Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 12:28, контрольная работа
Целью настоящей работы явилось изучение престолонаследия в России XVII века.
При достижении данной цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить предпосылки Смутного времени;
2) рассказать о сменах власти на российском престоле.
При написании работы использовались как печатные, так и электронные источники литературы.
План:
1. Великая смута в Росcии. 4
2. Причины и сущность смуты. 5
3. Лжедмитрий 1 и Василий Шуйский. 6
4. Семибоярщина и изгнание интервентов из России 10
5. Итоги смуты 14
6. Тест 16
22 сентября 1612 происходит одно из самых кровавых событий Смуты — город Вологда был взят поляками и черкасами, которые уничтожили практически всё его население, включая монахов Спасо-Прилуцкого монастыря.
Около 20 (30) августа 1612 ополчение из Ярославля двинулось под Москву. В сентябре второе ополчение нанесло поражение войскам гетмана Ходкевича, пытавшегося соединиться с польским гарнизоном, контролировавшим Московский кремль.
22
октября (1 ноября) 1612 ополчение под
предводительством Кузьмы
«Ещё в половине сентября Пожарский послал в Кремль грамоту: «Полковникам и всему рыцарству, немцам, черкасам и гайдукам, которые сидят в Кремле, князь Дмитрий Пожарский челом бьёт. Ведомо нам, что вы, будучи в городе в осаде, голод безмерный и нужду великую терпите, ожидаючи со дня на день своей гибели…. и вам бы в той неправде душ своих не погубить, такой нужды и голоду за неправду терпеть нечего, присылайте к нам не мешкая, сберегите головы ваши и животы ваши в целости, а я возьму на свою душу и у всех ратных людей упрошу: которые из вас захотят в свою землю, тех отпустим без всякой зацепки, а которые захотят Московскому государю служить, тех пожалуем по достоинств». Ответом был гордый и грубый отказ, несмотря на то что голод был ужасный: отцы ели детей своих, один гайдук съел сына, другой — мать, один товарищ съел слугу своего; ротмистр, посаженный судить виновных убежал с судилища, боясь, чтоб обвинённые не съели судью.
Наконец 22 октября казаки пошли на приступ и взяли Китай-город. В Кремле поляки держались ещё месяц; чтоб избавиться от лишних ртов, они велели боярам и всем русским людям выслать своих жён вон из Кремля. Бояре сильно встужили и послали к Пожарскому Минину и всем ратным людям с просьбою, чтобы пожаловали, приняли их жён без позору. Пожарский велел сказать им, чтобы выпускали жён без страха, и сам пошёл принимать их, принял всех честно и каждую проводил к своему приятелю, приказавши всем их довольствовать. Казаки взволновались, и опять послышались среди них обычные угрозы: убить князя Дмитрия, зачем не дал грабить боярынь?
Доведённые голодом до крайности, поляки вступили наконец в переговоры с ополчением, требуя только одного, чтоб им сохранена была жизнь, что и было обещано. Сперва выпустили бояр — Фёдора Ивановича Мстиславского, Ивана Михайловича Воротынского, Ивана Никитича Романова с племянником Михаилом Фёдоровичем и матерью последнего Марфою Ивановною и всех других русских людей. Когда казаки увидали, что бояре собрались на Каменном мосту, ведшем из Кремля чрез Неглинную, то хотели броситься на них, но были удержаны ополчением Пожарского и принуждены возвратиться в таборы, после чего бояре были приняты с большою честию. На другой день сдались и поляки: Струсь с своим полком достался казакам Трубецкого, которые многих пленных ограбили и побили; Будзило с своим полком отведён был к ратникам Пожарского, которые не тронули ни одного поляка. Струсь был допрошен, Андронова пытали, сколько сокровищ царских утрачено, сколько осталось? Отыскали и старинные шапки царские, которые отданы были в заклад сапежинцам, оставшимся в Кремле. 27 ноября ополчение Трубецкого сошлось к церкви Казанской богородицы за Покровскими воротами, ополчение Пожарского — к церкви Иоанна Милостивого на Арбате и, взявши кресты и образа, двинулись в Китай-город с двух разных сторон, в сопровождении всех московских жителей; ополчения сошлись у Лобного места, где троицкий архимандрит Дионисий начал служить молебен, и вот из Фроловских (Спасских) ворот, из Кремля, показался другой крестный ход: шёл галасунский (архангельский) архиепископ Арсений с кремлёвским духовенством и несли Владимирскую: вопль и рыдания раздались в народе, который уже потерял было надежду когда-либо увидать этот дорогой для москвичей и всех русских образ. После молебна войско и народ двинулись в Кремль, и здесь радость сменила печаль, когда увидали, в каком положении озлобленные иноверцы оставили церкви: везде нечистота, образа рассечены, глаза вывернуты, престолы ободраны; в чанах приготовлена страшная пища — человеческие трупы! Обедней и молебном в Успенском соборе окончилось великое народное торжество подобное которому видели отцы наши ровно через два века.»
