Виды предпринимательской деятельности самарских купцов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:04, реферат

Описание работы

В настоящее время экономическая деятельность купечества не изучена достаточно подробно. Объект настоящего исследования - самарское купеческое сословие. Предмет изучения в данной работе – виды профессиональной деятельности самарского купечества.

Содержание

Введение
1. Хлебопромышленность.
2. Промышленность и торговля салом и другими продуктами животного царства.
3. Лесная торговля.
4. Торговля из лавок, на ярмарках и базарах.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по благотворительности.doc

— 60.00 Кб (Скачать)


Введение

Актуальность темы исследования. Изменения в экономическом развитии страны, проходившие с начала 90-х гг. XX века, сделали особенно актуальным изучение процесса утверждения и развития российского капитализма. Это связано с тем, что перед обществом начала XXI века встали проблемы, характерные и для рубежа XIX-XX вв.: вопрос о частной собственности, развитие частного крупного и мелкого предпринимательства, взаимоотношения предпринимателей и центральной власти. В связи с этим особую актуальность приобретает исследование купеческого сословия и видов его предпринимательской деятельности, так как именно оно являлось основным источником буржуазии в дореволюционной России.

В настоящее время экономическая деятельность купечества не изучена достаточно подробно. Объект настоящего исследования - самарское купеческое сословие. Предмет изучения в данной работе – виды профессиональной деятельности самарского купечества.

Территориальные рамки ограничены Самарой - типичным купеческим городом российской провинции. Самарское купечество в своём развитии отразило все тенденции, характерные для верхушки провинциального торгового сословия.

Хронологические рамки исследования включают конец XIX -начало XX в. Это время являлось переломным для российского купечества. Данный период характеризуется, с одной стороны, активным развитием капиталистических элементов экономики. С другой стороны, купеческое сословие постепенно теряло свое значение в экономической и общественной жизни страны.

Степень изученности проблемы. История самарского купечества не всегда находилась в центре внимания исследователей. Однако нельзя говорить о полном отсутствии работ, рассматривающих различные аспекты развития торгово-промышленного сословия России.

Отечественная историография по данной проблеме представляет собой различные виды научных исследований: монографии, статьи, диссертационные работы. Однако основная их часть написана по более широким темам. Здесь можно выделить четыре периода:

Первый период -дореволюционный. Своеобразие работ периода заключается в том, что публикации по теме были порождены бурным развитием общественной и экономической жизни России. В основном, это краткие очерки по истории торговли, промышленности, составе торгово-промышленного класса, истории отдельных торгово-промышленных заведений.

Хронологические рамки второго периода можно обозначить 1920-е -середина 1950-х гг. Первые работы советских историков по данной проблематике появились в начале 20-х гг. XX в. Они были написаны с позиций победивших в России политических сил.

С середины 1920-х до середины 1950-х гг. изучение истории российской буржуазии практически не велось, что было связано с негативным отношением советской власти к буржуазии как к «классовому врагу».

С середины 1950-х гг. исследование истории купечества возобновляется, что позволяет говорить о начале третьего периода развития историографии проблемы. Он характеризуется значительным расширением изучаемых вопросов, введением в оборот новых видов источников. Новым направлением в историографии стала разработка проблем и особенностей менталитета русской буржуазии и купечества.

Со второй половины 1980-х гг. начался четвертый период развития отечественной историографии. Однако основное внимание исследователей в эти годы было приковано к острым политическим темам. Несмотря на то, что проблема развития сословий, экономическое и политическое развитие  страны,  указывались как одни из актуальных, для их раскрытия историки сделали крайне мало.

Виды предпринимательской деятельности самарского купечества

Одним из регионов, занимавших ведущие места в экономике страны на рубеже XIX-XX веков,  было Самарское Поволжье.  Такие особенности региона, как специфика формирования населения, его многонациональность, низкая плотность населения,  преобладание сельского населения над городским, отдаленность от центральных районов страны и внешних границ государства,  большое количество плодородных земель и,  как следствие, аграрная основа экономики региона,  определяли своеобразие социально-экономических процессов,  протекавших на его территории в конце XIX - начале XX веков.

