Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 16:59, реферат
хочу рассмотреть какое влияние оказала Великая Отечественная Война в истории развития различных народов (национальный аспект), как христиане и мусульмане, и представители других религиозных конфессий сплотились на пути к Великой Победе (религиозный аспект).
Для достижения поставленной цели, мной предполагается решить следующие задачи:
* рассмотреть положение СССР и Германии на кануне Великой Отечественной Войны;
* рассмотреть психологию некоторых народов во время Великой Отечественной Войны;
* рассмотреть взаимоотношение некоторых религий во время Великой Отечественной Войны и их отношение к ней;
* проанализировать итоги и уроки Великой Отечественной Войны.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
ПРАВА, ИСТОРИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
« ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
В
ИСТОРИИ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО
СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА
КАЗАНЬ – 2010
Я ненавижу зло. Мне всегда больно, когда обижают человека. Именно поэтому меня волнует проблема гуманизма. В данной работе я бы хотела затронуть тему человечности особого рода, во время войны. Меня восхищает то, что наши люди во время войны оставались людьми, сохранили чуткую душу. А ведь это так трудно: видя вокруг смерть и насилие, не очерстветь, не стать самому жестоким. Война, а её ещё называют Великая война, научила многих ещё острее чувствовать боль и страдание человека. 1418 дней перевернувших жизнь мужчин и женщин, стариков и детей, 1418 дней оставивших чудовищный след в истории наций и религий.
Тема моей работы не ограничивает меня констатацией общеизвестных фактов о Великой Отечественной Войне, таких как начало в июне 1941 года, победоносное завершение в мае 1945, многочисленные отступления и коренной перелом 1942 - го года, и многих других. Я хочу рассмотреть какое влияние оказала Великая Отечественная Война в истории развития различных народов (национальный аспект), как христиане и мусульмане, и представители других религиозных конфессий сплотились на пути к Великой Победе (религиозный аспект).
Для достижения поставленной цели, мной предполагается решить следующие задачи:
И так, Советский Союз и Германия на кануне Великой Отечественной Войны.
Далее мной представлена сравнительная таблица состояния двух противоборствующих стран :
СССР | ГЕРМАНИЯ | |
промышленность | мощная тяжелая промышленность (но несмотря на это, по производству стали, чугуна, угля, электроэнергии, большинства видов химической продукции Советский Союз уступал Германии). | |
средства связи автомобилестроение | Советский Союз уступал Германии | Урбанизированная
и индустриализированная |
народ | низкий образовательный уровень | образовательный уровень много выше |
производство военной техники | Советский Союз превосходил по мощи Германию (в сфере танкостроения, самолето-строения, артиллерийского орудия, миномётов и стрелкового оружия) | |
численный состав войск | По численному составу Советский Союз уступал Германии (3 289 850 солдат) | 4 306 800 немцев были в составе немецких войск |
Психология народов во время Великой Отечественной Войны.
Не сделаю никакого открытия, если скажу, что победа над фашистской коалицией достигнута совместными усилиями государств антигитлеровской коалиции и всех свободных народов. Существовали:
объективные обстоятельства | субъективные обстоятельства |
государственный строй | политика правительств |
общественный строй | деятельность политических партий |
экономическая система | степень участия и активности народных масс в войне. |
мобилизационные возможности | |
географическое положение | |
уровень развития военного дела |
Исторически неопровержимая истина в том, что именно советский народ преградил путь германскому фашизму к мировому господству, вынес на своих плечах основную тяжесть второй мировой войны и внёс решающий вклад в достижение победы. Подчеркну, именно «советский народ», так как под этим названием во имя своей Родины, в защиту своей земли, ради будущего своих детей сражались русские, татары, казахи, узбеки, марийцы, мордва, белорусы и др. Хотя с самых первых же дней Великой Отечественной войны Советскому Союзу пришлось иметь дело с очень серьёзным противником, умеющим вести большую современную войну, советский народ выстоял. Было необходимо круто повернуть всю жизнь и сознание советских людей, морально и идейно организовать и мобилизовать их на тяжёлую и длительную борьбу с фашистскими захватчиками. В ход пошли все средства духовного воздействия на массы:
агитация
пропаганда,
политико-массовая работа,
печать,
кино,
радио,
литература,
искусство.
