Версальско-Вашингтонская система

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:51, реферат

Описание работы

Версальский мирный договор, официально завершивший Первую мировую войну 1914-18, был подписан 28 июня 1919 в Версале (Франция) Соединёнными Штатами Америки, Британской империей (Ллойд-Джордж Дэвид - премьер-министр Великобритании в 1916-1922 ), Францией (Клемансо Жорж ), Италией (Витторио Эмануэле Орландо- итальянский политик, Председатель Совета министров Италии в 1917—1919 годах.) и Японией, Бельгией, Боливией, Бразилией, Кубой, Эквадором, Грецией, Гватемалой, Гаити, Хиджазом, Гондурасом, Либерией, Никарагуа, Панамой, Перу, Польшей, Португалией, Румынией, Сербо-Хорвато-Словенским государством, Сиамом, Чехословакией и Уругваем, с одной стороны, и капитулировавшей Германией - с другой. Он вступил в силу 10 января 1920, после ратификации его Германией и четырьмя главными союзными державами — Великобританией, Францией, Италией и Японией.

Работа содержит 1 файл

Версальско-вашингтонская система..docx

— 52.37 Кб (Скачать)

— 1-я  группа требовала, чтобы Китай безоговорочно  признал все условия, о которых  Япония в будущем договорится  на мирной конференции с Германией  по вопросу о германской территории в Шаньдуне, которая была арендована там немцами и захвачена японцами в 1914г.;

— 2-я  группа предусматривала продление  срока аренды Люйшуня (Порт-Артура), Даляня (Дальнего) и Южно-Маньчжурской железной дороги Японией до 99 лет;

— 3-я  группа предполагала превращение Ханьепинского металлургического комбината в смешанное японо-китайское предприятие; — 4-я группа обязывала Китай не предоставлять какой-либо третьей державе гавани, бухты или острова;

— 5-группа содержала общеполитические требования Японии: о приглашении Китаем японских советников, создании единой японо-китайской  полиции в важнейших городах, новых японских железнодорожных  концессиях в Китае и т.д.)

6 февраля  1922 США, Великобритания, Франция,  Италия и Япония подписали  "Договор пяти держав" об  ограничении морских вооружений. Путь к его заключению открыло  согласие Лондона на предложение  США отказаться от "стандарта  двух держав" ("two powers standard"), в соответствии с которым Великобритания старалась поддерживать общий тоннаж водоизмещения своего военно-морского флота на уровне флотов любых двух других великих держав, вместе взятых. Новый план, представленный США, предусматривал установление довольно высокого уровня морских вооружений и для Японии, хотя квота для нее была предусмотрена меньшая, чем для США и Британии.

Договор устанавливал пропорцию предельного  тоннажа линейного флота его  участников: США — 5, Великобритания — 5, Япония — 3, Франция — 1,75, Италия — 1,75.

Договор ограничивал размеры судов, подлежащих закладке в будущем. Ни одна из держав не должна была приобретать или строить  линейные су-да водоизмещением более 35 тыс. т. На этом настаивали США, поскольку  Панамский канал не мог пропускать боевые корабли большего тоннажа, а  Соединенным Штатам было крайне важно  иметь возможность свободно перебрасывать  свой флот из Атлантического океана в Тихий и обратно. Общий тоннаж линкоров не должен был превышать:

— для  США и Великобритании 525 тыс. т, —  для Японии 315 тыс. т,

— для  Италии и Франции 175 тыс. т.

Устанавливался  также тоннаж авианосцев: — для  США и Великобритании 135 тыс. т, —  для Японии 81 тыс. т,

— для  Италии и Франции 60 тыс. т.

