Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:34, реферат
Невозможно представить современное общество без книг. Однако люди прожили большую часть своей истории. Накопленные знания одно поколение передавало другому устно, или же показывая, как надо работать, чтобы обеспечить себя пищей, жильём, одеждой. Когда люди перестали жить большими группами, когда сложились первые государства, объем, и разнообразие знаний стали слишком велики, чтобы их можно было сохранить в памяти. Да и передаваться такие сведения должны были уже не только сородичам или ближайшим соседям. Нужно было изобрести письменность и размножать написанное. Уже в Древнем мире появилась письменность. Греки усовершенствовали
Введение стр.2
Начало книгопечатания в мире стр.3
Книгопечатание в Древнем Китае стр.4
Книгопечатание в Европе стр.7
Иоганн Гуттенберг стр.8
Книгопечатание на Руси стр.10
Иван Федоров стр.11
Заключение стр.15
Список используемой литературы стр.16
\
Тема: Великие открытия и изобретения мира. Книгопечатание
2011
Содержание.
Введение
Невозможно представить современное общество без книг. Однако люди прожили большую часть своей истории. Накопленные знания одно поколение передавало другому устно, или же показывая, как надо работать, чтобы обеспечить себя пищей, жильём, одеждой. Когда люди перестали жить большими группами, когда сложились первые государства, объем, и разнообразие знаний стали слишком велики, чтобы их можно было сохранить в памяти. Да и передаваться такие сведения должны были уже не только сородичам или ближайшим соседям. Нужно было изобрести письменность и размножать написанное. Уже в Древнем мире появилась письменность. Греки усовершенствовали финикийский алфавит, создали целую культуру письма. Писали в Древнем мире на разных материалах: папирус, глиняные таблички, восковые дощечки, остраконы... В III в. до н.э. возникла самая известная библиотека древности - Александрийская в Египте. В I в. до н.э. в ней было около 700 тыс. свитков. Появился новый прочный материал - пергамент.
Как и большинство научно-
На протяжении тысячелетий
книги, их первоначальные формы (таблички,
свитки, кодексы), писались и переписывались
от руки. На первый взгляд, усовершенствование
этого процесса было до поры до времени
невозможным исключительно из-
Довольно широкое
Начало книгопечатания в мире.
Книгопечатание подразумевает
под собой размножение
Первое, что содействовало возникновению книгопечатания, была бумага, изобретенная в Китае и попавшая в Европу. В XII-XIII веках первые "бумажные мельницы" появляются в Испании. К началу европейского книгопечатания не менее двух третей рукописных книг изготовлялось уже на бумаге, которая была разного сорта, различного качества.
С появлением бумаги связано и
введение такого понятия, как филигрань,
то есть "водяной знак". Это стандартное,
видимое на просвет изображение, которое
наносилось на лист бумаги. Первая европейская
книга с филигранью появилась в 1282 г. в
Болонье (Италия).
Самые ранние сведения о технических
элементах книгопечатания содержит Фестский
диск, найденный археологами на о. Крит
(Греция). Он датируется II тысячелетием
до н. э. Диск был изготовлен из глины, на
нем помещены неизвестные нам знаки (литеры),
оттиснутые или проштемпелеванные.
Принцип штемпелевания был известен
еще в клинописных культурах Древнего
Востока (Шумер, Вавилон). Для получения
оттисков печати-ролики прокатывались
по сырой глине, затем подвергались обжигу.
Принцип печати и оттиска воплощен и в
чеканке монет. Первые чеканные монеты
появились в VII веке н. э. Большой опыт был
накоплен при изготовлении набивных тканей,
когда на деревянной доске вырезался рисунок,
а с него делался красочный отпечаток.
От более поздних времен до
нас доходят сведения, что в разных регионах
в разных формах существовал способ книгопечатания.
Китайские летописцы повествуют о некоем
кузнеце по имени Би Шен (или Пи Шень), который
еще в 1041-1048 гг. изготовлял литеры из глины.
