Витте и Столыпин: сравнительная характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:30, реферат

Описание работы

Задумаемся над парадоксом: сегодня, в век обмена огромными потоками информации, когда известными становятся все новые и новые факты - стали ли мы ближе к истории собственной страны? Знаем ли мы сегодня больше о достойных представителях нашего прошлого? Складывается впечатление, что история превращается в некий набор клипов о людях и процессах, с минимумом общеизвестных фактов, за которыми совершенно теряются реальные, интересные, живые люди. Данная работа - попытка преодолеть «клипообразный» подход к истории на примере конкретной исторической ситуации.

Содержание

Введение
Сравнительная характеристика жизни и деятельности С.Ю.Витте и П.А. Столыпина
1.1 Сравнительно-биографический очерк С.Ю.Витте и П.А. Столыпина
1.2 Сравнение политико-реформаторской деятельности С.Ю.Витте и П.А.Столыпина
1.3 Сравнение личностных характеристик С.Ю.Витте и П.А. Столыпина
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории..docx

— 33.14 Кб (Скачать)

1.3 Сравнение личностных  характеристик С.Ю.Витте и П.А.  Столыпина

    Итак, какими людьми были С.Ю Витте и П.А.Столыпин: их характер, отношения с близкими и просто знакомыми, наконец, какими их видели другие политические деятели и народ. Ответить на эти вопросы помогут мемуары, письма, высказывания и дневниковые записи Сергея Юльевича Витте и Петра Аркадьевича Столыпина, а также их современников.

          Жизнь, политическая деятельность, нравственные качества Сергея Юльевича Витте всегда вызывали противоречивые, порой абсолютно противоположные оценки и суждения. По одним воспоминаниям его современников перед нами исключительно одаренный, в высокой степени выдающийся государственный деятель, превосходящий разнообразием своих дарований, громадностью кругозора, умением справляться с труднейшими задачами блеском и силой своего ума всех современных ему людей. По другим - это делец, совершенно неопытный в народном хозяйстве, страдавший дилетантизмом и плохим знанием русской действительности, человек со среднеобывательским уровнем развития и наивностью многих взглядов, политику которого отличали беспомощность, бессистемность и беспринципность. Характеризуя Витте, одни подчеркивали, что это был европеец и либерал, другие - что Витте никогда не был ни либералом, ни консерватором, но иногда он был намеренно реакционером.. Писалось о нем в газетах даже и такое: "дикарь, провинциальный герой, наглец и развратник с провалившимся носом". Сам Витте очень охотно подчеркивал свои родственные узы с князьями Долгорукими, но не любил упоминать, что происходил из семьи малоизвестных обрусевших немцев. Студентом Витте мало интересовался общественными проблемами. Его не волновали ни политический радикализм, ни философия атеистического материализма, будоражившие умы молодежи 70-х годов. Витте не принадлежал к числу тех, чьими кумирами были Писарев, Добролюбов, Толстой, Чернышевский, Михайловский. "... Я всегда был против всех этих тенденций, ибо по моему воспитанию был крайним монархистом... а также и человеком религиозным", - писал впоследствии С.Ю. Витте. Его духовный мир складывался под влиянием родных, в особенности дяди - Ростислава Андреевича Фадеева, генерала, известного своими славянофильскими, панславистскими взглядами. Витте ничем не походил на тогдашних министров, это был новый тип руководителя В.В. Максимов так вспоминал о его стиле работы: «Доклады у Витте происходили при весьма любопытной обстановке. У докладчика нет с собой ни бумаг, ни карандаша, и вот в течение двух часов докладчик и Витте ходят из угла в угол по кабинету и яростно спорят. Витте при этом вводит собеседника в круг своих идей и горячо отстаивает защищаемый им проект. Если Витте сдавался на доводы собеседника, то обыкновенно он начинал горячиться и кричать: “Я вас не понимаю, что вы хотите делать, - и после некоторого раздумья: - Ну, да, делайте, делайте…”». Надо сказать, что при всей свей чуждости тогдашней чиновничьей среде, Витте с легкостью усвоил царившие в ней правила игры. Он быстро научился интригам, распространению слухов и сплетен, Сергей Юльевич не брезговал порочить своих конкурентов при помощи подкупленной прессы. Великосветский Петербург косо смотрел на "провинциального выскочку". Его коробили резкость Витте, угловатость, неаристократичность манер, южный выговор, плохое французское произношение. Сергей Юльевич надолго стал любимым персонажем столичных анекдотов. Николай II, в отличие от своего отца, ценил в министрах не только деловые качества, но и то, как человек держит себя в высшем свете. Витте же, усвоив правила политической игры, вел себя среди чиновников и аристократов с подчеркнутым демократизмом. Поэтому между императором и Сергеем Юльевичем установились довольно сложные отношения: со стороны Витте демонстрировались недоверие и презрение, со стороны Николая - недоверие и ненависть. Но всегда, когда требовались большой ум и изворотливость, Николай II, хоть и со скрежетом зубовным, обращался к Витте. После его смерти Николай II признавался: «Смерть графа Витте есть для меня глубокое облегчение»

