Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:12, контрольная работа
Одной из непосредственных причин историки называют династический кризис. Смена наместника бога на Земле - царя данного богом, на царя избираемого – на обычного человека. Иван Грозный, собственно говоря, был последним полноправным московским государем из рода Рюриковичей. После смерти Ивана Грозного, в 1584 году остались два его сына: Федор от первого брака, и малолетний царевич Дмитрий, от пятого брака, которому отец незадолго до смерти назначил в удел город Углич. В 1584 году Федор венчался на царство. Не способный к правлению, он выполнял решения принятые боярами регентского совета.
1.Причины и сущность Смуты 3
2. Лжедмитрий I и Василий Шуйский 7
3. Семибоярщина и изгнание интервентов и России 11
4. Итоги Смуты 14
5. Список использованной литературы 15
План Василя Шуйского был осуществлен. После убийства царя заговорщики заседали три дня, решая, кому достанется московский трон. Представитель старейшего рода Рюриковичей князь Федор Мстиславский, не участвовавший в заговоре, отказался от короны в пользу Василия Шуйского, второго по старшинству в линии Рюриковичей. На трон претендовал также князь Василий Голицын, лично присутствовавший при убийстве двух царей Федора Борисовича и Лжедмитрия I. Также в числе кандидатов были Романовы. В конечном итоге, трон достался Василию Шуйскому
Проблема нового царя состояла в том, что любили его очень немногие, а ненавидели очень многие. Главными причинами недовольства были некорректный путь Шуйского к престолу и его зависимость от кружка бояр, «его избравших и игравших с ним как с ребенком»4. Любила его, первоначально, Москва, чернь, которая участвовала в свержении Лжедмитрия I, погроме и грабеже поляков. «Активно не любила»5 царя провинция. Сначала перестают подчиняться Москве города, граничащие с Речью Посполитой, а потом – Тула, Рязань и окружающие их земли, отпадают области, лежащие к югу от Рязани, за Волгой, Камой, поднимает мятеж Астрахань. Центром антимосковского движения становится Путивль. Князь Григорий Шаховской, воевода, присланный Василием, становится во главе мятежников. Им он говорит, что «московские изменники вместо Дмитрия умертвили какого-то немца»6, что истинный сын Ивана Грозного жив, но скрывается, ожидая поддержки своих друзей.
Спустя какое-то время к Шаховскому приезжает с письмом от «царя Дмитрия» Иван Болотников – одна из наиболее красочных фигур эпохи.
Иван Болотников, будучи дворянским сыном, попадает в кабалу к боярину Андрею Телятевскому, бежит к казакам. Взятый в плен турками, он служит гребцом, прикованным к скамье на галере. Освобожденный немецким кораблем, напавшим в море на турок, Болотников появляется в Венеции, откуда через Венгрию и Германию перебирается в Польшу, где встречает Михаила Молчанова, соратника Лжедмитрия I, спавшегося бегством из Москвы. Он представляется Болотникову «царем Дмитрием» и посылает его к Шаховскому.
Иван Болотников, проявивший недюжинные военные таланты, становится во главе непрерывно растущего войска, которое видит в нем воеводу «царя Дмитрия». К нему присоединяются средние и низшие классы. Каждый из них преследует свои собственные интересы.
Двигаясь по маршруту первого самозванца, войско Болотникова, отправившись в поход летом 1606 г., в октябре было уже под Москвой. Одновременно к столице подошла «дворянская» армия И. Пашкова и П. Ляпунова. Но альянс между Болотниковым и «попутчиками» – дворянами продолжался недолго. Дворяне пришли под Москву, чтобы сбросить боярского царя Василия и посадить на трон своего – Дмитрия. Болотников слал москвичам призывы расправиться с боярами, грабить и жечь имущих. Разрыв был неизбежен и потому, что в лагере Болотникова не было «царя Дмитрия»: приехали с ним встретиться представители москвичей и вернулись “очень огорченные; не нашли его и дворяне, присоединившиеся к «большому воеводе» Дмитрия»7.
Сначала от Болотникова уходят рязанцы Ляпунова, потом во время боя с царскими войсками повстанцев бросают другие дворянские отряды. Болотников отступает от Москвы сначала к Калуге, потом к Туле. Только в октябре 1607 г. царские войска смогли после долгой осады овладеть Тулой: расправа с восставшими была безжалостно жестокой. Вождь восстания был увезен в Каргополь, ослеплен и утоплен.
После победы над Болотниковым Шуйский не рискнул продолжить кампанию. Полного мира не было. В Поволжье ряд районов отказывался в повиновении. Северщина также по-прежнему не признавала власти царя. Росло расширение территорий, где шло вооруженное противостояние двух лагерей. Более половины территории европейской части России было охвачено гражданской войной. Она распространялась на стратегически важные области: центр, Среднее Поволжье, западный регион. В активную борьбу против Шуйского вступили многие народности Поволжья, в борьбу втягивались владельческое крестьянство. На помощь правительственным войскам, Шуйским и боярами, вызываются отряды из Польши и Швеции.
