Великие реформы Александра II

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:20, реферат

Описание работы

В январе 1864 вышло положение « о губернских, уездных и земских учреждениях». В соответствии с ним создавались органы мсу, кот назывались земствами. Эти земства формировались на выборной основе, к выборам допускались все сословия. Все население было разделено на 3 избир группы - курии. 1 курия - землевлад, имеющие > 2 десятин земли или владельцы недвитж-ти от 15000 руб. 2 курия - городская. Сюда допускались гор промышленники и торговцы, имевшие оборот не менее 6000 руб/г 3 - сельская курия. 1 гласный выбирался на каждые 3000 высших кр наделов. Т.о. было обеспечено представит-во дворянского сословия.

Работа содержит 1 файл

великие реформы.docx

— 19.56 Кб (Скачать)

"Великие реформы"  Александра II. Контрреформы Александра III.

«Великие реформы» 60-70-хх 19 в. Александр II: судьба царя реформатора.

Реформа мсу:

Делится на 2 составляющих: 1. Земская реформа, кот была проведена  в губерниях 2. Городская

1. В январе 1864 вышло  положение « о губернских, уездных  и земских учреждениях». В соответствии  с ним создавались органы мсу,  кот назывались земствами. Эти  земства формировались на выборной  основе, к выборам допускались  все сословия. Все население было  разделено на 3 избир группы - курии. 1 курия - землевлад, имеющие > 2 десятин земли или владельцы  недвитж-ти от 15000 руб. 2 курия - городская.  Сюда допускались гор промышленники  и торговцы, имевшие оборот не  менее 6000 руб/г 3 - сельская курия. 1 гласный выбирался на каждые 3000 высших кр наделов. Т.о. было  обеспечено представит-во дворянского  сословия. Для сельской курии  выборы были многоступенчатыми.  Структура земских учреждений: это  орган законодательный и исполнительный. Председателями были местные  предводители дворянства. Губ и  уездн собрания работали независимо  друг от друга. Они лишь раз  в год собирались для координации  действий. Исполнит органы - губ и  уездн управы. Выбирались на земских  собр-х. Права органов мсу: решали  проблемы сбора налогов. При  этом определ % оставался на  местах. Решали вопросы хоз жизни  региона. Проблемы культуры, обр-я,  соц обеспечения. Губ, земск  учрежд-я подчинялись только сенату. Губернатор в деят-ть местн  учрежд-й не вмешивался, а только  следил за законностью дейтвий.  К нач 70-х г на терр России  было создано 35 омсу (в 35 губ-х  из 59)

«негласный комитет»; это были граф П.А.Сгроганов, граф В.П.Кочубей  и др.

В сентябре 1802 года был. издан манифест об учреждении министерств, которые должны были заменить устаревшую систему петровских коллегии.: 1) военных  сухопутных и 2) мор¬ских сил, 3) иностранных  дел, 4) юстиции, 5) внутренних дел, 6)финансов, 7) коммерции, 8) народного просвещения. Министерства были построены на началах  единоличной власти и от¬ветственности. Одновременно было издано новое «учреждение» Сената, который был «хранителем

. законов», высшей  судебной инстанцией и органом  надзора за администрацией; министры  должны были представлять Сенату  годовые отчеты. ,

«Негласный комитет» (заседания которого продолжались около  двух лет) обсуждал также вопрос о  крестьянской реформе, но здесь, несмотря на желание облегчить положение  крепостных крестьян, члены комитета не решились произвести каких-либо серьезных  перемен.. Был лишь издан указ (в  феврале 1803 г.) о «свободных хлебопашцах  Положительным фактом было то, что  Александр положил конец расширению крепостного состояния, ибо он начисто  прекратил раздачу казенных населенных имений в Был составлен план довольно широкого развития среднего и выс¬шего образования. План этот, изложенный в  указе 26-го января 1803 г. устанавливает  четыре рода училищ: I) сельские прихот-ские, 2) уездные, 3) губернские училища или  гимназии 4) университеты

Цели реформ:

- сохранение сил  в Европе

- закрепление своих  границ

- разграничение  сфер влияния

- последствие - война со Швецией

Итоги:

- укрепление междунар  авторитета

- свящ союз

- неудача в б-бе  с революц во Фр-ции

- укрепление собств  границ 

Россия в пореформенный  период. «Контрреформы» Александра III. Развитие капитализма в городе и  деревне.

