Византийская модель
цивилизации
К XII в. окончательно
сложилась классическая византийская
модель цивилизации со всеми особенностями
ее государственной, социально-экономической
и культурной жизни, которые принципиально
отличали ее от западноевропейской. Наиболее
характерной чертой Византии было всевластие
централизованного государства
в виде неограниченной самодержавной
монархии. В ее центре находился
император, считавшийся единственным
законным наследником римских властителей,
отцом большой семьи всех народов
и государств, находившихся в сфере
влияния Византии. Усепроникний контроль
жестко централизованной государственной
машины над обществом, его мелкая
регламентация и постоянная опека
были бы невозможны без мощной касты
государственных чиновников. Она
имела четкую иерархию должностей и
титулов, состоявшая из 18 классов и
5 разрядов - своеобразную "Табель о
рангах". Безликая армия бюрократов
в центре и на местах выполняла
фискальные, административные, судебно-полицейские
функции с усердием и упорством,
что вращались для населения
постоянно растущим бременем налогов
и повинностей, расцветом коррупции
и сервилизма. Государственная служба
обеспечивала человеку почетное место
в обществе, становилась основным источником
ее доходов. Чрезвычайно важным компонентом
византийской государственности была
церковь. Она обеспечивала духовное единство
страны, воспитывала населения в духе
имперского патриотизма, играла колоссальную
роль во внешней политике Византии. В X-XI
вв. продолжало расти количество монастырей
и монахов, церковно-монастырское землевладение.
Хотя согласно византийской традиции
церковь была подчинена власти императора,
ее роль в общественно-политической и
культурной жизни постоянно росла. Одновременно
в Византии, в отличие от стран Запада,
так и не сложилось гражданского общества
с присущими для него корпоративными связями
и институтами, развитой системой частной
собственности. Характерной чертой социально-экономического
развития Византии в IX-XV вв. можно считать
доминирование села над городом. В отличие
от Западной Европы, в Византии феодальные
отношения в деревне развивались очень
медленно. Частная собственность на землю
оставалась чрезвычайно слабой. Длительное
существование крестьянской общины, широкое
использование рабского труда, государственный
контроль и налоговый пресс определяли
характер социального развития на селе.
Однако со временем возникли крупные земельные
поместья, принадлежавшие светским и церковным
владельцам. Они стали основными центрами
ремис - ничего производства и торговли.
Прогрессирующая деградация города оказалась
еще одной особенностью социально-экономического
развития Византии. В противоположность
Западной Европе город не стал здесь главным
очагом и фактором прогресса. Византийские
города не имели почти ничего общего с
античными. Они скорее напоминали большие
села за своим внешним видом, однообразной
архитектурой, примитивным благоустройством,
тесными связями их жителей с сельским
хозяйством. Здесь не сформировались традиции
особой городской культуры, самоуправления,
осознание собственных муниципальных
интересов с присущими для них правами
и обязанностями жителей. Город находился
под жестким контролем государства.
В византийских
городах так и не сложились
корпоративные профессиональные
объединения ремесленников и
торговцев по цеховому образцу.
В последние десятилетия существования
империи иимиста фактически
превратились в дополнение к сельского
ремесла и торговли, которые развивались
в феодальных поместьях.
Ссылка: http://www.arcua.org/razvitie-vizantijskoj-imperii/vizantijskaya-model-civilizacii