Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 23:59, реферат
Этническая и политическая панорама Восточно-Европейской равнины и Сибири никогда не была статичной. Ей всегда была присуща динамика. В особенной степени она проявилась в начале первого тысячелетия нашей эры.
Введение. Историография проблемы
Причины великого переселения народов
Рим и германские племена накануне великого переселения народов
Племена хуннов или гуннов и их роль великом переселении народов
Общий ход и характер великого переселения народов
Заключение
Список использованной литературы
Ещё А. А. Васильев трактовал легенду как «пережиток античного мифа об Ио, в которую влюбился Зевс, и которую Гера обратила в корову». Он отметил также, что сложное прилагательное, — «ужаленный слепнем, оводом», употреблённое Эсхилом для Ио, попало через ряд посредствующих звеньев к позднеантичным авторам.
Иордан, ссылаясь на сообщение Приска, привел легенду так: «Охотники из этого племени (гуннов), выискивая однажды, как обычно, дичь на берегу внутренней Мэотиды, заметили, что вдруг перед ними появился олень, вошёл в озеро и, то ступая вперёд, то приостанавливаясь, представлялся указующим путь. Последовав за ним, охотники пешим ходом перешли Мэотийское озеро, которое (до тех пор) считали непроходимым как море. Лишь только перед ними, ничего не ведающими, показалась скифская земля, олень исчез» [2, 323].
Прокопий Кесарийский в сочинении «Война с готами» более развернул текст: «По их (приазовцев, киммерийцев) рассказам, если только это предание правильно, однажды несколько юношей киммерийцев, предаваясь охоте с охотничьими собаками, гнали лань; она, убегая от них, бросилась в эти воды. Юноши из-за честолюбия ли, или охваченные азартом, или их побудила к этому какая-либо таинственная воля божества, последовали за этой ланью и не отставали от неё, пока вместе с ней они не достигли противоположного берега. Тут преследуемое ими животное (кто может сказать, что это было такое?) тотчас же исчезло (мне кажется, это оно явилось только с той целью, чтобы причинить несчастье живущим там варварам); но юноши, потерпев неудачу в охоте, нашли для себя неожиданную возможность для новых битв и добычи. Вернувшись возможно скорее в отеческие пределы, они тотчас же поставили всех киммерийцев в известность, что для них эти воды вполне проходимы. И вот, взявшись тотчас же всем народом за оружие, они перешли без замедления „Болото“ и оказались на противоположном материке» [2, 324]. Здесь гунны выступают как продолжатели киммерийцев.
В сочинении «Войны с готами» Прокопий использует этноним 4 раза. При описании расселения народов «киммерийцы» обозначены как древнее название утигуров, а затем как древнее название всех гуннов, которые позже разделились и стали называться утигурами и кутригурами по именам двух братьев-правителей. В третий раз «киммерийцы» встречаются в тексте легенды и последний раз при цитировании рассказа Геродота о разделении мира на три части для обозначения границы между Европой и Азией. Одни исследователи считают это влиянием Геродота, а другие видят в подходе Прокопия более масштабное осмысление всех «великих переселений» с земель Киммерии, затем Скифии.
Различие в образе животного-проводника (олень (самка оленя) — бык (корова)), по мнению А. В. Гадло, «свидетельствует о том, что это предание родилось и бытовало у двух различных по образу жизни и хозяйству групп — лесных охотников и скотоводов степи».
По Е. Ч. Скржинской, «историческую ценность в легенде об олене представляет указание места, где совершился переход гуннов (вернее, некоторой их части) в Скифию». Другие ученые отрицают возможность такой трактовки. Вместе с тем по многотысячелетней традиции такого рода легенды (типа легенды об Ио) отчасти подтверждают активность именно народов Скифии (Сарматии) в истории различных «великих переселений» преимущественно в силу природно-климатических причин и в связи с перенаселённостью, отчасти с вражеским давлением [2, 324].
Еще
одним фактором, обусловившим великое
переселение народов, является демографический
аспект переселений. Рост благосостояния
вследствие возросшей самоорганизации
и торговли со Средиземноморьем и Северным
Причерноморьем приводит к демографическому
взрыву у народов Великой Скифии (Сарматии),
включая и готов (сами готы себя от германцев
отличали). Северная Евразия, с её холодным
климатом и малоосвоенными в сельскохозяйственном
отношении землями, не в состоянии была
прокормить всё прирастающее население.
