Великая Отечественная Война

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 18:26, контрольная работа

Описание работы

Со времен окончания ВОВ прошло более полувека, но интерес к ее истории не ослабевает. Причин тому несколько.

Во-первых, Вторая мировая война и ее основное содержание - Великая
Отечественная Война советского народа - перекроили карту мира, определили новый мировой порядок в XX в. и скажутся еще и в XXI веке. Во-вторых, невиданные жестокости войны - многие десятки миллионов человек погибших и искалеченных на войне, в гитлеровских концлагерях, потерявших родных и близких, испытавших ужасы войны - заставляют даже не воевавшие поколения задаваться вопросами: «Кто виноват?» и «Что делать, чтобы это не повторилось?». В-третьих, война явилась жестоким экзаменом для стран с различными социальными системами, системами нравственных ценностей, традициями, культурой, экономикой, государственным устройством, руководителями стран и их вооруженных сил. В четвертых, война четко высветила основных врагов как нашей Родины, так и «простых» людей мира - руководителей транснациональных корпораций (ТНК) мира, которые являются фактическими руководителями стран Запада. Объективно присущие ТНК экономические интересы, алчность, требовали от них стать во главе мира, а для этого - организовать бойню Второй мировой войны с обязательной целью разгрома главного политического и экономического противника - СССР, овладения его ресурсами.

И, конечно, как разгром СССР, так и закрепление его (разгрома) результатов, требовали и требуют искажения правды об истории ВОВ.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………...……3

2. Нападение Германии на СССР. Причины поражения Красной Армии в начальный период войны. Мобилизация сил и средств страны на отпор врагу……………..……4

3. Этапы второй мировой и Великой Отечественной войн………………………...…..9

4. Антигитлеровская коалиция……………………………………………………..…...12

5. Итоги и уроки второй мировой и Великой Отечественной войн………………….14

6. Заключение…………………………………………………………………………….18

7. Список используемой литературы…………………………………………………...19

Работа содержит 1 файл

История отечества.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

4. Итоги и уроки  второй мировой  и Великой Отечественной  воин.

     Главным итогом шестилетней кровопролитной войны, в которой участвовало 61 государство  с населением 1700 миллионов человек, т.е.  всего человечества, стала победа демократических сил объединенных в антифашистский блок государств различных социально-экономических систем. Вторая мировая война привела к коренным изменениям в международной обстановке, в соотношении сил на мировой арене. Представители наиболее реакционных сил - итальянский и германский фашизм, а также японский милитаризм, потерпели крах. Они были разгромлены объединенными усилиями несовместимых, но одинаково ненавидимых ими советских коммунистов и буржуазных демократов. Международное положение СССР поле войны, в которой он победил ценой больших потерь, было в высшей степени парадоксальным. Страна была разорена. В то же время ее лидеры имели законное право претендовать на видную роль в жизни мирового сообщества. Положение в соотношении сил было для СССР едва ли не худшим за все время его существования. Да, он извлекал выгоду из оккупации обширнейшей территории большей части Европы, и его армия была по численности на первом месте в мире, однако в области некоторых видов военной технологии и США, и Великобритания далеко обогнали СССР, промышленный потенциал который понес огромные потери.

     Таким образом, налицо было острое противоречие между видимой ситуацией и  реальным раскладом сил. Советские  руководители ясно осознавали это положение, что заставляло их испытывать сильное чувство уязвимости, несмотря на то, что СССР стал одной из великих держав. Тем самым включение Советского Союза в международную сферу характеризовалось большой нестабильностью. В этой ситуации были возможны два подхода: первый предполагал усилия по сохранению «большого альянса», созданного в годы войны, и получение передышки для реконструкции и развития экономики; второй делал ставку на приобретение «гарантий безопасности» посредством расширения сферы советского влияния. Эти два взаимоисключающих подхода отражались в позициях, дискутирующихся в партийном руководстве. Из-за некоторой пассивности западных держав второй подход возобладал в первые месяцы после Ялтинской конференции, - вероятно, при личном содействии Сталина, который полностью поддерживал концепцию зон влияния, ободренный успехами в Польше, Румынии и Чехословакии и желавший добиться окончательного признания СССР в качестве сверхдержавы.