Другую великую личность того времени, Петра Аркадьевича Столыпина  часто называют «последним шансом»  царского режима. «Весь внешний облик Петра Аркадьевича как нельзя более соответствовал редким качествам и сторонам его души», « Часто даже враги его восхищались увлекательной правдивостью его слов, благородством его образа, неотразимой силой его ораторского таланта”, “…избегал всяких выставок и рисовок…”, “Все, что делал он, казалось ему лишь скромным выполнением своего жизненного долга” - так писал о Столыпине один из исследователей русской истории, Н.П. Шубинский. Современники и исследователи характеризуют его, как честного, прямого человека, не запятнанного никакими скандалами и сплетнями, храброго, порядочного до щепетильности, но достаточно сложного в общении из-за излишней прямоты, доходящей до нетерпимости. В переписке с женой и в воспоминаниях близких он предстает нежным, трогательно любящим, даже беззащитным в своей любви, заботливым в мелочах мужем и отцом. Из письма жене: «В вагоне все думал о Тебе и о моей глубокой привязанности и обожании к Тебе. Редко, я думаю, после 15 лет супружества так пылко и прочно любят друг друга, как мы с Тобою. Для меня Ты и дети все и без вас я как-то не чувствую почвы под ногами. Грустно быть оторванным от Вас».

Таким образом, в этой главе я  выяснила, что С.Ю. Витте и П.А. Столыпин - оба были слишком яркими личностями, и поэтому не могли  делить власть, что частично повлияло на возникновение противоречий между  ними.

В ответ на выпады Витте  Столыпин всегда отвечал прямо, сдержанно, холодно, вежливо - “Милостивый Государь граф Сергей Юльевич.…Очень жалею, что не могу оказать Вам содействия в этом деле и прошу Вас принять уверение в искреннем моем уважении и преданности”, - П.Столыпин. Различие в характерах легко прослеживается в переписке между Сергеем Юльевичем и Петром Аркадьевичем. Вежливые, холодноватые обращения и обороты Столыпина подчеркивают грубоватые и слегка презрительные выпады и реплики Витте (П.А.Столыпин: “… считал бы совершенно недостойным правительства - осуждение бывшего его главы в разговоре с корреспондентами…”, “просить Вас принять уверения в моем глубоком уважении и преданности”; С.Ю.Витте: “ Очень сожалею о бедном русском министре финансов, который имеет подобных ближайших по специальности коллег!”). Кроме того, из письменных источников можно заметить, что Витте имел привычку писать многословно, запутанно, что делает прочтение достаточно сложным, а смысл сказанного часто ускользает. Столыпин, напротив, пишет ясно, четко, лаконично. Он всегда как будто соблюдает дистанцию с «собеседником».

Также, несмотря на то, что оба без  сомнения были очень привязаны к  семье, в записях Витте почти  невозможно встретить упоминание о  женах или приемной дочери, тогда  как переписка Столыпина с  женой подчеркивает его постоянную заботу о родных («Беру с собою  в вагон только Твою шубу, так как боюсь, что Тебе холодно будет ехать на станцию: ее зашьет в холост Машина девушка. Сегодня исполнил все Твои поручения и купил Мери книгу, детям куклы, Миминому Боре гремушку. Завтра поклонюсь могиле отца, уложу последние вещи и, если кончу с немкою, то вечером выеду»[1]).

