Великие реформы 60-70-х годов XІX века в России

Автор: o***********@bk.ru, 24 Ноября 2011 в 17:25, контрольная работа

Описание работы

На первом месте, конечно же, была идея освобождения крепостных. В своей речи перед представителями московского дворянства Александр II сказал: «лучше отменить его сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу». Другого выхода не было, так как крестьяне с каждым годом все сильнее выражали недовольство существующей системой. Расширялась барщинская форма эксплуатации крестьянина, что и вызывало кризисные ситуации.

Работа содержит 1 файл

sfg.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

Д) по делам о преступлениях, влекущих за собой наказания, соединенные с лишениями всех или некоторых прав и преимуществ состояния, определение виновности предоставляется присяжным заседателям, избираемым из местных обывателей всех сословий;

Е) устраняется канцелярская тайна;

 Ж) и для ходатайства по делам, и для защиты подсудимых имеются при судах присяжные поверенные, которые находятся под наблюдением особых советов, составляемых из той же корпорации.

 Судебные уставы  распространялись на 44 губернии  и вводились в них в течение  тридцати с лишним лет.

 В 1863 году был  принят закон, отменивший телесные  наказания шпицрутенами, плетьми,  кнутами и клеймами по приговорам  судов гражданских и военных.  От телесных наказаний полностью  освобождались женщины. Но сохранялись  розги для крестьян (по приговорам волостных судов), для ссыльных, каторжных и штрафных солдат.

4. Военная реформа.

             Военное управление подверглось  также преобразованиям. 

 Уже в начале  царствования уничтожены были  военные поселения. Были отменены  унизительные телесные наказания.

 Обращено было  особое внимание на поднятие  уровня общего образования офицеров  армии посредством реформ военных  учебных заведений. Были созданы  военные гимназии и юнкерские  училища с двухгодичным сроком  обучения. В них принимались лица  всех сословий.

  В январе 1874 года  была провозглашена всесословная  воинская повинность. В Высочайшем  манифесте по этому поводу  говорилось: «Защита престола и  Отечества есть священная обязанность  каждого русского подданного….».  По новому  закону, призываются  все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и  по  жребию  берет  из  призывников  только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников). Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный  кормилец в семье, а также, если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в  сухопутных  войсках 15  лет: 6  лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование  срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию  -  до  полутора  лет, а имевших высшее образование - до полугода.

 Таким образом,  результатом реформы стало создание небольшой армии мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны.

 Подверглась коренным  изменениям система военного  управления, чтобы усилить управление  по местам расположения войск.  Результатом этого пересмотра  явилось утвержденное 6 августа 1864 г. «Положение о военно-окружных управлениях». На основании этого «Положения» устроено первоначально девять военных округов, а затем (6 августа 1865 г.) еще четыре. В каждом округе поставлен, назначаемый по непосредственному высочайшему усмотрению, главный начальник, носящий название командующего войсками военного округа. Эта должность может быть возложена и на местного генерал-губернатора. В некоторых округах назначается еще помощник командующего войсками.

 К концу XIX века  численность русской армии составляла (на 130 миллионов населения): офицеров, врачей и чиновников – 47 тысяч, нижних чинов – 1 миллион 100 тысяч. Затем эти цифры сокращались и достигли 742 000 человек, причем военный потенциал сохранялся.

 В 60-е годы  по настоянию военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 году появились железнодорожные войска. В течение 70-х годов в основном завершилось техническое перевооружение армии.

 Забота о защитниках  Родины проявлялась во всем, даже в мелочах. Допустим, более ста лет (до 80-х годов XIX века) сапоги шились без различия правой и левой ноги. Считалось, что при боевой тревоге солдату некогда думать, какой сапог надевать, на какую ногу.

 Особое отношение  было к пленным. Военнослужащие, взятые в плен и не бывшие на службе у противника, по возвращении домой получали от государства жалование за все время нахождения в плену. Пленный считался лицом пострадавшим. А тех, кто отличился в боях, ждали воинские награды. Ордена России ценились особенно высоко. Они давали такие привилегии, что даже

5. Финансовые реформы.

 Одним их главных  же средств  поднять  экономическую   мощь страны считалась постройка   сети  железных  дорог, связывающих  центральные области европейской  части России. В  связи с ней иностранный отпуск вырос в 10 раз, и почти также  увеличился  ввоз товаров. Число торговых и промышленных предприятий заметно увеличилось, а также число фабрик и заводов. Появились кредитные учреждения -  банки, во  главе  которых стоял Государственный банк (1860 год).

 Именно в это  время создаются первые угледобывающие  и металлургические предприятия  на Украине и нефтедобывающие  в Баку.

6. Реформы народного просвещения.

            Народное образование также обратило  на себя внимание царя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.

 Согласно утвержденному  14 июня 1864 г. Положению о начальных  народных училищах, образованием  народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города).         

19 ноября 1864 г. появился  новый устав о гимназиях, который  провозглашал равенство при поступлении  всем сословиям. Но из-за высокой  оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей.

 Обращено было  внимание и на женское образование.  Уже в 60-х годах вместо прежних  закрытых женских заведений стали  устраивать открытые, с допущением  девиц всех сословий, причем эти  новые учреждения находились  в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.

III. Социально-политические последствия реформ и их оценки в исторической литературе.

             Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по нынешний день.

 Внутренние реформы  Александра II сравнимы по своему  масштабу разве что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны.

 С отменой крепостного  права "воскресла" торгово-промышленная  деятельность, в города хлынул  поток  рабочих  рук, открылись  новые сферы для  предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.

 Падение крепостной  зависимости, выравнивание  всех  перед судом, создание новых  либеральных форм общественной  жизни привели  к свободе  личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм  семейной  и  общественной жизни.

 В годы его  правления Россия прочно укрепила  свои взаимоотношения с европейскими  державами, разрешила многочисленные конфликты с соседствующими  странами.

 Трагическая кончина  императора сильно изменила дальнейший  ход истории и именно это  событие привело через 35 лет  Россию к гибели, а Николая  II к мученическому венку. 

    Итоги  и значение реформ 1860-х - 1870-х  гг.

 Реформы 60—70-х  годов — крупное явление в  истории России. Новые, современные  органы самоуправления и суда  способствовали росту производительных  сил страны, развитию гражданского  самосознания населения, распространению  просвещения, улучшению качества  жизни. Россия подключалась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности населения и его волеизъявлении. Но это были только первые шаги. В местном управлении были сильны пережитки крепостничества, оставались нетронутыми многие дворянские привилегии. Реформы 60—70-х годов не коснулись верхних этажей власти. Сохранялись самодержавие и полицейский строй, унаследованные от прошлых эпох.  

  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

В.В.Каргалов, Ю.С.Савельев, В.А.Федоров «История России с древнейших времен до 1917 года», Москва, издательство «Русское слово», 1998 год.

 «История России  с древности до наших дней»  под редакцией М.Н.Зуева, Москва, «Высшая школа», 1998 год. 

 «Пособие по  истории Отечества для поступающих в ВУЗы» под редакцией А.С.Орлова, А.Ю.Полунова и Ю.А. Щетинова, Москва, издательство «Простор», 1994 год.

Информация о работе Великие реформы 60-70-х годов XІX века в России