     В условиях все более поляризующегося  мира эта политика привела в последующие  годы к образованию блоков и конфронтации. Впрочем, усиление напряженности всегда умело дозировалось и с одной, и с другой стороны в зависимости от того, как каждый лагерь видел свою сферу влияния и оценивал свою волю к сопротивлению.

     Таким образом, мировое сообщество вновь  было разобщено, как и после первой мировой войны, но отчетливо намечались два противоположных социально-политических лагеря во главе с США и СССР. Предстояло не просто идеологическое противостояние, а самая ожесточенная борьба за союзников и сферы жизненных интересов.

     Возвращение к мирной жизни предполагало, прежде всего, восстановление экономики и  ее переориентацию на мирные цели. Нанесенные войной человеческие и материальные потери были очень тяжелы. Их масштаб  определялся не только жестокостью нацистов по отношению к населению, состоящего, по их мнению, из представителей низших рас, грабежом обширных территорий, находившихся под немецкой оккупацией в отдельных случаях до трех лет, но и ошибками советского командования, приведшим к гибели и пленению миллионов солдат.

     В отношении людских потерь итог войны  может быть определен только приблизительно, путем сопоставления различных  статистических выкладок. Точных данных на до сих пор: приблизительно общин  потери убитыми оцениваются в 27 млн. человек это число включает в себя солдат и офицеров действующей армии, военнопленных, лиц. угнанных на принудительные работы, и жертвы среди гражданского населения. В 1946 году население СССР составляло 172 млн. человек; это едва превышало уровень 1939 года, накануне включения в Советский Союз территорий с населением около 23 млн. человек. Потери составили шестую часть активного населения, в котором доля женщин после войны достигла 56%.

     Потери  союзников были в десятки раз  меньше: США потеряли 405 тысяч, Англия - 375 тысяч своих граждан. Разница огромная, и в несоизмеримых человеческих потерях СССР нельзя обвинять только фашистскую Германию.

     Потери  в экономическом потенциале подсчитаны более точно. 13 сентября 1945 года газета «Правда» опубликовала сообщение Чрезвычайной государственно комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Оккупанты разграбили, разрушили и сожгли на территории СССР 1700 городов, более 70 тысяч сел и деревень, лишили крова 35 миллионов человек. Было выведено из строя около 32 тысяч промышленных предприятий, 65 тысяч километров железнодорожных путей, 13 тысяч железнодорожных мостов, 16 тысяч паровозов, свыше 400 тысяч вагонов. Были разграблены и разорены 98 тысяч колхозов, около 2 тысяч совхозов, 3 тысячи машинно-тракторных станций. За годы войны сельское хозяйство СССР лишилось 137 тысяч тракторов, поголовье лошадей сократилось на 50%, свиней на 65%, крупного рогатого скота - на 20%.

     В сентябре 1945 года сумма прямых потерь, причиненных войной, была оценена в 679 миллиардов рублей Если же учесть расходы нашей страны на перестройку промышленности на военный лад, ведение войны и потери доходов районов, захваченных фашистами, то ущерб составлял 2 трлн. 596 млрд. рублей. Для сравнения - все доходы государственного бюджета в 1940 году равнялись 180 млрд. рублей.

     В результате понесенных потерь народное хозяйство было отброшено назад: по производству цемента и выделке  деловой древесины до уровня 1928-1929 гг., по выпуску угля, стали, черных металлов до уровня 1934-1938 гг., то есть не менее, чем на 10 лет.

     Исключительную  остроту представляла проблема кадров. Так, по сравнению с довоенным  периодом, общая численность рабочих  и служащих сократилась более, чем  на 5 млн. человек (с 33,9 млн. в 1940 году до 28,6 млн. в 1945 г.), в том числе в промышленности - на 15%, на транспорте - на 9%, в сельском хозяйстве - на 15%. Основную долю рабочей силы составляли женщины, старики и подростки. Резко ухудшился и состав занятых на производстве. Так, численность инженерно-технических рабочих в промышленности в 1945 году была на 126 тыс. меньше, чем в 1940 г.