Он лепил глиняные брусочки, выдавливал
на них палочкой иероглифы, затем для закрепления
обжигал их на огне. Те же летописи свидетельствуют
об изобретении Би Шеном наборной кассы,
в которой хранились литеры-брусочки.
С их помощью можно было получить несколько
тысяч оттисков. Все логично, но книг, отпечатанных
Би Шеном, до нас не дошло. Подобные сведения
о начале книгопечатания есть в Тибете,
Монголии, Корее, Японии. В Корее даже сохранились
бронзовые литеры, изготовленные в XV столетии.
Историки, опираясь на музейные
и архивные свидетельства, высказывают
мнение, что первые опыты книгопечатания
могли быть в Византии и Египте. Затруднение
составляет отсутствие самих книг.
Книгопечатание в Древнем Китае
Изобретателями печатного станка являются китайцы. Первые по времени способом механического размножения книг была ксилография, или обрезанная гравюра на дереве. Она возникла в буддийских монастырях Китая при династии Тянов (618-907).2 У китайских писателей можно найти несколько свидетельств о существовании в Китае в IX веке ксилографическое печатание стала наиболее быстрым и дешевым способом печати. Пи Шен изобрел печатание подвижными литерами. Он лепил глиняные брусочки, выдавливал на них палочкой иероглифы, затем для закрепления обжигал их на огне. Те же летописи свидетельствуют об изобретении Пи Шеном наборной кассы, в которой хранились литеры-брусочки. С их помощью можно было получить несколько тысяч оттисков. Все логично, но книг, отпечатанных Пи Шеном, до нас не дошло. Подобные сведения о начале книгопечатания есть в Тибете, Монголии, Корее, Японии. Сохранились бронзовые литеры, изготовленные в XV столетии в Корее.
Самая
древняя в истории
Первая ксилографическая книга называется «Алмазная сутра». Она была изготовлена в 868 г. н. э., а впервые обнаружена в 1900 г. в «Пещере тысячи будд» в Дунхуане (Западный Китай). Книга содержит сообщение, что вырезал ее мастер Ван Чи и напечатал «ради поминовения усопших родителей своих».
Первоначально
материалом для письма в Китае
служили кости жертвенных животных,
бронза и камень, а с середины
первого тысячелетия до н.э. также
шелк и бамбуковые дощечки. Последние
сшивались веревочками, составляя
целые связки. В китайском языке
слово «связка» (цзюань) до сих пор означает
«глава книги», а выражение «записать
на бамбуке и шелке» навсегда осталось
синонимом сохранения для потомства памяти
о событии или человека. Однако использование
в качестве писчего материала бамбука
и шелка, не говоря уже о бронзе или камне,
не могло удовлетворить запросов образованных
верхов. Поэтому появление в эпоху Хань
бумаги имело поистине революционные
последствия для судеб китайской культуры.
Традиция приписывает изобретение бумаги
служителю императорского гарема Цай
Луню, который стал со временем и божественным
покровителем бумажного производства.
В ханьских хрониках под 105г. сообщается,
что Цай Лунь «сделал бумагу из древесной
коры, тряпок и рыболовных сетей и преподнес
ее императору, за что удостоился высочайшей
похвалы». Древнейшие образцы бумаги,
найденные в Китае, относятся к значительно
более раннему времени – второй половине
II в до н.э. Эта бумага изготовлена из полотна
и отходов и использовалась, по-видимому,
как оберточный материал. Возможно, Цай
Лунь усовершенствовал производство бумаги,
сделав основным сырьем кору деревьев.
Как бы то ни было, в послеханьское время
бумага почти полностью вытесняет в китайских
канцеляриях шелк и бамбук. Древнейший
известный образец бумажной книги – буддистская
сутра «Пиюй цзин» - датируется серединой
III в. Сырьем для писчей бумаги служили
главным образом кора тутового дерева,
рами, водоросли. Появились и изысканные
сорта бумаги – например, ароматная бумага
из сандаловой коры. С X в писчую бумагу
стали изготавливать из бамбука: срезанные
весной ветви бамбука долго вымачивали
в воде, после чего кору отделяли от волокон,
смешивали древесину с известью и полученную
массу высушивали. «Клочок бумаги нелегок
– прошел через 72 руки», - гласила народная
поговорка. Особенно славилась бумага
из провинций Цзянси и Чжэцзян. Рисовая
или пшеничная солома использовалась
для приготовления бумаги для бытовых
нужд. Поскольку китайская бумага хорошо
впитывает тушь, она была, помимо прочего,
идеальным материалом для мастеров каллиграфии
и живописи.