Можно утверждать,  что в этот период Самара представляла собой быстро развивающийся крупный торгово-промышленный центр. Однако в то же время в общероссийском масштабе Самара была типичным провинциальным городом.  По переписи 1897  г.  город и губерния были отнесены к разряду незначительно населенных территорий.  Самарское купечество в своем развитии отразило все тенденции,  характерные для верхушки провинциального торгового сословия. Вторая половина XIX века - период быстрого развития экономики губернии.  Особенно ярко экономический рост проявлялся в губернском центре.  Развитие фабрик и заводов началось в связи с прокладкой железной дороги. В самые последние годы XIX в. резко выросло число механических заводов, по преимуществу по переработке производственного сырья:  пшеницы,  свеклы,  подсолнечника, конопляного семени, лесопилок и т.д. В 90-е годы XIX - начале XX века идет процесс концентрации производства и капитала: число мелких предприятий пошло на убыль,  а объем производства стал неуклонно возрастать. [3]

Характерной чертой самарской промышленности стало появление крупных паровых и водяных мельниц.  Во второй половине XIX века происходили изменения и в самарском купечестве. В начале 1850-х гг.  XIX в.  в Самаре зафиксировано 8 купцов второй гильдии, 327 купцов третьей гильдии. В 1862 году в Самаре объявили капитал 256  купцов,  из них к первой гильдии относились всего двое.  В 1871  голу гильдейские списки существенно пополнились:  всего насчитывалось 659  купцов, из них 33  купца состояли в первой гильдии. [5]

Колоссальный размах развития торговой Самары пришелся на XIX век. В первой его половине купечество Самарского края ориентировалось на животноводство - благодаря торговле с местными кочевниками - калмыками, башкирами и татарами у местных купцов была возможность за достаточно низкие цены покупать у них скот, выгуливать его и продавать по высоким ценам продукты животноводства.

Во второй половине XIX в. российский рынок претерпел значительные изменения, и местное купечество сориентировалось на выращивание продовольственного зерна. Самарский край стал одним из центров России по выращиванию пшеницы. Итак, рассмотрим некоторые виды предпринимательской деятельности самарских купцов более подробно. [4]

1. Хлебопромышленность.

     Торговля хлебом в сильной степени была уже развита в Самаре при преобразовании её в губернский город.  Развитие этой отрасли промышленности и торговли вызвано естественным положением Самарского края и соседних с востока земель, а также благоприятным положением Самарской пристани.

Но развитию земледельческой промышленности края способствовало не одно богатство почвы, обилие земель и удобство сбыта земледельческих произведений, а еще два следующих условия. Во-первых: преобладание над крепостным населением края — населения, относительно искони свободного— государственных, удельных крестьян и немцев колонистов, во-вторых— обращение к земледельческой промышленности купцов и мещан, привлеченных выгодами такого рода деятельности.[1]

2. Промышленность и торговля салом и другими продуктами животного царства.

     Скотоводство Самарской губернии было не так велико, как можно было бы ожидать, судя по её степному характеру и значительности ею занимаемого пространства. Самарское сало шло преимущественно в Петербург, в котором была сосредоточена почти вся внешняя торговля этим продуктом, и частью в Казань, где на известном заводе братьев Крестовниковых оно перерабатывалось в стеарин.     Сало добывалось из крупного рогатого скота и овец. Промышленники скупали скот как в Самарской губернии, так в Уральском войске, в Оренбургской губернии и в Киргизской степи. 

Говоря о Самарской скотопромышленности надо иметь в виду, что большая часть занимающихся сальною промышленностью купцов вело и торговлю рогатым скотом, отгоняя ежегодно из Самарских степей до 10000 голов рогатого скота в Петербург, при чем нередко продавали  этот скот по пути: в Нижнем Новгороде или в Москве.[1]

3. Лесная торговля.

     Лесной материал составлял в Самаре предмет привозной торговли. Он шел не только на местное потребление, но и на удовлетворение потребности населения значительной части Самарского края. Жители степных пространств, приезжая в Самару с хлебом, брали в ней строевой и поделочный лес и разные мелкие лесные изделия. Таким образом, лесная торговля Самары находилась в тесной связи с хлебной промышленностью.

     Когда был хороший урожай в степи — лесная торговля Самары процветала и  наоборот, в случае неурожая в степи, Самарская лесная торговля затихала и даже падала, потому что главные потребители лесного материала, степные жители, не имели наличных денег, на которые здесь исключительно производится продажа леса.

Главными торговцами дровами в Самаре были местные купцы: Назаров, Волков, Колодин, Гребенщиков, Сбитнев и Санин.[1]

4. Торговля из лавок, на ярмарках и базарах.

