Византийская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:32, реферат

Описание работы

Рождение византийской цивилизации историки связывают с основанием ее столицы города Константинополя. Город Константинополь был заложен императором Константином в 324 году. И основан был на месте римского поселения Византии.

Содержание

Введение 3
1. Философия и образование 4
2. Архитектура и музыка 5
3. Литература в Византии 7
4. Фресковая живопись Византии 9
5. Декоративно-прикладное искусство Византии 9
6. Иконопись в Византии 11
7. Развитие художественной культуры 12
Заключение 16
Список использованной литерату

Работа содержит 1 файл

византийская культура.docx

— 30.69 Кб (Скачать)

 

6. Иконопись в Византии

 

Византия - родина иконописи. Корни изобразительных  приемов иконописи, с одной стороны, - в книжной миниатюре, от которой  заимствовано тонкое письмо, воздушность, утонченность палитры. С другой - в  фаюмском портрете, от которого иконописные  образы унаследовали огромные глаза, печать скорбной отрешенности на лицах, золотой  фон. Фаюмский портрет - часть погребального  восточного культа. Изображаемый как  бы пребывал в потустороннем мире. Такие портреты выполнялись в  технике энкаустики восковыми красками, вжигаемыми в фон, что придавало  портрету телесную теплоту.

Задачи  иконописи - воплощение божества в телесном образе. Само слово "икона" означает по-гречески "образ", "изображение". Она должна была напоминать о том  образе, который вспыхивает в сознании молящегося. Это "мост" между человеком  и божественным миром, священный  предмет. Христианским иконописцам  удалось выполнить сложную задачу: передать живописными, материальными средствами нематериальное, духовное, бесплотное. Поэтому для иконописных изображений характерна предельная дематериализация фигур, сведенных к двумерным теням на гладкой поверхности доски, золотой фон, мистическая среда, не плоскость и не пространство, а нечто зыбкое, мерцающее в свете лампад. Золотой цвет воспринимался как божественный не только, глазом, но и разумом. Верующие называют его "фаворским", ибо, согласно библейской легенде, преображение Христа произошло на горе Фавор, где его образ предстал в ослепляющем золотом сиянии. В то же время Христос, Дева Мария, апостолы, святые были реально жившими людьми, имевшими земные черты.

Архитектурная структура иконы и технология иконописи складывалась в русле  представлений о ее назначении: нести  священный образ. Иконы писали и  пишут на досках, чаще всего кипарисовых. Несколько досок скрепляют шпонками. Сверху доски покрывают левкасом - грунтом, изготовленным на рыбьем клею. Левкас полируют до гладкости, а  затем наносят изображение: сначала  рисунок, а потом живописный слой. В иконе различают поля, средник - центральное изображение и ковчег - узкую полоску по периметру иконы. Иконографические образы, разработанные  в Византии, тоже строго соответствуют  канону.

В первые три века христианства были распространены символические и аллегорические изображения. Христа изображали в виде агнца, якоря, корабля, рыбы, виноградной  лозы, доброго пастыря. Только в IV-VI вв. стала складываться иллюстративно-символическая  иконография, ставшая структурной  основой всего восточно-христианского  искусства,

 

7. Развитие художественной культуры

 

Эллинистическое искусство, даже в пору расцвета не бывшее единым, породило несколько  художественных школ: Коптскую в Египте, Сасанидскую а Персии, Сирийскую  и т.д. Произошло разделение латинского Запада и греческого Востока (Византии). Однако эллинистические основы, христианская идеология обусловили сходство отдельных  ветвей в сюжетах, формах, технологии, приемах средневекового искусства, размыли границы.

Происходило взаимовлияние, взаимопроникновение  при сохранении основного направления. Меняются и географические границы  византийского искусства: Кавказки Закавказье, Малая Азия, Южная Италия, Сирия, Палестина, Синай, Греция, Нижний Египет Адриатическое побережье. Славянские страны Балканского полуострова  то входят, то выходят из области  Византийского искусства. Меняющиеся экономика и общественное устройство воздают текучесть искусства, его  сюжетов, стилей, технических принципов. Этому способствует и постоянное изменение географии культурно  активных центров. И поэтому следует  отрешиться от ходячих представлений  о косности византийской культуры, возникших в Западной Европе на почве  различия вероисповеданий и различия в развитии культуры (презрение Возрождения  к Средневековью).

Собственно  византийское искусство начинается с VII в., но античная традиция в Византии никогда не прерывалась, и античная цепь сдерживала шаги развития искусства, которое во многом выполняло функцию  передачи культурного наследия и  духовного воспитания. Наиболее прочно был связано традициями прошлого Константинополь (Второй Рим). Правители  любого происхождения требовали подражания римским образцам, зодчие и художники выполняли их волю, что в новых исторических и социальных условиях приводит к эстетическому оскудению.