По взятии Москвы, грамотой от 15 ноября, Пожарский созвал представителей от городов, по 10 человек, для выбора царя. Сигизмунд вздумал было идти на Москву, но у него не хватило сил взять Волок, и он ушёл обратно. В январе 1613 г. съехались выборные от всех сословий, включая крестьян. Собор (то есть всесословное собрание) был один из самых многолюдных и наиболее полных: на нём были представители даже чёрных волостей, чего не бывало прежде. Выставлено было четыре кандидата: В. И. Шуйский, Воротынский, Трубецкой и Михаил Фёдорович Романов. Современники обвиняли Пожарского, что и он сильно агитировал в свою пользу, но вряд ли это можно допустить. Во всяком случае, выборы были очень бурные. Сохранилось предание, что Филарет требовал ограничительных условий для нового царя и указывал на М. Ф. Романова, как на самого подходящего кандидата. Выбран был действительно Михаил Фёдорович, и несомненно, ему были предложены те ограничительные условия, о которых писал Филарет: «Предоставить полный ход правосудию по старым законам страны; никого не судить и не осуждать высочайшей властью; без собора не вводить никаких новых законов, не отягчать подданных новыми налогами и не принимать самомалейших решений в ратных и земских делах». Избрание состоялось 7 февраля, но официальное объявление было отложено до 21-го, чтобы за это время выведать, как примет народ нового царя. С избранием царя кончилась смута, так как теперь была власть, которую признавали все и на которую можно было бы опереться.
5. Итоги смуты
Смутное время было закончено с большими территориальными потерями для Руси. Смоленск был утрачен на долгие десятилетия; западная и значительная часть восточной Карелии захвачены шведами. Не смирившись с национальным и религиозным гнётом, с этих территорий уйдёт практически всё православное население, как русские, так и карелы. Русь потеряла выход к Финскому заливу. Шведы покинули Новгород лишь в 1617 году, в полностью разорённом городе осталось только несколько сотен жителей.
Смутное время привело к глубокому хозяйственному упадку. Во многих уездах исторического центра государства размер пашни сократился в 20 раз, а численность крестьян в 4 раза. В западных уездах (Ржевском, Можайском и т. д.) обработанная земля составляла от 0,05 до 4,8 %. Земли во владениях Иосифо-Волоколамского монастыря были «все до основания разорены и крестьянишки с жёнами и детьми посечены, а достольные в полон повыведены… а крестьянишков десятков пять-шесть после литовского разорения полепились и те ещё с разорения и хлебца себе не умеют завесть». В ряде районов, и к 20-40 годам XVII века населённость была всё ещё ниже уровня XVI века. И в середине XVII века «живущая пашня» в Замосковном крае составляла не более половины всех земель, учтённых писцовыми книгами.
Заключение
Таким образом, предпосылками тех давних трагических событий начала XVII в России – Смутного времени можно назвать следующие моменты:
Во
времена Смутного времени присутствовало
такое явление как
Лишь только когда было организовано народное ополчение, Россия сумела освободиться от власти самозванцев и польских королей.
После воцарения Романовых в России еще оставалось множество нерешенных проблем, польские короли никак не желали отказываться от претензий на российский престол.
Но русские люди, перед лицом катастрофы собравшись с силами, воссоздали разрушенное государство, наглядно показав, что оно — не «царская вотчина», а предмет общей заботы и общего дела «всех городов и всяких чинов людей всего великого Российского Царствия».
Тест.