Сохранились
волнующие документы –
Сердце с последним
дыханием жизни
Выполнит твёрдую клятву свою:
Песни всегда посвящал я отчизне,
Ныне отчизне я жизнь отдаю.
Песня меня научила
свободе,
Песня борцом умереть мне велит.
Жизнь моя песней звенела в народе,
Смерть моя песней борьбы прозвучит.
“Победить или умереть” – так стоял вопрос в войне с германским фашизмом, и наши воины понимали это. Они сознательно отдавали жизнь за Родину, когда этого требовала обстановка. Легендарный подвиг татарина Шакирьяна-Александра Мухаметьянова-Матросова во время войны повторило много бойцов. Среди них более десятка воинов-татар (Газинур Гафиятуллин, Барый Шавалеев, Абдулла Салимов, Мансур Валиуллин, Салахутдин Валиуллин, Ахмет Мухамметов и другие). Не менее ярким примером, олицетворяющим богатырский дух наших воинов, является подвиг бойца морской пехоты комсомольца М. А. Паникахина. Во время вражеской атаки на подступах к Волге он, объятый пламенем, ринулся на встречу фашистскому танку и бутылкой с горючим поджёг его и сгорел вместе с ним, как горьковский Данко. Артиллерист Ильдар Маннанов во время боя остался в живых один, но продолжал вести огонь, действуя за весь артиллерийский расчет, и отбил все атаки. У нас таких примеров тысячи и ни одного в истории фашистской Германии! Всё это очень просто объясняется, немцы руководствовались совершенно иными мотивами (расовое превосходство, позднее – боязнь справедливого возмездия за содеянные преступления и слепая дисциплина). Но не всегда самоотверженность, презрение к смерти в борьбе с врагом влекли с собой потерю жизни. Более того, часто эти качества советских воинов помогали им мобилизовать все свои духовные и физические силы, чтобы найти выход из трудного положения. Например, в героической и самоотверженной борьбе более 160 татар стали Героями Советского Союза (в процентном соотношении один из самых высоких показателей среди народов страны), почти 70 тысяч татар были отмечены боевыми наградами. "Воины-татары на полях сражений проявляли лучшие качества народа - великую любовь к родине, ненависть к врагу, презрение к смерти во имя победы, мужество и храбрость, выносливость и умение переносить любые трудности и лишения".
(Маршал Говоров.)
Среди отважных героев есть 33 советских богатыря, которые в августе 1942г. на подступах к Волге одержали победу над 70 танками противника и батальоном его пехоты. Всему миру известна железная стойкость наших воинов в дни героической обороны Ленинграда, Севастополя, Киева, Одессы. Из города Джамбул (Казахстан) был призван в действующую армию Нурулла Фазлаев, который под вражеским обстрелом обеспечил беспрерывную переправу войск через реку Одер. Когда вражеская авиация потопила все понтоны, он соорудил плоты и продолжал переправу.
На всех 3 этапах Великой отечественной Войны:
Героизм советских людей не знал границ. Чаще всего на войну уходили все мужчины семьи. К примеру, четверо сыновей Хасана Ахметова, шесть сыновей Ибрагима Нугуманова из Татарстана воевали на фронте.