Бумажное производство в средневековом
Китае достигло гигантских масштабов.
В минской империи одно лишь Ведомство
общественных работ расходовало 315 тыс.
листов бумаги ежегодно; торговые же управления
империи ежегодно потребляли полтора
миллиона листов бумаги. Огромное количество
бумаги шло на изготовление жертвенных
денег, макетов жертвенных предметов,
лубочных картин, талисманов, фонарей,
вееров, ширм, матрасов и одеял, визитных
карточек и игральных карт и пр. Кроме
того бумагой заклеивали окна в домах.
С минской эпохи вошли в употребление
бумажные обои и даже бумажные доспехи
для воинов. С давних пор в Китае широко
использовалась и туалетная бумага.
С середины XIXв кустарное бумажное производство,
не выдержав конкуренции с дешевой бумагой,
стало быстро сокращаться. В настоящее
время традиционные сорта китайской бумаги
используется почти исключительно в художественных
целях.
Наряду с бумагой не менее важным для китайской
культуры изобретением было книгопечатание.
Последнее тоже имело свою долгую предысторию.
С глубокой древности в Китае применялись
клейма и печати, удостоверявшие личность
государственного лица или мастера. Еще
и в наши дни личная печать заменят в Китае
подпись владельца, а вырезание печатей
является не только ремеслом, но и утонченным
искусством. Известно, что уже в эпоху
Хань были распространены деревянные
«печати богов» с вырезанными на них в
зеркально перевернутом изображении текстами
заклинаний. Такие печати стали непосредственными
предшественницами досок, с которых начали
печатать книги. Первые упоминания о печатании
текстов относятся к VIIв. Древнейшие известные
образцы печатных книг датируются первой
половиной VIIIв. Повсеместно же распространение
печатных книг приходится на время правление
династии Сунн (X-XIII вв.). Отсутствие государственной
цензуры на книги благоприятствовало
развитию книжного рынка. К XIIIв только
в двух провинциях Чжэцзян и Фуцзянь действовали
свыше ста семейных издательств.
В Китае книгопечатание распространилось
в форме ксилографии, то есть печатания
с досок, на которых вырезалось зеркальное
отражение печатаемого текста. В хрониках
отмечаются попытки использования наборного
шрифта, но последний в силу особенностей
иероглифической письменности не нашел
в старом Китае широкого применения. Свой
окончательный вид китайская печатная
книга приобрела к XVIв. Во многих отношениях
она воспроизводила образцы сунской эпохи
и имела вид прошитой тетради с двойными
(согнутыми) страницами; текст заключался
в черную рамку. Книга имела обложку из
толстой цветной (обычно черной или синей)
бумаги. Несколько таких тетрадок складывались
в папку с застежками. К этому надо добавить,
что ксилографическая печать позволяла
сохранять графические особенности оригинальной
рукописи и при необходимости производить
замену отдельных знаков. Другое важное
преимущество ксилографии – легкость
совмещения печатного текста и гравюры,
искусство которой достигло в позднесредневековом
Китае высокого уровня. Иллюстрированные
издания всевозможных энциклопедий и
словарей, романов и других литературных
произведений – одна из примечательных
особенностей китайского книгоиздательского
дела. С XVIIв китайские печатники освоили
технику цветной гравюрыю
Книгопечатание в Европе.
В Европе ксилографическая книга появилась
после Крестовых походов. Ее появлению
и расцвету способствовала массовая
потребность в бумажных деньгах
печатных иконах и папских индульгенциях,
а также в игральных картах.
