Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:32, реферат
Рождение византийской цивилизации историки связывают с основанием ее столицы города Константинополя. Город Константинополь был заложен императором Константином в 324 году. И основан был на месте римского поселения Византии.
Введение 3
1. Философия и образование 4
2. Архитектура и музыка 5
3. Литература в Византии 7
4. Фресковая живопись Византии 9
5. Декоративно-прикладное искусство Византии 9
6. Иконопись в Византии 11
7. Развитие художественной культуры 12
Заключение 16
Список использованной литерату
6. Иконопись в Византии
Византия - родина иконописи. Корни изобразительных приемов иконописи, с одной стороны, - в книжной миниатюре, от которой заимствовано тонкое письмо, воздушность, утонченность палитры. С другой - в фаюмском портрете, от которого иконописные образы унаследовали огромные глаза, печать скорбной отрешенности на лицах, золотой фон. Фаюмский портрет - часть погребального восточного культа. Изображаемый как бы пребывал в потустороннем мире. Такие портреты выполнялись в технике энкаустики восковыми красками, вжигаемыми в фон, что придавало портрету телесную теплоту.
Задачи иконописи - воплощение божества в телесном образе. Само слово "икона" означает по-гречески "образ", "изображение". Она должна была напоминать о том образе, который вспыхивает в сознании молящегося. Это "мост" между человеком и божественным миром, священный предмет. Христианским иконописцам удалось выполнить сложную задачу: передать живописными, материальными средствами нематериальное, духовное, бесплотное. Поэтому для иконописных изображений характерна предельная дематериализация фигур, сведенных к двумерным теням на гладкой поверхности доски, золотой фон, мистическая среда, не плоскость и не пространство, а нечто зыбкое, мерцающее в свете лампад. Золотой цвет воспринимался как божественный не только, глазом, но и разумом. Верующие называют его "фаворским", ибо, согласно библейской легенде, преображение Христа произошло на горе Фавор, где его образ предстал в ослепляющем золотом сиянии. В то же время Христос, Дева Мария, апостолы, святые были реально жившими людьми, имевшими земные черты.
Архитектурная
структура иконы и технология
иконописи складывалась в русле
представлений о ее назначении: нести
священный образ. Иконы писали и
пишут на досках, чаще всего кипарисовых.
Несколько досок скрепляют
В первые
три века христианства были распространены
символические и аллегорические
изображения. Христа изображали в виде
агнца, якоря, корабля, рыбы, виноградной
лозы, доброго пастыря. Только в IV-VI
вв. стала складываться иллюстративно-символическая
иконография, ставшая структурной
основой всего восточно-
7. Развитие художественной
Эллинистическое искусство, даже в пору расцвета не бывшее единым, породило несколько художественных школ: Коптскую в Египте, Сасанидскую а Персии, Сирийскую и т.д. Произошло разделение латинского Запада и греческого Востока (Византии). Однако эллинистические основы, христианская идеология обусловили сходство отдельных ветвей в сюжетах, формах, технологии, приемах средневекового искусства, размыли границы.
Происходило взаимовлияние, взаимопроникновение при сохранении основного направления. Меняются и географические границы византийского искусства: Кавказки Закавказье, Малая Азия, Южная Италия, Сирия, Палестина, Синай, Греция, Нижний Египет Адриатическое побережье. Славянские страны Балканского полуострова то входят, то выходят из области Византийского искусства. Меняющиеся экономика и общественное устройство воздают текучесть искусства, его сюжетов, стилей, технических принципов. Этому способствует и постоянное изменение географии культурно активных центров. И поэтому следует отрешиться от ходячих представлений о косности византийской культуры, возникших в Западной Европе на почве различия вероисповеданий и различия в развитии культуры (презрение Возрождения к Средневековью).
Собственно византийское искусство начинается с VII в., но античная традиция в Византии никогда не прерывалась, и античная цепь сдерживала шаги развития искусства, которое во многом выполняло функцию передачи культурного наследия и духовного воспитания. Наиболее прочно был связано традициями прошлого Константинополь (Второй Рим). Правители любого происхождения требовали подражания римским образцам, зодчие и художники выполняли их волю, что в новых исторических и социальных условиях приводит к эстетическому оскудению.
В области
живописи этот процесс связан с мозаичной
техникой, процветавшей в IV-VI вв. вплоть
до ХН в. По византийским мозаикам можно
проследить этот процесс эллинистического
угасания: утрачивается монументальность,
потухает цветность, рисунок становится
более геометричным, схематичным. K
XIV в. мозаику сменяет фреска, а
затем станковая икона. Но угасание
эллинистической традиции сопровождается
положительным процессом
VII в. - это
конец позднеантичного периода
в культуре Византии и начало
Средневековья. Арабы
Борьба
императора с церковью, разрыв между
угасающим императорским и
При Василии
I (836-886) формируется новый, канонический
тип архитектуры и новая
Вторая
половина IX в. - это ранневизантийская
фаза, совпадающая с дороманской
формой на Западе. Но в отличие от
Запада, Византия вдет по пути компромиссов
между императорской традицией
и восточными формами, и стилистическое
единство достигается лишь в Х-XII
вв. в средневизантийский период, совпадавший
с романским на Западе. Станковая
живопись Византии тесно связана
с восточноэллинистическим
Последний
расцвет византийского
Поздний период византийского искусства совпал с готикой и по времени, и по стилевой заданности. Искусство Византии перестает существовать с гибелью византийской государственности, но остаются жить его художественные традиции, которые оказали огромное влияние на художественную культуру стран Балканского полуострова, Южной Италии, Венеции, Армении, Грузии. Плодотворную роль сыграла Византия в развитии художественной культуры Древней Руси. В полной мере искусство Византии было оценено лишь в начале ХIX в.
Заключение
Византийская культура - это один из этапов развития мировой культуры со своей спецификой и типологией. Определяющими факторами развития культуры были:
- единство языка, этноса и религии (греческое этническое ядро, православие);
- устойчивая государственность;
- положение "моста" между Западом и Востоком;
- наличие элементов восточных цивилизаций;
- взаимопроникновение культур;
- культурные контакты с Италией, особенно в XIII-XIV вв., зарождение Проторенессанса и создание предпосылок для развития гуманизма как общеевропейского явления;
- доминанта греко-римской культурной основы;
- различие между европейской и византийской культурами как результат обрядовых различий между католицизмом и православием.
Список использованной литературы
1. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. –Просвещение, 1989
2. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. –М.: Вагриус, 1991
3. Гумбольдт В. Философия и язык культуры. –М.: ЛОГОС, 2004
4. Искусство в системе культуры. /под ред. Саровского А. В., Прищепова А. А. –СПб.: Нева, 2004
5. Культурология. Учебник для вузов. /под ред. Н. Г. Багдасарьян. –М.: Высшая школа, 1998.
6. Мамонтов С. П. Основы культурологии. –М. : ПРИОР, 2003
7. Мейлах Б. С. Философия искусства и художественная картина мира. //Вопросы философии. -1983. -№7.
8. Розин В. М. Культурология. Учебное пособие. –М.: ВЛАДОС, 2001