В вопросе о древнейшей родине Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:00, доклад

Описание работы

Боюсь, что однозначного ответа на эти вопросы нет и не может быть, поскольку все перечисленные выше термины, отражая одно и то же явление, относятся не только к области чистой науки, но густо замешаны на политике, эмоциях, ложно понимаемом патриотизме. Возникший еще в XVIII веке в Петербургской Академии Наук, куда были приглашены для работы академики-немцы Г.Байер, Г.Миллер, А.Шлецер, варяжский вопрос на всех этапах своего существования оказался связанным со многими политическими и национальными проблемами.

Работа содержит 1 файл

Варяжский вопрос.docx

— 20.36 Кб (Скачать)
 

"Варяго-русский  вопрос", "варяжский вопрос", "норманнская теория"...  

Что скрывается за этими  понятиями? О чем на протяжении двух с половиной столетий спорят ученые?  

 Боюсь, что  однозначного ответа на эти  вопросы нет и не может быть, поскольку все перечисленные  выше термины, отражая одно  и то же явление, относятся  не только к области чистой  науки, но густо замешаны на  политике, эмоциях, ложно понимаемом  патриотизме. Возникший еще в  XVIII веке в Петербургской Академии  Наук, куда были приглашены для  работы академики-немцы Г.Байер,  Г.Миллер, А.Шлецер, варяжский вопрос  на всех этапах своего существования  оказался связанным со многими  политическими и национальными  проблемами. 

 Очень показателен  красочный рассказ М.А.Алпатова  о возникновении норманнской  теории: "Тени двух соотечественников  - Рюрика и Карла XII - витали  над теми, на чьих глазах рождался  этот вопрос. Полтавская виктория  сокрушила амбиции завоевателей  времен Карла XII, норманнская теория, возводившая русскую государственность  к Рюрику, наносила удар по  амбициям русских с исторического  флага. Это был идейный реванш  за Полтаву. Покрытый пылью  веков древний сказ о варягах  обрел новую жизнь, стал острейшим  современным сюжетом... Варяжский  вопрос, следовательно, родился не  в Киеве в летописные времена,  а в Петербурге в XVIII в. Он  возник как антирусское явление  и возник не в сфере науки,  а в области политики. Человеком,  который произвел первый "выстрел"  в этой баталии, был Байер".  

 На мой взгляд, возникновение варяжского вопроса  излишне политизировано историком  XX века, а в трудах академиков-немцев  я склонна видеть подлинно  академическое отношение к русской  истории, основанное, прежде всего,  на изучении источников. Ведь  Алпатов сам считал, что "главный  письменный источник, на котором  держится вся средневековая история  Руси, - "Повесть временных лет" - решает вопрос положительно, варяжский  князь Рюрик аттестован как  создатель русского государства,  и на протяжении столетий - вплоть  до Татищева - это считалось непреложной  истиной".  

 Попробуем выяснить, что же представляет из себя  на деле варяжский вопрос. Фактически  речь идет о степени участия  скандинавов в сложении Древнерусского  государства. С этой нейтральной,  я бы сказала, позиции, написана  статья А.Н.Сахарова в "Советской  исторической энциклопедии". Автор  утверждал, что норманнская теория - это "направление в историографии,  сторонники которого считают  норманнов (варягов) основателями  государства в Древней Руси".  

 Была в советской  историографии и другая позиция.  Б.Д.Греков в издании "Киевской  Руси" 1953 года отмечал: "Под  норманнизмом мы понимаем "теорию", "доказывающую" неполноценность  русского народа, его неспособность  создать свою культуру и государственность,  утверждающую за варягами-норманнами  роль основателей русского государства  и творцов русской культуры". Такую точку зрения разделял  и Д.А.Авдусин.  

 В этой формулировке, возникшей на заключительной  стадии борьбы с норманнизмом, еще слышны отголоски утверждений,  что неонорманнисты являются  идеологами "холодной войны"  и ставят "своей целью очернить  прошлое русского народа". Да  и сейчас научный спор по  этой проблеме нередко подменяется  рассуждениями о противостоянии  двух систем, о попытках принизить  историю русского народа, вызвать  у читателей образ отсталой  и дикой страны.  

 Немало было  сделано попыток представить  цельную картину этой научной  полемики, но, несомненно, лучшим и  до сих пор остается обзор  В.М.Мошина, опубликованный в 1931 году  в пражском журнале "Slavia". Не надеясь изложить материал  лучше (да и понимая, что  статья Мошина мало известна  широкому читателю), позволю себе  привести полностью тот раздел, где автор резюмирует обзор  истории варяжского вопроса, выделяя  все рассмотренные им теории "в  две главные группы: норманнскую  и антинорманнскую. 