Одним из известных ксилографических
изданий в Европе была "Библия бедных",
распространенная в эпоху Средневековья.
Она представляла собой широкоформатные
листы с изображением библейских сцен
и персонажей и пояснительными надписями.
Первое время ксилографические книги
были распространены широко, однако к
середине XVI века они сошли с книжного
рынка.
От ксилографии уже один шаг до
изобретения наборного книгопечатания,
идея которого, как говорится, витала в
воздухе более тысячи лет. Еще в IV веке
один из христианских писателей - блаженный
Иероним - в сочинении "О воспитании
отроковицы" советует, обучая грамоте
ребенка, сделать рельефные кубики с буквами
и комбинировать из них слова. Что это
как не идея набора? Многие претендовали
на ее авторство. Во французском городе
Авиньоне в 1444-1446 гг., как уверяют исторические
источники, жил некто Прокоп Вальдфогель,
родом чех, владевший "искусством искусственно
писать". У него имелось 48 металлических
литер и другие инструменты, но от книг
его не осталось ни следа, ни названия.
Среди других претендентов на изобретение
книгопечатания мы находим имя Жана Брито
из Брюгге (Фландрия) и врача из Фельтре
- Памфилио Кастальди. А вот о трудах придворного
печатника французского короля Никола
Жансона (Иенсона), печатавшего в Париже
и Венеции, сообщают сразу несколько источников.
Гутенберг будто бы к его изобретению
прибавил лишь разнообразные литеры.
Наиболее вероятно в этом смысле
имя легендарного печатника из Гарлема
(Нидерланды), церковного служки, которого
звали Лауренс (Лаврентий) Янсзон Костер.
Секрет печатания он узнал предположительно
от армян-беженцев с Востока. Затем уже
к старости по совету Иеронима вырезал
подвижные буквы для своих внуков и, наконец,
напечатал несколько книг. Книги эти сохранились,
но без какого-либо свидетельства, что
их делал Костер.
В каждом из упомянутых городов
Европы есть памятник первопечатнику.
Но приоритет этих людей в изобретении
книгопечатания не доказан. Очевидно,
все они лишь современники, работавшие
над великой идеей книгопечатания, которую
удалось воплотить в середине XV столетия
в городах Страсбурге и Майнце.
Иоганн Гутенберг
Ученые сходятся во мнении, что
заслуга изобретения
Человек по имени Ганс Генсфлейш, или Иоганн
Гутенберг (1394/ 1399-1468), родился в последние
годы XIV века в крупном немецком городе
Майнце. У нас нет сведений о его обучении
и образовании. Город состоял в феодальной
распре со своим сюзереном, епископом
Нассауским, и юный Гутенберг с родителями
уехал в соседний Страсбург. Там он занимался
ремеслами: изготовлением ювелирных украшений
и выделкой зеркал. К 1440 г. относятся его
первые типографские опыты. По-видимому,
это были: грамматика латинского языка
Элия Доната, астрологический календарь,
папские индульгенции. Вскоре, однако,
он вернулся в родной Майнц и там принялся
за подготовку к печати полной Библии
на латинском языке.
В 1453-1454 гг., как считают, Гутенберг напечатал
свою первую Библию, называемую 42-строчной,
потому что в ней на каждой странице набрано
и отпечатано 42 строки текста в два столбца.
Всего она насчитывает 1282 страницы. Элементы
убранства книги выполнялись от руки.
Часть тиража отпечатана на бумаге, часть
на пергамене. На заведение типографии
Гутенберг взял ссуду у ростовщика И.Фуста,
который, не дожидаясь окончания работы,
подал на него в суд за неуплату денег
и отсудил все имущество, в том числе готовый
тираж Библии. В этот момент Гутенберг
пользовался поддержкой епископа Нассауского,
который, одержав победу в феодальной
войне, оценил заслуги мастера и дал ему
придворный чин и пенсию. Однако дни усталого
и больного печатника были сочтены, и 3
февраля 1468 г. Гутенберга не стало.