Исход на юг, в слабозаселённые территории
у границ Римской империи (это в первую
очередь бассейн Рейна, Швейцария (римская
Реция), Паннония и Балканы) был неизбежен
и являлся вопросом времени. Правители
Рима ещё более ускорили этот процесс,
привлекая наёмников (аланов, готов, гуннов
и т. д.) в римскую армию и раздавая их семьям
наделы на окраинах империи. На окраинах
империи соседние народы привлекали более
мягкий климат, обилие сельскохозяйственной
продукции, а также постепенное ослабление
правительственного аппарата империи
и его большая зависимость от активных
и свободолюбивых выходцев из Скифии и
Германии (Германарих, Ругила, Аттила предстают
в источниках как короли, властители Скифии
и Германии; Иордан и др. авторы).
Германцы как этнос сформировались на севере Европы из индоевропейских племён, осевших в районе Ютландии, нижней Эльбы и юге Скандинавии. Их стали выделять как самостоятельный этнос только с I в. до н. э. С начала нашей эры наблюдается экспансия германских племён в соседние с ними районы, в III веке они атакуют северные границы Римской империи по всему фронту и в V веке в ходе Великого переселения народов разрушают Западную Римскую империю, расселившись по всей Европе от Англии и Испании до Крыма и даже на побережье Северной Африки [3, 22].
В ходе миграций германские племена смешивались с более многочисленным коренным населением завоёванных территорий, теряя свою этническую идентичность и участвуя в формировании современных этносов. Названия германских племён дали названия таким крупнейшим государствам как Франция и Англия, хотя доля германцев в составе их населения была относительно небольшой. Германия как национально единое государство было образовано только в 1871 году на землях, занятых германскими племенами в первые века нашей эры, и включало в себя как потомков древних германцев, так и потомков ассимилированных кельтов, славян и этнически неизвестных племён. Считается, что генетически наиболее близки к древним германцам остаются жители Дании и юга Швеции.
Античный мир долгое время ничего не знал о германцах, отделённый от них кельтскими и скифо-сарматскими племенами. Впервые о германских племенах упомянул греческий мореплаватель Пифей из Массалии (совр. Марсель), совершивший во времена Александра Македонского (2-я пол. IV в. до н. э.) путешествие к берегам Северного моря, и даже предположительно Балтики.
Римляне столкнулись с германцами в ходе грозного нашествия кимвров и тевтонов (113—101 гг. до н. э.), которые в ходе переселения из Ютландии опустошили приальпийскую Италию и Галлию. Современники восприняли эти германские племена как орды северных варваров из неизвестных далёких земель. В описании их нравов, сделанных поздними авторами, трудно отделить художественный вымысел от реальности.
Самые ранние этнографические сведения о германцах сообщил Юлий Цезарь, покоривший к середине I в. до н. э. Галлию, в результате чего вышел к Рейну и столкнулся в сражениях с германцами. Римские легионы к концу I в. до н. э. продвинулись до Эльбы, и в I веке появились труды, в которых подробно описаны расселение германских племён, их общественное устройство и нравы [4, 29].
Войны Римской империи с германскими племенами начались с самого раннего их соприкосновения и продолжались с разной интенсивностью на протяжении всех первых веков н. э. Наиболее известным сражением стала битва в Тевтобургском лесу в 9 году, когда восставшие племена истребили 3 римских легиона в центральной Германии. Риму не удалось закрепиться за Рейном, во 2-й половине I века империя перешла к обороне по линии рек Рейн и Дунай, отражая набеги германцев и совершая карательные походы в их земли. Набеги совершались по всей границе, но наиболее угрожающим направлением стал Дунай, где на его левом берегу по всему протяжению расселились германцы в ходе своей экспансии на юг и восток [4, 32].