 Представители  первого направления сходятся  в вопросе о скандинавском  происхождении руси, но расходятся: 

1. В вопросе о  древнейшей родине руси:  

- большинство норманнистов  признают летописную традицию  истинной и ищут родину призванной  руси в приморской шведской  области Упланде;  

- другие полагают, что русь - норманнское племя,  которое задолго до 860-го года  переселилось на берега Ладожского  озера и отсюда было позвано  славянами;  

- третьи примыкают  ко вторым, но местом первоначального  поселения норманнов в Восточной  Европе считают берега Немана  или Западной Двины;  

- четвертые помещали  первых норманнских пришельцев  на среднюю Волгу;  

- пятые предполагали, что Рюрик и его братья были  потомками скандинавов, которые  задержались на континенте после  переселения их родичей на  Скандинавский полуостров; Небольшая заметка в Повести временных лет стала источником т.наз. "норманской теории". Eё сторонники придерживаются мнения, что исключительной причиной возникновения древнерусского государства стали внешние факторы - в частности, что якобы древнерусская государственность приобрела свои формы не вследствие развития внутренних процессов среди самих восточнославянских племен, а в результате варяжского нашествия. С "норманской теорией" связан и вопрос о происхождении слова "Русь": норманисты не оставляют тени сомнения в том, что   

само название русов - варяжского происхождения. Некоторые  норманисты пользуются понятием "варягорусов", но в любом случае отрицают их принадлежность к восточным славянам. "Норманскую теорию" выдвинули в первой половине XVIII века немецкие историки - Готлиб Зигфрид  Байер (1694-1738) и Герард Фридрих Миллер (1705-1783). Оба поселились в России во времена царствования Анны Иоанновны, многие годы работали в Петербургской  Академии Наук и опубликовали немало работ. Миллер, в частности, посвятил несколько лет на изучение сибирских  архивов, после чего стал автором  монументальной Истории Сибири. В 1761-1767 гг. в России работал еще один, довольно уважаемый, немецкий историк, Август Людвиг Шлетцер (1735-1809), занимавшийся, в частности, изучением древних  русских источников, а особенно Нестора. Именно Шлетцер назвал Нестора автором  Повести временных лет. Шлетцер, пожалуй, является самым ярким выразителем "норманской теории". 

 Против "норманской  теории" уже в XVIII в. выступили  многие видные историки, в частности  Василий Татищев (1686-1750) и Михаил  Ломоносов (1711-1765) - они дали начало  противоположному учению, т.наз. "славянской  школе", Татищев в своей Истории  Российской, а Ломоносов в ряде  полемических трудов, в частности  в Древней российской истории  (опубликована в 1766, после смерти  автора). Оба учения сосуществовали  на протяжении всего XIX века, хотя  с видным перевесом в пользу  норманистов, к которым принадлежал  и Николай Карамзин, и Михаил  Погодин (1800-1875), и Сергей Соловьев, и много других, например автор  ряда трудов по взаимоотношениям  Руси со Скандинавией, Византией  и тюркскими народами, Арист (Эрнст)  Куник, сам обрусевший немец.  Некоторые историки занимали  неоднозначную позицию, склоняясь  в своих мнениях то к одному, то к другому учению. Среди  них был, например, величайший, пожалуй,  русский византинист, Василий  Василевский (1838-1899). Существовали  и другие теории возникновения  древнерусского государства, ср.пр. "готская", "литовская", даже "финская", но они не имели  своих последователей и рассматривать  их надо лишь как результат  частных и бессистемных исследований. К видным антинорманистам относился  прежде всего Степан Гедеонов (1818-1878), автор двухтомного труда  Варяги и Русь, изданного в  1876 г. Среди антинорманистов были  также и такие консервативные  историки, как Дмитрий Иловайский  или Михаил Морошкин (1829-1870). 

 Противостояние  обоих учений продлилось и  в XX веке; хотя и с перевесом  на стороне антинорманистов, но  потребовалось еще целых двадцать  пять лет после Октябрьской  Революции для окончательной  дискредитации "норманской теории". С тех пор она пользовалась  популярностью лишь в Соединенных Штатах Америки и изредка в западноевропейской историографии, в частности в нацистской Германии (1933-1945). 

 Политический  оттенок "норманской теории", в некоторой степени неотлучный  даже в ранних исследованиях,  в наши выходит, даже через  меру, на первый план, главным  образом стараниями конъюнктурных  бизнесменов от истории. Они  желают видеть русское государство  как продукт иноземных захватчиков,  кстати очень малочисленных, которые  принесли с собой из-за моря  то, чего не хватало и чего  не знали слабые, рассеянные на  огромных территориях и прозябающие  на низком культурном уровне  восточнославянские и угро-финские  племена. Если бы было иначе,  малочисленные варяжские дружины  (о каком-либо массовом нашествии  не смеют заикаться даже самые  рьяные норманисты) не смогли  бы достигнуть подобных свершений.  Подобная теория, разумеется, означала  причисление собственно славянства  к пассивным факторам, неспособным  повлиять на свою собственную  судьбу и проявить организаторские  способности в деле государственного  строительства. Без германских  пришельцев у восточных славян  не было бы своего государства  - вот еще один довод в пользу  расовой неполноценности славян  во всевозможных сравнениях. 

