Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 18:21, реферат
Навязанная ВКП(б) в 1939 году наступательная доктрина руководству ГШ РККА почти не вызывала возражений – да и кому было возражать, если командующие округов командовали 1-2 года, Народный комиссар обороны Тимошенко чуть больше. Руководство подбирало такие кадры, которые не смели бы возражать генеральной линии партии. Поэтому и выполнялось распоряжение ЦК готовить наступательные операции, невзирая на то, что с 1939 по 1941 годы ситуация кардинально изменилась, а Генеральный штаб тупо исполнял те директивы, которые были разработаны за два года до войны.
Причины поражения
Красной Армии в начальный
период ВОВ.
Навязанная ВКП(б)
в 1939 году наступательная доктрина руководству
ГШ РККА почти не вызывала возражений
– да и кому было возражать, если
командующие округов
За ходом двухлетней
войны в Европе Генеральный штаб
внимательно наблюдал, но выводы делались
поверхностные. Народный комиссар обороны
маршал С.К. Тимошенко на совещании высшего
руководящего состава РККА (1-30 декабря
1940 года) заявлял, что «в смысле стратегического
творчества, опыт войны в Европе, пожалуй,
не дает ничего нового». Не были замечены
достижения немецкого командования по
сосредоточению сил танковых соединений
на направлении главных ударов, использованию
оперативных и тактических десантов, быстрому
переносу усилия, взаимодействию сил сухопутных
войск, авиации, флота. Отрицалось вступление
в сражения с началом той или иной кампании
одновременно основных сил. Запоздало
и принятие Политбюро в июне 1941 года «Постановления
о дислокации войск второго стратегического
эшелона» («второй линии») в основном по
р. Днепр. Этим же Постановлением намечалось
строительство государственного рубежа
обороны на подступах к г. Москве. (1)
Череда замен
народных комиссаров и начальников
Генерального штаба привела к
тому, что в Генеральный штаб за
два, за один, за полгода до начала войны
допустил просчеты в сроках ее вероятного
начала, в оперативном построении
войск первого стратегического эшелона,
а главное – просчитались в направлении
главных ударов. Два года европейской
войны показали, что немцы планируют операции
на направлениях максимальных пропускных
способностей железных дорог, т.к. организация
снабжения и 90% переброски войск проводились,
в основном, по ним. Да и как показал послевоенный
анализ, за основу плана «Барбаросса»
взято наличие железных дорог на направлении
основных ударов. Несмотря на то что колея
в Европе уже, проще было использовать
имеющиеся железные дороги. Поэтому и
выбрано первое направление на Ленинград,
второе – Минск-Москва и третье – на Винницу,
так как местность благоприятствовала
применению танков. (2)
Наркоматом обороны
в предвоенные годы в угоду
политическим амбициям Сталина завышалась
оценка своих войск, и недооценивались
войска противника. Так, командующий Западным
особым военным округом генерал армии
Д. Павлов 28 декабря 1940 года утверждал,
что «советский танковый корпус способен
решить задачу уничтожения 1-2 механизированных
дивизий или 4-5 пехотных дивизий», а 13 января
1941 года Начальник Генерального штаба
командарм 2-го ранга К.А. Мерецков заявил:
«При разработке полевого устава мы исходили
из того, что наша дивизия значительно
сильнее дивизии немцев и во встречном
бою она разобьет немецкую. В обороне одна
наша дивизия отразит удар 2-3 дивизий противника».
Отрицательно
сказались и чистки РККА в
1937-1938 годах. На фоне всей череды
чисток, ликвидацию сословий и
отдельных классов за
Бездарное
политическое и военное
Второй основной
причиной поражений являются экономические
условия вступления Красной Армии в
войну. К сожалению, армия не сумела, несмотря
на поставку новых боевых самолетов и
танков, превратиться в современную армию.
Наиболее характерными выглядели авиапромышленность
и танкостроение. Сравнительный анализ
выпуска боевых самолетов СССР и Германии
(таблица 1) (3) показывает, что невоюющий
СССР до войны, в 1939 и 1940 годах, выпускал
боевых самолетов больше, чем Германия.
По просьбе 13 мая 1940 г. наркома обороны
С.К. Тимошенко и начальника Генштаба РККА
Б.М. Шапошникова Политбюро авиационная
промышленность была переведена на военное
положение с одновременным реструктурированием
и расширением.
