздальская Русь стала одной из самых передовых  и могущественных в экономическом, военном и культурном отношениях русских земель.

Культура Северо-Восточной Руси сформировалась на основе древнеславянской культуры. В ней отразились традиции вятичей – славянских племён. Различные культурные влияния и традиции сливались и переплавлялись под воздействием общих политических и социально-экономических отношений. Культура Северо-Восточной Руси была связана с расцветом торговли и ремёсел, развитием межгосударственных отношений и торговых связей.

    Большого расцвета достигло зодчество. В XII веке строились однокупольные храмы: Дмитровский и Успенский во Владимире, храм Покрова-на-Нерли.

    Б.А.Рыбаков писал: «На рубеже XII и XIII веков в связи с появлением в городах высоких трёх-, четырёхэтажных зданий рождается новый стиль церковной архитектуры: храмы вытягиваются ввысь, чтобы не утонуть в многообразии городских строений. Стены церквей щедро расписывались фресковой росписью на библейские и евангельские сюжеты. В куполе храма над световым поясом окон обязательно помещалось огромное изображение Христа-Пантократора «всевластного», как бы заглядывающего с неба в эту церковь на молящихся »¹.

    Закладывались новые крепости, каменные дворцы, палаты богатых людей во Владимире и Суздале. Камень, как правило, был украшен резьбой. Храмы ставили на высоких холмах, они сочетались с природным ландшафтом. Город Владимир был окружён каменной стеной с позолоченными Золотыми воротами.

    Получила распространение и иконопись. Икона – это изображение на специально обработанных досках почитаемых церковью святых. Во Владимиро-Суздальской Руси строгая византийская техника иконописи испытала влияние древнерусской культуры, которая привнесла мягкость, глубину, лирику в аскетические византийские каноны. Древнейшим дошедшим до нас памятником иконописи является икона «Владимирской Богоматери». Она была названа так после перенесения иконы Андреем Боголюбским из Киева во Владимир. Один из древнейших сохранившихся памятников владимиро-суздальского искусства иконописи – главный «Деисус». Написанный в конце XII века, «Деисус» означает «моление». К этой же школе иконописи относится и икона «Оранта». Дмитровский собор во Владимире украшали фрески «Страшного суда».


    Высокого уровня достигло искусство резьбы по дереву, камню, ею украшались дворцы князей и жилища бояр. Русские ювелиры, используя сложнейшую технику – скань, чернь, зернь, филигрань, создавали золотые и серебряные украшения, являвшиеся шедеврами мирового искусства. Великолепная чеканка и изящная художественная отделка оружия ставили русских мастеров - златокузнецов в один ряд с западноевропейским.

             
    Учитывая всё вышесказанное, можно сделать вывод: культура Северо-Восточной Руси накануне монгольского вторжения находилась на очень высоком уровне развития, не уступая культуре передовых стран Европы и активно с ней взаимодействуя. Удар, нанесенный с Востока татаро-монгольскими ордами, нарушил естественное развитие политической, экономической и культурной жизни Руси и отбросил его назад.



Информация о работе Владимиро-Суздальское княжество