 Конечно, можно  было бы просто пожать плечами  в ответ на такие рудиментарные  теории расовой неполноценности,  если бы не одно обстоятельство: "норманская теория" пользовалась  немалым успехом среди русских  ученых. Можно, конечно, понять  немецких ученых, вскормленных на  идее расового превосходства,  но что заставляло русских  принимать подобное мировоззрение?  Ответ весьма тривиален - "норманская  теория" считалась научно обоснованной  и как таковую её защищали. Развенчание "норманской теории" было возможно лишь вследствие  долгих и детальных исследований, после неисчислимых анализов  Повести временных лет, русских  и нерусских письменных источников, археологических раскопок и ономастических  материалов. В наши дни доподлинно  известно, что легенда о призвании  Рюрика в Новгород действительно  относится к политическим факторам, но сугубо русским, причем  более позднего периода. В 1113 г. князь Владимир Мономах,  правитель прославленный своей  силой и мудростью, был "призван"  на киевский престол; лишь он  давал гарантии умиротворения  враждующих сторон после продолжительных  и кровавых междоусобиц. Но  у Мономаха не было для этого  достаточных правовых оснований,  он был "узурпатором", и обязательно  требовалось упрочнить его положение  дополнительными факторами, под  которые в некотором смысле  подложили древнюю традицию. Поэтому  где-то между 1116 и 1118 гг. и возникла  запись о "призвании" Рюрика. С Рюриком воцарился на Руси  мир и порядок, не иначе будет  и при Мономахе. 

 С другой стороны  нельзя не заметить склонность  к преувеличениям и у антинорманистов,  иначе просто невозможно отрицать  самого присутствия норманов  на Руси или - в меньшей степени  - каких либо проявлений их  деятельности. Некоторые идут дальше  и вообще отрицают историческое  существование Рюрика, что, конечно,  могло бы быть возможным, но  с небольшой долей вероятности.  Странная бы это была эпоха  (после 862 г.), в которой не существовал  Рюрик, но существовали целая  его родословная. Следует отметить  и тот факт, что вся династия  русских князей, по крайней мере  от Игоря (согласно летописям  - сына Рюрика), а затем и царей  до конца XVI в. носила фамилию  Рюриковичей. 

 Ни письменные  источники, ни археологические  раскопки не свидетельствуют  о норманском происхождении древнерусского  государства. В ходе продолжительного  процесса развития и достижений  материальной культуры (сельское  хозяйство, ремесла), восточные славяне  пришли к таким формам экономических  и общественных отношений, в  которых формирование сначала  племенных союзов, а потом и  более сложного государственного  организма становилось всё более  и более возможным и подтвержденным  рядом свидетельств. Точно так  же, как это происходило на  землях славян западных и особенно  южных, которые не соприкасались  с норманами. Существуют лишь  одиночные и необоснованные с  научной точки зрения гипотезы  о возникновении польского государства  вследствие норманского нашествия,  как например та, которую предложил  Франчишек Пекосинский (1844-1906). Русь  развивалась в собственных историко-географических  условиях и среди своего круга  соседей, так что в период  своего оживленного распространения  на земли восточных славян  и соседних к ним угро-финов  проникали шведские варяги. Очень  динамичные и воинственные, всегда  склонные и к военным походам  и к купеческим сделкам, они  бороздили не одно море, включая  Черное, иногда подчиняя себе  на более или менее продолжительное  время ту или иную область  (например Нормандию во Франции  или Сицилию в Италии). Кроме  того, они вообще охотно вступали  в контакты с местными жителями, а славянские вожди или князья  часто нанимали их на военную  службу и формировали из них  дружины для военных походов  или защиты купеческих караванов,  особенно среди степных кочевников. 

 Малочисленные  варяги неизбежно растворялись  в чужой среде и тем же  закончилось их обитание в  среде славянской, хотя и через  некоторое время. Уступая славянам  в уровне материальной культуры, варяги не могли значительно  повлиять на местное население.  От них остались лишь немногие  географические названия и имена;  последние - имена военачальников  и князей, - пожалуй, являются самым  значимым норманским следом в  славянском мире. Упоминаемые в  летописях Аскольд и Дир могли  в Киеве, путем военного переворота, захватить власть, но она существовала  уже до них. То же самое  могло произойти в 862 г. в  Новгороде, где власть захватил  варяжский Рюрик, ранее укрепившийся  в другом месте, предположительно  на берегах Ладоги. Так что  не было надобности "призывать"  князя из Швеции, да и в самом  Новгороде государственная власть  уже в каком-то виде существовала  до его прибытия. Что же касается  упоминания о братьях Рюрика, Синеусе и Труворе, то оно  довольно неясно, ученые теряются  в догадках об их происхождении,  не говоря уже о том, что  средневековые летописцы любили  легенды, героями которых бывали  три брата. Зато потомки Рюрика  еще долго, пока княжеская династия  не обрусела полностью, пользовались  норманскими именами: Игорь - Ингварь,  Ольга - Хельга итд. Даже Владимира  иногда отождествляют с Вольдемаром,  но это уже не бесспорно. 
 
 
 
 
 

Информация о работе В вопросе о древнейшей родине Руси