Таблица 1
год
1939 СССР
6460
1940 СССР
8 233
Германия
7 180
1941 СССР
3 950
Германия
8 703
2 401
1942 СССР
19 772
Германия
11 137
1943 СССР
28 205
Германия
18 813
1944 СССР
Германия
2 287
1945 СССР
Германия -
Итого СССР
Германия
Строились 9 новых
и реконструировались 9 действующих
самолетостроительных заводов; строились
6 новых мотостроительных и реконструировались
все имеющиеся заводы. Парк авиации к началу
войны составил 15990 боевых самолетов, из
них 9917 дислоцировались на западном стратегическом
направлении (7133 – в военных округах, 1445
– в ВРКФ, 1339 – самолеты дальней авиации).
Германия к 22 июня имела 1820 и 770 самолетов
союзников. Таким образом (по общему парку
самолетов) превосходство по самолетам
у советской стороны 4,5:1. Но только за первый
день боев было потеряно 1811 самолетов,
из них сожжено на земле – 1489, и к 10 июля
1941 года в советских ВВС осталось 2516 самолетов,
одна треть от имевшихся. Почти вся авиапромышленность
была утеряна в 1941 году. Кроме того, было
поставлено по ленд-лизу из США и Великобритании
22150 самолетов. (4)
Соотношение
между советскими и
Кстати сказать,
история повторяется. К
Примерно
таким же положение дел было
и с танками. К началу войны
СССР имел 22600 танков. За годы войны промышленность
выпустила 96500 танков, по ленд-лизу из США
и Великобритании получено на территории
СССР 38100 единиц танков, к 9 мая на фронте
осталось 8100 танков. При этом СССР потерял
за годы войны 96500 танков, а немцы на всех
фронтах – 48000 танков.
Получалось,
что немцы при одном подбитом
танке – уничтожали два
Третья причина
поражений – профессиональная. Вся
система управления в СССР, подготовка
и уровень руководства народными
комиссариатами, в том числе и РККА, носили
ярко выраженный партийно-полицейский
характер и направлены были на последовательное
и планомерное уничтожение инакомыслящих,
к которым причислялись священнослужители,
дворяне, купцы, помещики и капиталисты,
наиболее трудоспособные крестьяне, по
той терминологии – кулаки и единоличники.
Им на смену выращивался слой трудовой
интеллигенции, воспринимающей большевизм
как благо, который поддерживал существующий
строй и мирился с террором, бесчеловечным
отношением к личности, с «врагами народа»,
с бесчисленными концлагерями, ссыльнопоселенцами,
лишенцами прав, всевозможными чистками
и показательными судами. При этом ведущим
в стране был комиссариат внутренних дел
(НКВД), который контролировал всю жизнь
в экономике, промышленности, науке, армии.
Выбив полностью
профессиональный костяк из
Только Политбюро,
правительство СССР и НКВД виновно
в том, что стратегические запасы
страны были переброшены в тылы приграничных
округов. Складированные запасы не только
не были в достаточной степени обеспечены
железнодорожным транспортом, что было
и практически невыполнимо, но также не
предусмотрено было их уничтожение –
из-за отсутствия и специалистов, и средств
подрыва. Только комиссариат ВД виновен
в том, что, несмотря на предупреждения
военных специалистов, начались одновременные
реконструкционные работы на всех аэродромах
по увеличению длины взлетно-посадочных
полос, а самолеты скапливались на ограниченном
количестве аэродромов, которые были придвинуты
к границе, что сделало их уязвимыми от
авиации гитлеровцев. План оборонного
строительства и оборудования противотанковых
и противопехотных заграждений – кстати,
также под контролем НКВД – был выполнен
на 25%. Профессиональные навыки саперов,
инженеров были явно недостаточны. Специалисты
ВВС и ВМФ были слабо обучены, не знали
ни новой, ни старой боевой техники. Средства
связи в тактическом звене отсутствовали
почти полностью, поэтому войска даже
в звене армия – корпус не имели устойчивой
связи. Противовоздушная оборона войск
и объектов не отвечала требованиям своего
времени из-за отсутствия аппаратуры обнаружения
и связи.