Укажите последствия Смуты:
Русский народ был сильно обессилен голодом, разрухой, нападками интервентов. Люди искали сил и поддержки именно в духовенстве. Спасение русского государства было под угрозой, и приходилось рассчитывать только на чудо. Именно настоящим чудом от Казанской иконы Богородицы и посчитали русские люди освобождение Москвы в октябре 1612 г. Неся Казанскую икону в своих рядах, ополченцы сначала 22 октября (4 ноября н.ст.) овладели Китай-городом. С избранием нового молодого царя русская церковь начала восстанавливаться, налаживать церковную жизнь. Михаилу предстояло править в сложное для России время, и именно поддержка Церкви сыграла важную роль в его правлении.
По мере стабилизации государственных финансов создаются военные части, получившие более регулярный характер, нежели дворянское ополчение. Переходы крестьян из одного поместья в другое связывались, как правило, с переманиванием их более состоятельными, чем прежние, владельцами.
21 февраля 1613 года государственная власть в стране была восстановлена: Земский собор избрал царем Михаила Романова. В России началось правление новой династии Романовых. Она царствовала до 1917 г. Кандидатура Михаила Романова устраивала всех, поскольку он и его окружение были способны настойчиво и спокойно вести восстановительную работу. Здоровый консерватизм первых Романовых давал возможность постепенно восстановить экономику и государственную власть.
Последствия Смуты сказывались несколько десятилетий. По условиям Столбовского мира (1617) Швеция возвращала России Новгородскую землю, однако оставляла за собой побережье Финского залива и получала денежную компенсацию. Польский королевич Владислав, претендовавший на русский престол, организовал в 1617 - 1618 гг. поход на Москву. И хотя ему не удалось захватить столицу, по условиям Деулинского перемирия Смоленские и Черниговские земли оставались у Речи Посполитой. Важнейшим международным событием XVII в. в Восточной Европе стала длительная (1654 - 1667) война между Россией и Речью Посполитой за Украину и Белоруссию. В октябре 1653 г. Земский собор принял решение о принятии Украины в состав Российского государства и объявлении войны Речи Посполитой. Ослабление Речи Посполитой подтолкнуло Швецию к войне с ней, в результате которой шведами была занята почти вся Польша и часть Литвы. Подобное изменение ситуации позволило России заключить перемирие с Речью Посполитой и начать боевые действия со Швецией, которые окончились безрезультатно: по мирному договору 1661 г. Балтийское побережье оставалось за Швецией. Истощившая ресурсы обеих сторон война закончилась Андруссовским перемирием 1667 г., а в 1686 г. между двумя государствами был заключен "Вечный мир". Ни русско-турецкая (1676 -1681), ни Крымские походы (1687, 1689) под руководством В.В.Голицына не принесли успеха
В царе Михаиле видели не соборного избранника, а племянника царя Федора, природного, наследственного царя. Те изменения, которые происходили во всех областях жизни страны в последней четверти XVII в. - в первой четверти XVIII в. переросли в качественную форму, а со второй половины - политический строй эволюционировал к абсолютизму. Средневековая Московская Русь начала превращаться в Российскую империю, осуществлялось укрепление самодержавия и централизация управления. И свидетельством тому было падение значения земских соборов, выборного начала.
Следствием
смутного времени стали изменения
в системе управления страной. Ослабление
боярства, возвышение дворянства, получившего
поместья и возможности законодательного
закрепления за ними крестьян имели следствием
постепенную эволюцию России к абсолютизму.
Переоценка идеалов предыдущей эпохи,
ставшие очевидными негативные последствия
боярского участия в управлении страной,
жесткая поляризация общества привели
к нарастанию идеокритических тенденций.
Они выразились в том числе в том числе
в стремлении обосновать незыблемость
православной веры и недопустимость отступлений
от ценностей национальной религии и идеологии
(особенно в противостоянии «латынству»
и протестантству Запада). Это усилило
антизападные настроения, что усугубило
культурную, а в итоге и цивилизованную
замкнутость России на долгие годы.
Значительно
осложняли внутреннюю обстановку в
стране городские восстания середины
XVII в., коих было множество, и которые
свидетельствовали о кризисном
состоянии общества. Вершиной выражения
недовольства народа стала крестьянская
война под предводительством С.Т.
Разина, которая потерпела поражение.
4 июня 1671 г. Степан Разин был доставлен
в Москву и казнен на Красной площади.
Хотя Михаил Романов стал царем по воле Земского собора —органа сословного представительства, его, как и предшественников, быстро начали рассматривать как богоизбранного государя, получившего власть от “прародителей своих” —представителей династии Рюриковичей. Избрание первого Романова стали выдавать за проявление божественной воли.