Проблема коренного перелома занимает в истории второй мировой войны особое место. Правильное её решение имеет не только историческое, но и социально-политическое значение. Начатый под Сталинградом, он был завершен в ходе Курской битвы и сражения за Днепр. Битва на Курской дуге (Орел – Белгород) – одно из крупнейших сражений второй мировой войны. Она продолжалась почти 50 дней с 5 июля по 23 августа 1943 года. В январе 1944 г. советские войска окончательно сняли блокаду Ленинграда. В январе - апреле 1944 г. была освобождена Правобережная Украина. В начале мая была разгромлена группировка войск противника в Крыму. В результате летне - осеннего наступления были разгромлены основные силы противника: группы войск “Центр” и Северная Украина”. Потери гитлеровцев были очень велики: 26 дивизий были разгромлены полностью, а 82 - лишились 60 - 70 процентов личного состава. Далее знаменитая операция – «Багратион», в ходе которой была освобождена Белоруссия. В июле – августе 1944 г. освобождена Карелия, Западная Украина, Молдавия и часть Румынии. В июле – октябре советские войска освободили республики Прибалтики.
И так, к 7 ноября 1944 г. территория Советского Союза была полностью очищена от немецко – фашистских войск. Одновременно в 1944 г. начался освободительный поход Красной Армии в Европе. Были освобождены Румыния, Болгария, часть Польши, Венгрии. В конце сентября 1944 г. войска вступили на территорию Югославии, а к концу октября освободили Белград. В самом начале 1945 года Советская армия предприняла срочное наступление и очистила территорию Польши. К началу апреля 1945 г. советские войска полностью освободили Венгрию и Австрию, а 9 мая вошли в Прагу.
Заключительным сражением Великой Отечественной Войны стала Берлинская битва (16 апреля – 8 мая 1945 г.). В ней приняли участие войска трех фронтов – 1 – го и 2 – го Белорусского (Жуков, Рокоссовский) и 1 – го Украинского (Конев). Гитлеровское командование мобилизовало все ресурсы страны, надеясь отстоять столицу. К 15 апреля на советско – германском фронте сражались 214 дивизий, из них 34 танковые. С рассветом 16 апреля воздух потряс грохот тысяч орудий. Противник, подавленный огнем артиллерии, на переднем крае обороны сопротивления не оказал. К концу первого дня удалось сломить оборону соперника в укрепленной позиции у насыпи железнодорожного полотна. К исходу 17 апреля была прорвана вторая линия обороны на Зеленовских высотах. 21 апреля войска 1 – го Белорусского фронта перерезали окружную автостраду Берлина, завязались бои за пригороды. 20 апреля к Цоссенскому оборонительному району, прикрывавшему Берлин с юга, подошли войска 1 – го Украинского фронта. К концу 22 апреля соединения 1–го Белорусского и 1–го Украинского фронтов пробились на улицы Берлина. 24 – 25 апреля 1945 г., объединением ударных группировок фронтов, кольцо вокруг вражеских войск замкнулось. В городе началась паника. Столицу покинули многие руководители фашистской партии. Особую ожесточенность носили бои за центр Берлина. Утром 30 апреля разгорелись бои за рейхстаг. Схватки происходили буквально за каждую комнату. В ночь на 1 мая на фронтоне здания было водружено красное знамя. Положение противника было безнадежным. 30 апреля покончил с собой Гитлер. В 00 часов 40 минут 2 мая 1945 г. немцы по радио обратились с просьбой прекратить огонь. А 8 мая, в предместье Карлсхорст, маршал Г. К. Жуков (СССР), маршал А. Теддер (Великобритания), генерал К. Спаатс (США), генерал Ж. Делатр де Тассиньи (Франция) и представитель германского верховного командования подписали акт о безоговорочной капитуляции. 5 июня 1945 г. была подписана Декларация о поражении Германии.
Низкий поклон всем павшим и живым, кто отстоял свободу и независимость нашей Родины!
Взаимоотношения религий во время Великой Отечественной Войны и отношение их к Великой Отечественной Войне
Все рассматриваемые мной религии одинаково называют Великую Отечественную Войну «Страшная война».