На исходе лета 1607 года, в пограничном Стародубе, объявилась персона, именовавшая себя спасшимся царем Дмитрием Ивановичем. Его подлинность тут же удостоверили московские приказные лица. К весне 1608 года, после зимовки под Орлом, у Лжедмитрия II насчитывалось от 20 до 30 тысяч человек. В двухдневном бою под Болховом Лжедмитрий II разбил правительственные войска под командованием брата царя Дмитрия Шуйского. Через месяц он был под Москвой. Вскоре в стране возникла вторая столица невдалеке от Москвы, резиденция Лжедмитрия II расположилась в селе Тушино именно по этому в народе стали называть Лжедмитрия II Тушинским вором. Вскоре здесь были созданы Боярская дума, казначейство, приказы. С осени 1608 года Тушино получило своего ''названного'' патриарха: из Ростова был привезен митрополит Филарет. Именно Лжедмитрий II впоследствии посвятил Филарета в патриархи всея Руси. С мая по ноябрь 1608 года успехи тушинцев стремительно возрастали. На исходе лета 1608 года Лжедмитрий тайно венчался с Мариной Мнишек.
Несмотря на военные успехи тушинцы находились в трудном положении. Не имея возможности собирать налоги на военные действия с дальних регионов, тушинцы компенсировали недостаток в деньгах повышенным налогом с центральных районов. Часто сбор налогов принимал форму грабежа. Такое отношение тушинцев к населению вызывало ответную реакцию. К весне 1609 года, движение ополчений северных и заволжских городов, недовольных произволом ''освободителей'', неуклонно сокращало пространство власти Тушина. Но к этому моменту уже не Лжедмитрий представлял главную опасность. Вмешательство Речи Посполитой во главе с Сигизмундом произошло в сентябре 1609. Король приложил массу усилий с целью перетянуть главные силы наёмников из Тушинского лагеря в свой. Осенью 1609 года, когда в Тушинском лагере наступил кризис, Лжедмитрий бежит в Калугу. Позднее, в феврале, к нему присоединилась Марина. В январе-феврале имели место стычки и бои между поляками и остатками тушинских отрядов. В феврале 1610 года был заключен договор о предварительном избрании на русский трон Владислава, сына Сигизмунда, причем основное содержание статей соглашения сводилось к четкой регламентации деятельности нового царя в условиях полного сохранения московского социального и государственного устройства, православной веры.
Смерть Михаила Скопина-Шукйского, по всей видимости отравленного Шуйскими из-за своей популярности в войсках, привела к смене армейского командования. Во главе царской армии встал Дмитрий Шуйский, отличавшийся полной бездарностью в руководстве. Польскими войсками командовал талантливый полководец, коронный гетман Станислав Жолкевский. Он нанес внезапный удар по не развернувшейся полностью в боевые порядки русской армии и сумел предварительно склонить к измене основные силы наемников.
Поражение под селом Клушино было катастрофическим: правительство Шуйского за несколько часов потеряла почти всю армию. 17 июля 1610 года царь Василий в результате заговора был свержен с престола и насильно пострижен в монахи. Москва присягнула Боярской думе как временному правительству.
После свержения Василия Шуйского временно правление принимает на себя «Семибоярщина». Это правительство, состоявшее из семи бояр во главе которой стоял князь Мстиславский. Они обратились к королю Сигизмунду, заявив, что согласна избрать царем королевича Владислава. «Семибоярщина» от имени всего русского народа впустили польские войска в Москву. Привели москвичей к присяге верности Владиславу, а потом разослали по всей стране ''известительные'' грамоты, требуя, чтобы королевичу присягала вся Русь.
11
декабря был убит Лжедмитрий
II. Его смерть оставила только
одного врага – оккупантов
Москвы. Об этом заговорил
Первой поднялась Рязань во главе с Прокофием Ляпуновым, энергичным и уважаемым руководителем. К нему присоединились Нижний Новгород, Владимир и другие города. Ляпунов сумел договориться о совместных действиях с теми «тушинцами», которые после смерти самозванца не ушли к полякам. К ополчению присоединились казаки под командованием князя Дмитрия Трубецкого и атамана Заруцкого. Зимой 1611 г. по разным дорогам ополчение пошло к Москве. Готовясь к осаде, поляки, воспользовавшись выступлением москвичей 19 марта, в Вербное воскресенье, выгнали жителей и сожгли город, закрывшись в Кремле.