В области  живописи этот процесс связан с мозаичной  техникой, процветавшей в IV-VI вв. вплоть до ХН в. По византийским мозаикам можно  проследить этот процесс эллинистического угасания: утрачивается монументальность, потухает цветность, рисунок становится более геометричным, схематичным. K XIV в. мозаику сменяет фреска, а  затем станковая икона. Но угасание эллинистической традиции сопровождается положительным процессом вливания искусства переднеазиатских провинций. На Востоке вырабатывались новые  линейно-ритмические элементы.

VII в. - это  конец позднеантичного периода  в культуре Византии и начало  Средневековья. Арабы становятся  хозяевами Востока, славяне - Балкан, лангобарды - Италии, т. е. обостряется  классовая борьба. "Низы" общества  усваивают более понятное им  искусство ее восточных монахов,  массами бегущих от арабов.

Борьба  императора с церковью, разрыв между  угасающим императорским и крестьянско-мещанским  искусством в VIII-IX вв. принимает форму  иконоборчества. Иконы, запрещенные  императором как языческие вдовы, распространялись монахами как святыни. Эта борьба заканчивается в IX в. победой  иконопочитания вместе с усилением  сирийского и палестинского влияния  в искусстве.

При Василии I (836-886) формируется новый, канонический тип архитектуры и новая иконография. Создаются новые храмы с росписью, по форме и содержанию представляющей значительный шаг вперед.

Вторая  половина IX в. - это ранневизантийская  фаза, совпадающая с дороманской  формой на Западе. Но в отличие от Запада, Византия вдет по пути компромиссов между императорской традицией  и восточными формами, и стилистическое единство достигается лишь в Х-XII вв. в средневизантийский период, совпадавший  с романским на Западе. Станковая  живопись Византии тесно связана  с восточноэллинистическим портретом  в технике энкаустики (восковые краски, вжигаемые в основу). Точная дата и время перехода на темперу по левкасу неизвестно. В XII в. станковая  живопись становится наряду с миниатюрой ведущим типом живописи. В XII в. были созданы шедевры византийской иконописи. Представление о ее высоком уровне дает икона Владимирской Богоматери, ныне хранящаяся в Третьяковской  галерее. Это необычайно человечный образ матери, предчувствующей будущую  трагическую судьбу своего сына, что  достигается скупыми и чрезвычайно  точно найденными средствами, среда  которых главную роль играет тонкая одухотворенная линия и мягким приглушенный колорит. Владимирская икона - один из шедевров мировой живописи.

Последний расцвет византийского искусства  приходится на XIII-XIV вв., время правления  династии Палеологов. Появляются экспрессивность  образов, попытки передать пространство (мозаики церкви Кахрие-Джами в  Константинополе). Но новые художественные веяния не могли развиться и окрепнуть: произошел разгром Константинополя  сначала крестоносцами, а затем - турками. Лучшие мастера византийского  искусства покинули страну. Так, творчество Феофана Грека смогло развиться  в полную силу только на Руси.

Поздний период византийского искусства  совпал с готикой и по времени, и по стилевой заданности. Искусство Византии перестает существовать с гибелью византийской государственности, но остаются жить его художественные традиции, которые оказали огромное влияние на художественную культуру стран Балканского полуострова, Южной Италии, Венеции, Армении, Грузии. Плодотворную роль сыграла Византия в развитии художественной культуры Древней Руси. В полной мере искусство Византии было оценено лишь в начале ХIX в.

 

 

Заключение 

 

Византийская  культура - это один из этапов развития мировой культуры со своей спецификой и типологией. Определяющими факторами  развития культуры были:

- единство языка, этноса и религии (греческое этническое ядро, православие);

- устойчивая государственность;

- положение "моста" между Западом и Востоком;

- наличие элементов восточных цивилизаций;

- взаимопроникновение культур;

- культурные контакты с Италией, особенно в XIII-XIV вв., зарождение Проторенессанса и создание предпосылок для развития гуманизма как общеевропейского явления;

- доминанта греко-римской культурной основы;

- различие между европейской и византийской культурами как результат обрядовых различий между католицизмом и православием.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. –Просвещение, 1989

2. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. –М.: Вагриус, 1991

3. Гумбольдт В. Философия и язык культуры. –М.: ЛОГОС, 2004

4. Искусство в системе культуры. /под ред. Саровского А. В., Прищепова А. А. –СПб.: Нева, 2004

5. Культурология. Учебник для вузов. /под ред. Н. Г. Багдасарьян. –М.: Высшая школа, 1998.

6. Мамонтов С. П. Основы культурологии. –М. : ПРИОР, 2003

7. Мейлах Б. С. Философия искусства и художественная картина мира. //Вопросы философии. -1983. -№7.

8. Розин В. М. Культурология. Учебное пособие. –М.: ВЛАДОС, 2001


Информация о работе Византийская культура