2 периода внутр  политики: 1 - 1881 – 1885 2 - 1886 - 1894

Старая рекрутская система изживала себя. Огромная армия  тяжела для гос-ва. Воинская повинность была обязательностью для всех жителей  империи. Служили мужчины с 20 лет  в сухопутных 6 лет службы и 9 лет  в запасе, а во флоте 7 лет службы и 3 гола запаса. Армия основана на воинской повинности. Но существовали льготы определенным категориям:

-лицам с высшим  образованием;

-гимназисты служили  три месяца.

Широкая сеть военных  учреждений, да плюс перевооружение армии.

Вывод: реформаторская деятельность катализировала общественное движение, активизировалась революционная  организация и негативизм в обществе. Наиболее острая аппозиция в среде  интеллигенции. Основное недовольство вызвала половинчатость реформ. В  конце царствования Александра I 1880-81 года главной задачей было примирить  гос-во и общество.

Деятельность Лориса - Меликова. Два направления:

1. Изоляция и  активная деятельность правительства  против оппозиционных течений;

2. Попытка примирить  общество с правительством.

Предполагалось  сформировать сословно-представительные учреждения (консультативный орган  при государе, доносивший до его  ведения нужды и чаяния населения).

В марте 1881года на престоле Александр III - это эпоха  императорской стабильности и контрреформ. Александр III был вторым сыном Александра II, сначала не предполагалось, что  он станет царем, но в 1865 г. его старший  брат умер и с этого времени  он готовился принять престол. Он был малограмотным, уважал чужой  интеллект, консервативен. Существовало две точки зрения на его деятельность. Первые считали, (дореволюционные историки) что это был здоровый консерватизм и целью было оградить Россию от вредностных идей Запада. Вторые считали, что это был неоконсерватизм, который отбросил страну на два столетия назад. Правление Александра III было недолгим до 1894года, он умер от пиллонифрита. К концу царствования оставил  здоровую финансовую систему, развитие промышленности, успокоение общества, влиятельные позиции во внешней  политике.

Контрреформы.

Самые первые недели правления били либеральными. С апреля 1881 г. вводится в силу манифест, который  все перечеркнул, в нем подчеркивалась консервативная политика. Многие либеральные  министры ушли и появились новые - консервативные: Толстой, Победоносцев и т. п.

1881 г. - временное  положение о военных судах  на тех территориях, где было  военное положение. Гос-во ощутило  удар реформами по судебной  системе. В уставах было записано, что дела, находящиеся в введении  общественных судов и связанные  с гос-ми преступлениями, надо  было передавать в ведение  военных судов. Военный суд  имел свои отличительные черты:

-ускоренное рассмотрение  дела с нарушением прав подсудимого;

-вынесение чрезвычайно  суровых приговоров;

-отсутствие гласности. 

Чрезвычайное положение  вводилось правительством и могло  существовать очень длительное время. Падала роль присяжных заседателей, а также исчезают гос-ые преступления.

Были сделаны  шаги к контрреформам местного самоуправления. Учреждалась должность земских  участковых начальников, которые контролировали органы местного самоуправления, они  заменяли мировых судей, имели решающее слово в волостных и земских  судах. Земские начальники избирались из числа родовитого дворянства. По характеру деятельности должность  земского начальника низко оплачивалась. И поэтому туда попадали дворяне  неудачники и от сюда же негативное отношение к другим слоям общества. Появление земских начальников - это удар по местному самоуправлению. Так же были увеличены полномочия генерал-губернаторов на местах. Гласных  городской думы утверждал губернатор. Он по всем вопросам принимал окончательное  решение в городском управлении. Усиление влияния губернатора на судебный процесс, он участвует при вынесении дел о подсудности, при изъятии дела из общих судов в специальные.

Контрреформы в  области образования.

Университеты были лишены своей автономии, затруднен  доступ к образованию. Усилилась  цензура и увеличился запрет на определенную литературу. Положительные моменты:

-стабилизация  финансов в гос-ве не прибегая  к авантюрным способам, пополнение  бюджета, который не надеялся  на развитие промышленности.

Вывоз хлеба это  основная статья дохода. Эта политика проводилась без учета развития сельского хозяйства. В результате его деятельности доход и расход сведены к нулю. Был заменен  Буше. Он замечал роль промышленности и железнодорожного строительства, использование всевозможных средств  для пополнения бюджета, развивал банковскую систему. Деятельность крестьянского  банка и дворянского и были снижены размеры выкупных платежей.