Впрочем, общий тоннаж военно-морского флота  держав не ограничивался, что фактически сохраняло превосходство флота  Великобритании. США, Великобритания и  Япония согласились сохранить статус-кво  в вопросе береговых укреплений и военно-морских баз. Они отказались от дополнительного военного строительства  во всех точках региона за исключением  ряда оговоренных районов:

— Соединенным  Штатам было разрешено продолжать строительство  укреплений в зоне, прилежащей к  их побережью, у берегов Аляски, в  районе Панамского канала и Гавайских  островов. США отказывались от попыток укреплять Алеутские острова, со стороны которых они могли угрожать Японии;

— Великобритания сохраняла право заниматься усилением  своих позиций в островных  владениях, примыкающих к побережью  Канады, Австралии с прилежащими  к ней территориями и Новой  Зеландии, но отказывалась расширять  базы в Гонконге и в островных  владениях к востоку от 110 меридиана  восточной долготы;

— Япония принимала обязательство не наращивать вооружения на Курильских островах, островах Бонин, Амама-Осима, Лушу (Люйшу), Формоза (Тайвань) и Пескадорских.

Также устанавливался десятилетний мораторий  на новое строительство судов и замораживалось количество военно-морских баз на Тихом океане.

2.1 Причины  неустойчивости Версальско-Вашингтонской  системы мирного урегулирования

Можно выделить несколько причин, которые  сделали послевоенную систему мирного  урегулирования неустойчивой и неэффективной.

1. Версальский  порядок не был всеобъемлющим.  Прежде всего, из него "выпадали" СССР и США — две крупнейшие  державы, без которых обеспечение  стабильности в Европе в ХХ  веке было уже невозможно. Фактически  была восстановлена многополярная  структура европейских отношений  в духе европейского равновесия XIX века, когда идеальным вариантом  казалось отсутствие на континенте  стран, которые бы слишком явно  вырывались вперед по своим  геополитическим и иным возможностям.

Именно  эти идеи и привели к тому, что  усилия Франции по максимальному  ослаблению Германии увенчались успехом: она была разделена на части, искусственно уменьшена в размерах и поставлена в крайне тяжелое экономическое  положение. Но потому же и сама Франция  усилиями Британии не получила преобладания в Европе и не смогла реализовать  в полной мере планы расширения своего влияния.

Но подобное европейское равновесие было возможно лишь при участии Пруссии, (место  которой занимала теперь единая Германия) и России. Новую европейскую безопасность предстояло строить, во-первых, в условиях объединившейся Германии, и, во-вторых, в условиях уменьшившейся в размерах и изолировавшейся от европейских  дел России.

К сожалению, лишь первое из этих новых обстоятельств  было учтено, результатом чего и  стало раздробление Германии, что  позволило отсрочить конфликт между  интересами крупнейших европейских  стран и естественным стремлением  немцев к объединению. Второе же поначалу вовсе не было принято в расчет — в тот момент казалось, что  участие США в европейских  делах является достаточным возмещением  за уход из европейской политики России. В этой ситуации срыв расчётов на сотрудничество с Соединенными Штатами подрывал основы Версальского порядка в том  виде, как он был задуман исходно.

2. Фундаментальной  слабостью Версаля была заложенная  им схема экономического взаимодействия  европейских стран. Дело в том,  что новое государственное размежевание  полностью разрушало экономические  связи в Центральной и Восточной  Европе. Вместо единого рынка,  проницаемого и достаточно открытого,  Европа оказалась территорией,  разбитой на несколько десятков  маленьких, отгородившихся друг  от друга таможенными стенами  рынков. Часто новые малые государства  остро соперничали не только  в политической, но и в экономической  области, полностью сосредоточиваясь  на собственных хозяйственных  трудностях и не пытаясь для  их преодоления предпринимать совместные усилия.

Провозглашённый принцип самоопределения наций  породил экономический раскол, преодолеть который европейские страны так  и не смогли. Это создавало постоянную неустойчивость экономической ситуации в Старом Свете. Европа оказалась  не готовой к принятию совместных решений по финансовым и экономическим  вопросам. К тому же экономическое  разорение Германии, раздавленной тяжестью наложенных на неё репарационных  выплат и не способной, поэтому выйти  из состояния депрессии с быстротой, необходимой для экономического подъёма не только в стране, но и  во всей Европе, оказало решающее воздействие  на негативное развитие ситуации.

Мировой экономический кризис 1929-1933 годов  привёл к резкому ухудшению отношений как между странами-победительницами, так и между ними и побеждёнными государствам и. Всё это вкупе с внутринациональным кризисом большинства государств привело к краху Версальско-Вашингтонской системы и ко Второй Мировой войне.