Характеры, воспитание, поведение  Витте и Столыпина были во многом противоречивыми. Таким образом, независимо от этих двух людей, столкновение столь  противоположных и ярких личностей  в любом случае повлекло бы за собой  конфликт.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, настало время подвести итоги  и, наконец, выяснить действительно  ли существовал между С.Ю.Витте  и П.А.Столыпиным конфликт.

На основе выводов теоретической  части, можно ответить на этот вопрос положительно. Как Витте, так и  Столыпин - оба они представляли собой сильных личностей, обладающих пусть очень разными, но, несомненно, яркими чертами характера. Необходимо сказать, что, даже абстрагируясь от образов Сергея Юльевича и Петра  Аркадьевича, столкновение двух подобных личностей в любом случае вызвало  бы противоречие между ними. Люди, обладающие такими характерами, слишком уверенны и независимы, чтобы стать так  называемыми «ведомыми» в общении. Так как не может существовать вид отношений: «ведущий - ведомый», неизменно остается только путь, приводящий к конфликту между данными  типами личностей. Однако, источником, генератором конфликтной ситуации был все-таки С.Ю Витте, Столыпин скорее пытался достойно выйти из нее, хотя иногда и сумев преодолеть раздражения.

Одной из главных причин возникновения  противоречий явилось и общее, «реформаторское» поле деятельности, остроты помимо личных качеств , добавляли и карьерные мотивы. До сих пор многие считают, что основой конфликта послужило первенство появления идеи аграрной реформы.. Витте не сомневался в «краже» его идеи Столыпиным, хотя тот в свою очередь представлял собою продолжателя и исполнителя некоторых пунктов программы аграрной реформы Сергея Юльевича, а также многих деятелей, разрабатывавших эту идею еще до Витте. Таким образом, конфликт между С.Ю.Витте и П.А.Столыпиным носил как политический, так и личностный оттенок. Стоит добавить, что часто при возникновении противоречий между двумя историческими деятелями, ученики (а иногда и исследователи) избирают определенную, субъективную позицию по отношению к сторонам конфликта. Для того чтобы доказать нецелесообразность выводов, подобных данному: «Витте - хороший, Столыпин - плохой» (или наоборот), была проведена практическая часть, суть которой заключена в цели проектной работы: «на основе изучения источников о жизни и деятельности С.Ю.Витте и П.А.Столыпина попытаться реконструировать диалог двух великих реформаторов начала ХХ века». Создание такой «заочной» беседы помогает в формировании более объективной точки зрения. Также подобный «диалог от первого лица» может использоваться не только при сравнении двух исторических деятелей, но и при любом столкновении противоположных точек зрения. Таким образом, курс истории приобретет в глазах учеников яркие краски, а процесс изучения станет действительно интереснее даже для тех людей, которых он не увлекал прежде…

 

 

Список использованных источников и литературы

1. Аксенова М., Храмов Г. Энциклопедия  для детей. Том 5. История России и ее ближайших соседей. XX век. Москва, 1999.

2. Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. С.Ю.Витте и его время. Санкт-Петербург, 1999.

3. Гиндин И.Ф. С.Ю.Витте, как государственный деятель. Москва, 1991.

4. Горкин А.П. Большой энциклопедический словарь школьника. Москва, 2001.

5. Данилов Ю.Н. На пути к крушению. Очерки последнего периода российской монархии. Москва, 2000.

6. Коковцов В.Н. Из моего прошлого. Воспоминания 1903-1919. Москва, 1992.

7. Корелин А.П., Степанов С.А. С.Ю.Витте - финансист, политик, дипломат. Москва, 1998.

8. Курлов П.Г. Крушение монархии в России. Москва, 1992.

9. Мосолов А.А. При дворе последнего российского императора. Москва, 1993.

10. Николай II Дневники императора Николая II. Москва,

11. Рыбас С., Тараканова Л. Жизнь и смерть Столыпина. Москва, 1991.

12. Столыпин А. П.А.Столыпин. Москва. 1991.

13. Толстой И.И. Мемуары: 1906-1915. Москва, 2002.

14. Чернова М.Н. Личность в истории. Россия. XX век. Москва, 2005.

15. Журнал Родина. 12-2006.

16. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 3 CD. Москва, 2006.

Интернет-сайты:

1. www.hrono.ru.

2. www.stolypin.ru

3. rus-sky.com/history

4. ru.wikipedia.org

5. www.bookland.ru


Информация о работе Витте и Столыпин: сравнительная характеристика