Общее налогообложение. Деятельность крестьянского банка  была направлена на предоставление ссуды  крестьянам на покупку земли. Цель дворянского  банка - сохранить дворянское землевладение  путем выдачи ссуд под минимальный  процент и под залог земель. Мелкое и среднее дворянство получили большие ссуды. Положительные моменты: в кругах дворянства начинает появляться предпринимательская прослойка. Процесс  обуржуаживания дворянства.

Деятельность Витте.

Витте - министр  финансов, буржуа, добившийся высокого поста. Деятельность его была более  позитивной, он с самого начала делает ставку на строительство железных дорог, на увеличение не прямого, а косвенного налогообложения. Был за привлечение  иностранного капитала. Основная цель - поставить промышленность на новый  уровень, но другие не хотели зависимости  от инвесторов и в развитом гос-ве этого быть не может. Было всего два  раза взято по 2 миллиарда.

Земское и городское  самоуправление.

До эпохи Александра II все органы самоуправления в импе¬раторской России носили сословный характер, По освобождении крестьян явилась потребность  создать всесословные органы для  заведования местными делами, и эти  органы были созданы «положением  о губернских и уездных земских  учреждениях», из¬данным 1 января 1864 г. согласно положению 1864 г. органами земского самоуправления в уездах были «уездные земские собра¬ния», состоявшие из «земских гласных», избираемых на 3 года тремя куриями избирателей: 1) местными землевладельцами. 2) крестьянскими  обществами и 3) .городскими избирателями (владельцами «недвижимостей» и  торговых промышленных предприятий). Уездное  земское собрание (заседавшее под  предсе¬дательством уездного предводителя дворянства) избирало из своей среды, в качестве своего исполнительного  органа, уездную Земскую управу (в  составе председателя, который затем  утверж¬дался губернатором, и от 2 до 6 членов), а также «губернских  земских гласных», составлявших губернское земское собрание (заседавшее под  председательством губернского  предводителя дворянства); последнее  избирало губернскую земскую управу в составе председателя и 6 членов (председатель подлежал утверж¬дению министра внутренних дел).

Надзор администрации  над деятельностью «земств» по поло¬жению 1864 г. ограничивался только наблюдением  за тем, чтобы их действия не противоречили  существующим законам; в случае споров между «земствами» и администрацией решение принад¬лежало сенату.

Предметами компетенции  земских учреждений были: назна¬чение  денежных сборов на местные нужды, заведование  земскими имуществами и капиталами; устройство и поддержание местных  путей сообщения; «меры обеспечения  народного продо¬вольствия»; «попечение о развитии местной торговли и  промыш¬ленности»; дела благотворительности; взаимное земское страхо¬вание имуществ от огня; «попечение» о построении церквей и школ, «участие, преимущественно  в хозяйственном отношении, в  попечении о народном образовании»; попечение о народном здравии; меры по охране скота от эпизоотии и растений от вре¬дителей; содействие воинским и гражданским властям в их местных мероприятиях; представления правительству сведений и ходатайств о местных пользах и нуждах

Земские учреждения по положению 1864 г. были введены в 33 губерниях Европейской России (их не было на окраинах госу¬дарства). Впоследствии на первое место в работе земских  учреж¬дений выдвинулись заботы о народном образовании и организа¬ция медицинской помощи населению; земский  врач стал типич¬ным носителем неутомимого  и самоотверженного служения на¬роду; народное образование и земская  медицина на рубеже XIX и XX вв. составляли главные расходные статьи земских  бюджетов. В XX в. стала быстро развиваться  агрономическая помощь насе¬лению, и  земский агроном стал рядом с  народным учителем и земским врачем.

В 1870 г. было издано «городовое положение», вводившее все¬сословное  местное самоуправление в городах. Все жители, пла¬тившие городские  налоги, разделялись (по «прусской системе») на три класса соответственно сумме  уплачиваемых ими налогов, и каждая группа избирала в городскую думу одинаковое число гласных (таким  образом голос небольшой группы богатых пла¬тельщиков, избиравших 1/3 городских гласных, равнялся голосу нескольких сот средних плательщиков и нескольких тысяч мел¬ких). Гласные  городской думы избирали из своей  среды город¬ского голову и членов городской управы. Компетенция органов  самоуправления в городах соответствовала  компетенции земских1 учреждений в  сельских местностях.

Информация о работе Великие реформы Александра II