     Предметы потребления как местных жителей города, так и населения значительных пространств различных районов Самарской губернии сбывались на ярмарках и базарах города, из его лавок и магазинов, а также прямо с судов, пристающих к городу и представляющих во время навигации как бы подвижные лавки.

Торговля колониальными, мануфактурными и прочими товарами в Самаре смело может быть разделена на два периода: до образования Губернского города и после этого события, когда она начала совершенствоваться и развиваться все быстрее с каждым годом. Потребности городского населения до 1851 года были весьма ограничены, поэтому торговля предметами потребления велась копеечная, ничтожная.

Базары бывали еженедельно по понедельникам, четвергам и субботам, на двух площадях: Троицкой и Воскресенской. Весьма значительные предметы самарской торговли составляли: свежая и соленая рыба и прочие рыбные товары; металлические изделия; соль; чай и сахар; керосин; овощи и фрукты и др.

Из колониальных магазинов в Самаре лучший был И. Л. Санина. Кроме его существовали весьма порядочные магазины того же рода товаров, хотя и несколько меньших размеров — бывший Казакова и Егорова и магазины так называемых бакалейных товаров Луковникова, Мятова, Аннаева. Магазин сахара, чая и различных предметов так называемого игольного товара,  А. Е. Надысева. Торговля иностранными винами существовала  как  в названных колониальных магазинах, так и у купцов Аннаева и Жукова.[1]

Заключение

В конце XIX - начале XX вв. можно говорить о формировании настоящей социальной группы российского купечества. Противоречивой и многоликой была эта группа предпринимателей, чрезвычайно разнородная по своему составу, образованию и происхождению, социальному статусу.

Непомерное стяжательство, страсть к обогащению и неразборчивость в средствах его достижения, деспотизм и невежество, особенно ярко проявлялись в период "первоначального накопления капитала". Они длительное время являлись отличительными чертами этой социальной группы.

Самарский вице-губернатор И-М.Ф. Кошко вспоминал: "Купеческий круг Самары, несмотря на то, что насчитывал среди себя десятки миллионеров, жил замкнуто, среди ближайшей родни. Богатые люди понастроили себе пышные особняки с преобладанием стиля модерн, но приемов у себя не делали, так что решительно неизвестно, для чего они завели такие хоромы. Должно быть, из чувства подражания".*

Но нельзя не увидеть в российском купечестве, в его наиболее просвещенных

____________

* Электронный ресурс. Режим доступа:http://www.uic.ssu.samara.ru/~samhis/sgmer.html

 

и цивилизованных представителях черт, свидетельствующих о незаурядной самобытности характеров и настоящего патриотизма

По лучшим представителям российского купечества можно наблюдать сложный и противоречивый путь развития от патриархально-крепостной психологии и сословной ограниченности до высоких культурных достижений и активного участия в общественно-политической жизни. Не жажда наживы, а именно психологические мотивы были "двигателем" восхождения российских купцов на вершины их могущества. Ведь многие из них до конца своей жизни были религиозны, вели строгий, если не сказать - суровый, образ жизни, тратили огромные суммы денег на благотворительность.

Российскому купечеству было немного лет (ведь как класс, оно начало формироваться только после отмены крепостного права в 1861 г.), и трудно было ожидать от них высокого уровня образования. Но их дети уже учились в гимназиях, коммерческих училищах и, даже, - в университетах. Русские провинциальные купцы потянулись к западному уровню культуры - создавали в своих городах яхт-клубы, ипподромы, музеи, театры и библиотеки, обзаводились еще диковинными автомобилями, электростанциями, благоустраивали свои улицы.

Эпоху конца XIX - начала XX вв. некоторые исследователи называют "периодом Медичи" в культурной жизни России. То время отличалось небывалым расцветом купеческого меценатства. И все же, именно этот этап закончился в 1917 г. началом всесокрушительной индустриальной революции. Не успели российские купцы как следует "встать на ноги", достичь должного культурного уровня и взять из рук отмиравшего дворянства контроль над судьбами России.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования « Самарский

государственный университет»

 

Социологический факультет

 

Кафедра теории и технологии социальной работы

Направление «Социальная работа»

 

Виды предпринимательской деятельности самарского купечества

Реферат

 

Выполнила студентка I курса дневного отделения

Гр. 16101.50

Лютова Анна Олеговна

 

Научный руководитель: Курсков Н.А., ст.

преподаватель

 

Информация о работе Виды предпринимательской деятельности самарских купцов