 

2.2 Следствия  Версальского договора

 

·  Германия и Советская Россия оказались  пострадавшими, что вызвало взаимовыгодное сближение двух стран. Германия строила  на территории СССР запрещенную договором  военную технику и обучала  свои вооруженные силы. Советский  Союз получил официальное признание  статуса важной европейской страны (1922), в результате его были вынуждены  признать также страны Антанты, иначе  Германия имела привилегированное  положение в торговле с Россией.

·  И  СССР, и Германия считали Версальский  мир несправедливым. Страны Антанты  сняли с себя всю ответственность  за мировую войну, хотя на самом деле это была общеевропейская трагедия, и вина за неё лежала на всех участвующих  сторонах.

·  Слишком  большая сумма репарации, взысканной с Германии, привела к инфляции и обнищанию больших масс населения. Можно сказать, что благодаря  Версальскому договору возник режим  Адольфа Гитлера, выдвинувшего популярные лозунги реванша.

·  Лига Наций, первое рабочее заседание  которой состоялось 16 января 1920 года в Женеве, шла на поводу у Антанты. Не сумев ограничить агрессию Франции  против Германии (оккупация Рурской  области в 1923 году), Лига Наций утратила авторитет и возможности вмешаться  в более серьезные конфликты 1930-х  годов и предотвратить II мировую  войну.

В современной  отечественной историографии как правило условия Версальского мирного договора считаются исключительно унизительными и жестокими по отношению к Германии. Считается, что именно это привело к крайней социальной нестабильности внутри страны, возникновению ультраправых сил и приходу к власти фашистов. Усугубляет ситуацию тот факт, что жёсткие ограничения, наложенные на Германию, должным образом не контролировались европейскими державами (или же нарушения их намеренно спускались Германии с рук). Как аргумент в пользу второго нередко называется желание европейских держав использовать гитлеровский режим для борьбы с СССР. Этим же объясняется Мюнхенское соглашение, по которому ведущие европейские страны разрешили нацистской Германии аншлюс Чехословакии, которой они ещё вчера обещали поддержку. 

 

Заключение

 

Версальско-Вашингтонская  система международных отношений - миропорядок, основы которого были заложены Версальским мирным договором 1919 г., договором с союзниками Германии, а также соглашениями, заключенными на Вашингтонской конференции 1921–1922 гг. Европейская часть этой системы (иначе – Версальская) в значимой мере была сформирована под влиянием политических и военно-стратегических соображений стран-победительниц  при игнорирования интересов побежденных и вновь образованных стран (в Европе – 9), что делало эту структуру уязвимой из-за требований ее преобразования и не способствовало долговременной стабильности в мировых делах.

Отказ США от участия в функционировании Версальской системы, изоляция России и антигерманская направленность превращали ее в несбалансированную и не универсальную, тем самым рос потенциал будущего мирового конфликта. США превратились в великую державу. Тяжёлые для Германии условия Версальского мира (выплата репараций и пр.) и перенесённое ею национальное унижение породили реваншистские настроения, которые стали одной из предпосылок прихода к власти нацистов, развязавших Вторую мировую войну.

Вашингтонская система, распространяющаяся на Азиатско-Тихоокеанский  регион отличалась несколько большим равновесием, но тоже была не универсальной. Ее нестабильность обусловливали неопределенность политического развития Китая, милитаристский внешнеполитический курс Японии и изоляционизм США и пр.

Характерной чертой, Версальской системы, была антисоветская  направленность. Самую большую выгоду от Версальской системы получили Великобритания, Франция и США. В  это время в России шла гражданская  война, победа в которой осталась за большевиками. Россия начала устанавливать  дипломатические отношения с  Афганистаном, Прибалтикой, Финляндией. Пыталась также установить дипломатические  отношения с Польшей, но Пилсудский (польский государственный деятель) вместо этого подписал соглашение с  одним из руководителей Центральной  Рады и польские войска вступили на территорию Украины. Россия попыталась вновь присоединить Украину и Польшу, но поляки нанесли ей тяжёлое поражение, в результате которого большевистское руководство вынуждено было пойти на мир с Польшей. Польша также сохранила за собой Западную Украину и Западную Белоруссию.

Информация о работе Версальско-Вашингтонская система