     Помимо  огромных разрушений война обусловила полную перестройку народного хозяйства  на военный лад, а ее окончание  вызвало необходимость новых  усилий для его возвращения к условиям мирного времени.

     В конце можно сделать следующие  итоги:

     - после Второй мировой войны статус и влияние СССР выросло до такой степени, что международное сообщество не могло не считаться с ним. Обладание ядерной бомбой делало положение Советского Союза еще более прочным;

     - СССР на оккупированных им территориях Восточной Европы навязал этим странам свою модель социалистической ориентации развития государства коммунистически-сталинского типа;

     - конфронтация СССР с США, Англией и Францией привела к разделу Германии и формированию политических и военно-политических блоков - НАТО, АНЗЮС, Коминформбюро, организацию стран Варшавского договора;

     - противостояние двух противоположных социально-экономических систем переросло в вооруженную конфронтацию и стало причиной начала «холодной войны»;

     - демографические потери СССР в войне были чудовищны; они составили шестую часть активного населения;

     - жизненный уровень населения стал ниже, чем в предвоенные годы вследствие значительного роста цен на продукты и бытовые промышленные товары, а уровень зарплат был поднят незначительно; катастрофически не хватало жилья; большинство инвестиций государства шли в тяжелую промышленность, оборону и интернациональную помощь;

     - масштаб потерь в промышленности и сельском хозяйстве был чудовищным; практический на всей территории, бывшей в оккупации, была уничтожена вся промышленная база и разорены колхозы и совхозы; однако руководство страны взяло курс на ускоренное развитие военно-промышленной базы страны и это привело к очень медленным темпам восстановления в послевоенное время;

     - принудительная коллективизация, ограничение на торговлю своей продукцией и уменьшение прав и свобод сельского населения привело к оттоку крестьян из сельской местности в города;

     - приток неквалифицированной рабочей силы из сельской местности на предприятия привел к кризису, результатом которого стали очень ограниченный рост производительности труда, проблемы производственной дисциплины, брак в работе, большая текучесть кадров;

     - насильственный возврат территорий стран Прибалтики и Западной Украины в состав СССР, политика, проводимая там, навсегда испортила отношения; возникшие в те времена ненависть, недовольство к России остались до сих пор, и в нынешнее время возникают большие сложности в отношениях с этими странами;

     - депортация и репрессии против многих малых народов, живущих в СССР, привела к обострению межнациональных отношений, к проблеме, которую наша страна решает до сих пор;

     - система концлагерей достигла своего апогея; благодаря неограниченным человеческим ресурсам ГУЛАГа были освоены новые труднодоступные районы, которые эксплуатируются и настоящее время;

     - ужесточение в контроле за искусством, наукой, литературой привело к тому, что многие творческие деятели прекратили свою деятельность; запрет в науке на развитие новых перспективных направлений знаний привело в полному застою; зарубежная наука на много десятилетий обогнала Россию в изучении и применении научных достижений;

     - в условиях административно-командной системы, культа личности Сталина возникло глубокое противоречие между необходимостью изменений в социально-политической и экономической сферах и неспособностью руководства страны осознать и осуществить эти изменения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Главная причина неготовности СССР к отражению  нападения – в системе власти, согласно которой целый народ  добровольно становился зависимым  от воли правящей верхушки, а подчас и одного человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Список используемой литературы. 

  1.  Данилов  И.А., Кошель П.А., Ю.А. Никифоров: Великая Отечественная война. 1941 -1945. – М.: ОЛМА-ПРЕСС,  2005. – 512с.
  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю.: История России 20 – начало 21 века. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ 7-е изд. – М.: Просвещение; ОАО «Московские учебники», 2010. – 384 с.
  3. Зуева М.Н. Отечественная история: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы в 2 кн.: Кн. 2: Россия в ХХ – начале ХХІ века. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. – 672 с.
  4. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А.: Россия в 20 веке. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002. – 368с.
  5. Самсонов А.М.: Крах фашисткой агрессии 1939-1945 (исторический очерк). -  М.: Наука 1975. – 646 с.

Информация о работе Великая Отечественная Война