Подошедшее к Москве ополчение, начав осаду польского гарнизона в Кремле, решило создать новую систему власти, выводящую страну из кризиса. Было выбрано временное правительство из трех лиц, из двух казацких вождей, кн. Трубецкого и Заруцкого, и дворянского предводителя Ляпунова. По инициативе Прокофия Ляпунова был выработан «приговор»8, утвержденный всем войском 30 июня. Он определял, что верховная власть в стране принадлежит «всей земле»9, иначе говоря – всему войску, посылавшему своих представителей в совет «всея земли»10. Политические идеи в «приговоре» были мало заметны; зато резко выступают сословные притязания. Как отмечает Василий Ключевский, «приговор 30 июля больше всего занят ограждением интересов служилых людей, регулируя их отношения поземельные и служебные, говорит о поместьях, вотчинах, а о крестьянах и дворовых людях вспоминает только для того, чтобы постановить, что беглые или вывезенные в смутное время люди должны быть возвращены прежним владельцам»11.
Ополчение два с лишним месяца простояло под Москвой, так и не сделав ничего значительного. 22 июля Прокофий Ляпунов был убит казаками за то, что он якобы послал гонца к городским воеводам с приказом «о немедленном истреблении всех казаков в один день и час»12. Власть в лагере перешла в руки атамана Заруцкого. Первое ополчение фактически распалось.
В конце 1611 г. Московское государство представляло «зрелище полного видимого разрушения»13. 3 июня 1611 г. поляки овладели Смоленском, а затем 16 июля шведы захватили Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на московский престол; на смену убитому второму Лжедмитрию в Пскове появился третий, «какой-то Сидорка»14; первое дворянское ополчение под Москвой со смертью Ляпунова распалось. Государство, потеряв свой центр, стало распадаться на части; чуть ли не каждый город действовал особняком, только пересылаясь с другими городами.
Но с конца 1611 г., когда иссякли политические силы, начинают пробуждаться силы религиозные и национальные, которые пошли на выручку гибнувшей земле. Настоятель Троице-Сергиевой лавры архимандрит Дионисий начал рассылать грамоты, призывавшие идти против поляков.
Первым откликнулся Нижний Новгород. По призыву небогатого торговца мясом Кузьмы Минина горожане, «посадские люди» решили собрать средства на мобилизацию войска. Призыв Минина к согражданам вошел во все русские хрестоматии: «Мое имение, все, что есть, без остатка готов я отдать в пользу и услугу Отечества»15. На его призыв стали стекаться оставшиеся без дела и жалованья, а часто и без поместий служилые люди, городовые дворяне и боярские дети. Командовать ополчением выбрали князя Дмитрия Пожарского, опытного воеводу, лечившегося неподалеку от Нижнего Новгорода от ран, полученных во время боев в Москве в марте.
Так собралось второе дворянское ополчение против поляков. По боевым качествам оно стояло не выше первого, хотя хорошо было снаряжено благодаря большой денежной казне, «самоотверженно собранной посадскими людьми нижегородскими и других городов, к ним присоединившихся»16.
В июле 1612 г., когда пришло известие о походе на Москву войска гетмана Ходкевича, второе ополчение выступило к столице, чтобы не допустить его соединения с польским гарнизоном. В августе 1612 г. ополчение подошло к Москве. Атаман Заруцкий с немногими сторонниками бежал из-под Москвы в Астрахань, а большинство его казаков, под руководством князя Трубецкого, присоединилось к Минину и Пожарскому
Ополчение не пропустило гетмана Ходкевича в Москву. В упорном сражении возле Новодевичьего монастыря гетман потерпел поражение и отступил. Польский гарнизон, не получивший подкрепления, продовольствия и боеприпасов, был обречен.
22-го октября был взят Китай-город, а через несколько дней сдались, обессиленные голодом, поляки, сидевшие в Кремле, и второе ополчение торжественно вступило в освобожденную Москву. После взятия Москвы временное правительство Трубецкого и Пожарского созвало выборных представителей из всех городов и представителей всех сословий, для выбора царя. В январе 1613 г. в столицу, сожженную и разоренную, съехались представители 50 городов. Был назначен трехдневный пост, которым представители Русской земли хотели очиститься от грехов Смуты «перед совершением такого важного дела»17. По окончании поста начались совещания.
Прежде всего собор решил определить, кто не может быть кандидатом: «Литовского и Свийского короля и их детей, за их многие неправды, и иных некоторых земель людей на Московское государство не обирать…»18. После решения о нежелательных кандидатах начались обсуждения желательных. Кандидатов было немного. Князь Василий Голицын, «подходивший по знатности и способностям»19, был в польском плену. Князь Мстиславский отказался. Василий Ключевский безжалостно констатирует: «Московское государство выходило из страшной Смуты без героев; его выводили из беды добрые, но посредственные люди»20. 21 февраля 1613 года были назначены окончательные выборы. Собор остановил свой выбор на 16-летнем Михаиле Федоровиче Романове. Он был провозглашен царем в большом Московском дворце, еще не отстроенном после двухлетней польской оккупации. На трон вступила новая династия.
С избранием царя кончилась смута, так как теперь была власть, которую признавали все, и на которую можно было опереться. Но последствия смуты продолжались долго: ими был наполнен весь XVII в.