В
250—270-е годы римско-германские войны
поставили под вопрос само существование
империи. В 251 году погиб император
Деций в сражении с готами, осевшими
в северном Причерноморье, после чего
последовали их опустошительные сухопутные
и морские набеги в Грецию, Фракию, Малую
Азию. В 270-е годы империя была вынуждена
отказаться от Дакии (единственной римской
провинции на левом берегу Дуная) из-за
усилившегося напора германских и сарматских
племён. Империя устояла, последовательно
отразив нападения варваров, но во 370-е
годы началось Великое переселение народов,
в ходе которого германские племена проникли
и закрепились на землях Римской империи [5, 56].
Образование державы хунну. Первое упоминание хунну в письменных источниках относится к 822 г. до н.э., когда они совершают грандиозный поход на Китай. В III в. до н.э. хуннские нападения усиливаются, что заставило китайских императоров построить Великую стену. Хунну в этот период представляли собой союз родственных родов, возглавляемых выборным вождем. В 209 г. до н.э. сын вождя Тумана Моде объявил себя сенгиром -"высочайшим", и начал активную деятельность по созданию хуннской державы. Вначале были разбиты восточные соседи хунну - племена дунху. Вслед за этим хунну подчинили себе юечжи и усуней на западе, племена лоуфань и байян на юге. Усиление хунну не осталось без внимания Китая, где в то время утвердилась новая династия - Хань. Война между хунну и Китаем закончилась в 188г. до н.э. поражением ханьских войск. Император Гао-ди вместе с войсками попал в окружение у горы Байден. Лишь великодушие Моде позволило императору спастись, и в скором времени был заключен мир, по которому Китай обязался выплачивать ежегодную дань [6, 26].
После смерти Моде мирный период продолжался несколько десятилетий. Нарушил его император У-ди. Война, начавшаяся в 123 г. до н.э., протекала с переменным успехом. Китайцам удалось вытеснить хунну из Ордоса, однако, в 90 г. до н.э. у горы Яньшань они потерпели сокрушительное поражение. Сенгир Хулагу продиктовал условия мира. Однако мир сохранялся недолго. В 59 г. до н.э. в государстве хунну начались междоусобицы, связанные с борьбой наследников сенгира за власть, и искусно подогреваемые китайской дипломатией. В 47 г. до н.э. хунну разделились на две части - северных и южных. Первые приняли подданство Китайской империи, последние сохранили независимость. Часть северных хунну, ведя упорное сопротивление китайской агрессии, вынуждены были откочевать в страну кангар. Таким образом, на рубеже нашей эры начинается массовое переселение хуннских племен на территорию Казахстана. В 93 г. северные хунны, теснимые китайскими войсками, достигли Тарбагатая, затем степей Центрального Казахстана и берегов Сырдарьи.
Политический строй хунну. Во главе хуннской державы стоял монарх, именовавшийся "Рожденный небом и землей, поставленный солнцем и луной, хуннским великим сенгиром". Часто сенгиры носили также титул "танкир кут" - "обладающий небесной благодатью". Главной формой престолонаследия было завещание, хотя часто власть передавалась сыну. Нередки были также факты узурпации власти и выборов сенгира знатью. Сенгир выполнял военные, дипломатические, культовые функции, являясь не только правителем, н-> и первосвященником хуннского народа [6, 27].
Сенгир
принадлежал к роду Си, и лишь
его представители могли
Иерархия чиновников в государстве хунну была очень громоздкой и сложной. Пять высших классов чиновников занимались исключительно родственниками сенгира. Это "мудрые князья", "лули-князья", "великие полководцы", "главноуправляющие", "великие начальники". Следующие по рангу чины занимали члены знатных родов Все чины делились на "левых" и "правых", что означало также "старший" и "младший". Кроме родовой аристократии существовала также служивая знать - "кутлуга", которые были "помощниками", и вельможи выполняли всю работу по управлению страной. Всего в хуннском государственном аппарате было 24 высших чиновника, каждый из которых имел свою дружину (от 10 до 2 тыс. чел.) и на время исполнения своих обязанностей получали от сенгира в управление уделы. Незнатные роды управлялись своими князьями, власть которых основывалась на авторитете.
С течением времени род сенгира увеличивался и для того, чтобы обеспечить своих родственников должностями, правители расширяли чиновничий аппарат. Так появились новые чины - великий цзюйкюй и жичжо-князь.
В
государстве южных хунну