Ученики и подмастерья Гутенберга разнесли
весть о великом изобретении по Германии,
а затем и по всей Европе. Что же изобрел
Иоганн Гутенберг? Идея набора букв (литер),
как мы знаем, была известна уже у античных
писателей. Пресс издревле применялся
в виноделии и в производстве набивной
ткани. Употреблялся он и в изготовлении
ксилографии. Технология изготовления
матриц и отливки шрифта Гутенбергом весьма
напоминает технику зеркального производства
той поры. Гутенберг соединил существовавшие
до него изобретения, воплотив на практике
великую идею печатания книг, и явил миру
первые, причем сразу же совершенные образцы
изданий.
Он создал первое типографское оборудование,
изобрел новый способ изготовления шрифта
и сделал словолитную форму. Из твердого
металла делались штампы (пунсоны), вырезанные
в зеркальном изображении. Затем они вдавливались
в мягкую и податливую медную пластину:
получалась матрица, которая заливалась
сплавом металлов. В состав сплава, разработанного
Гутенбергом, входили олово, свинец, сурьма.
Сущность этого способа изготовления
букв состояла в том, что их можно было
отливать в каком угодно количестве. В
производстве книги это имеет существенное
значение, если учесть, что для одной средней
книжной страницы требуется примерно
двести букв. Для оборудования типографии
требовался уже не просто пресс, а печатный
станок и наборная касса (наклонный деревянный
ящик с ячейками). В них помещались литеры
букв и знаков препинания. Об изобретении
Гутенберга метко сказал Г.Х. Лихтенберг:
"Более, чем золото, изменил мир свинец,
и более тот, что в типографских литерах,
нежели тот, что в пулях".
Книгопечатание на Руси.
А что же было в это
время на Руси? Русским ремесленникам
издавна были известны приемы гравирования
по металлу, чеканка, литье, и монетное
дело, являвшиеся аналогами операций
по изготовлению шрифта. Первые печати
и набивные ткани на Руси появились
в X в. К этому же времени относятся
находки искусно сделанных
Факты говорят о том, что
произведения печатного станка стали
известны на Руси чуть ли не в первые
десятилетия после его
Книгопечатание, однако, не ограничивается только получением оттисков с помощью станка. Нужно проделать еще много операций, чтобы собранные вместе страницы приобрели вид книги, которую можно взять в руки и начать читать.
Прародителем книги
был свиток. Листы в свитке скреплялись
между собой по краям и сворачивались
в рулон. Текст наносился только на одну
сторону листа. Поначалу сворачивать было
легко, так как в качестве писчего материала
использовался папирус, шелк, тончайшая
кожа. Изготовляли свитки и из бумаги.
Первые свитки появились в Египте в III
в. до нашей эры. Известны русские азбуки-прописи
в виде свитка XVII в.
Вошедший в употребление в качестве
материала страниц пергамен привел к возникновению
нового типа книги.
Следующей формой книги стал кодекс. Эта форма, несколько усовершенствованная, дошла до наших дней. В кодексе целые блоки сфальцованных листов скреплены в корешке и помещены в обложку (переплет). Книги в виде кодекса получили широкое распространение в IV в. Кодекс возник тогда, когда писчий материал стал допускать фальцовку – сгибание отпечатанного листа в определенном порядке. После фальцовки получались тетради в 4, 8, 16 или 32 страницы. С появлением на Руси в XIV в. бумаги основой книги стала 16-страничная тетрадь, составленная из четырех сфальцованных пополам и подобранных вкладкой листа. Греческое слово тетрада(четверка) как нельзя лучше закрепило в языке основы этой технологии.
|
Последняя операция по изготовлению
кодекса – это переплет. Тетради
скреплялись и помещались в переплетную
крышку. Еще во времена русской
рукописной книги парадные издания
отличались необыкновенными по красоте
и мастерству исполнения переплетами.
Они делались и из кожи, и из дерева.
Деревянные крышки переплетов закрывались
серебряными с позолотой |
Информация о работе Великие открытия и изобретения мира. Книгопечатание