Попытки
использования религиозного фактора
были как со стороны вражеской коалиции,
так и со стороны Советского Союза. Адольф
Гитлер и его окружение полагали, что нападение
на Советский Союз, будет способствовать
обострению межнациональных противоречий
и приведет к восстаниям мусульманских,
буддистских, католических, лютеранских
этнонациональных общностей против советской
власти, а, следовательно, к развалу державы.
При этом особые надежды возлагались на
мусульман, как наиболее крупное и наиболее
обиженное большинство, в виду массового
закрытия мечетей и широкомасштабных
репрессий в отношении религиозных деятелей,
а также национальные обиды, нанесенные
русификаторской политикой царского самодержавия
и действиями советского режима. Однако
такие ожидания не оправдались. Сотни
тысяч мусульман Советского Союза сразу
же после начала войны, отставив в сторону
обиды, нанесенные властью, решительно
влились в ряды защитников своей Родины.
Патриотическая позиция рядовых верующих
и их духовных наставников нашла свое
выражение в самых разных формах: активное
участие в сражениях на фронте и в тылу
врага, сбор средств в Фонд обороны, снабжение
Красной Армии оружием, снаряжением, продовольствием,
поддержка семей воинов, ушедших на фронт,
забота о миллионах сограждан, эвакуированных
из районов боевых действий.
Церковь так же благословила Отечественную
войну советского народа. Существуют неопровержимые
исторические факты когда, старшие офицеры,
не говоря уже о солдатах, молились перед
боем! Многие командиры, да и сам маршал
Жуков говорили перед боем: "С Богом!"
Не только духовники, но и историки отмечают,
что во время Великой Отечественной
войны проявился некий феномен, сыгравший
решающую роль в войне. Но до этого перед
руководством вставал вопрос: «Какие
именно качества в Отечественной войне
потребны»?. Ответ был найден просто, необходимо
было просто учесть особенности русской
души. как известно, человеку присуща душа,
народу и армии – дух. Поэтому было решено,
что именно, религиозно -
духовная сила станет тем, основополагающим
фактором, определяющим порядок действий
на фронте. Это способствовало объединению
народов и религий. В обращениях мусульманских
религиозных организаций и имамов присутствовала
исламская символика и мотивация призывов
к беспощадной борьбе с фашистскими оккупантами.
Она входила в документы, которые принимались
на общегражданских форумах и публиковались
в массовой печати, что можно было истолковать
как свидетельство определенных изменений
в позиции руководства страны по отношению
к Исламу и мусульманам. Православные
проповедники служили службы по павшим
на полях боя, читали молитвы за здравие
тех, кто защищает свою Родину. Практически
по всей России открылись соборы, храмы
и монастыри – очаги милосердия,
духовного просвещения, христианского
подвижничества.
В марте 1943 года главнокомандующий Вооруженными
Силами Советского Союза Сталин направил
телеграмму председателю Центрального
духовного управления муфтию Габдрахману
Расулеву с просьбой передать благодарность
мусульманам, участвовавшим в сборе средств
на постройку танковой колонны. Одновременно
власти санкционировали восстановление
одного из пяти столпов ислама - закята
в пользу нуждающихся мусульман, который
стали собирать специально выделенные
для этого представители религиозных
организаций. Столь существенные сдвиги
в политическом курсе, касающемся отношения
к религии, объясняется стремлением Сталина
не допустить нарушения социально-политической
стабильности в трудных условиях военного
времени, использовать возможности религиозных
организаций для мобилизации верующих
на борьбу против фашистских агрессоров,
а также его желанием всемерно способствовать
укреплению антигитлеровской коалиции.
Однако, несмотря на большие заслуги религий
борьбы с фашизмом, Сталин продолжал испытывать
к ним недоверие и неприязнь. Но это историками
объясняется очень банально, политическим
строем Советского Союза и необходимостью
после окончания войны беспрекословного
подчинения народов воле вождя.
Информация о работе Великая Отечественная Война в истории многонационального советского государства