Утверждение немецких рыцарей в Прибалтике

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 20:31, реферат

Описание работы

«Хроника Ливонии» занимает в средневековой историографии одно из первых мест, являясь одновременно и важнейшим источником для изучения ранней истории прибалтийских народов. Написанная очевидцем и участником событий, «Хроника» отличается большой точностью и подробностью содержания, хотя симпатии автора целиком на стороне агрессивных кругов немецкого рыцарства.

Работа содержит 1 файл

Утверждение немецких рыцарей в Прибалтике.docx

— 16.50 Кб (Скачать)

Утверждение немецких рыцарей  в Прибалтике

«Хроника Ливонии» занимает в средневековой историографии  одно из первых мест, являясь одновременно и важнейшим источником для изучения ранней истории прибалтийских народов. Написанная очевидцем и участником событий, «Хроника» отличается большой точностью и подробностью содержания, хотя симпатии автора целиком на стороне агрессивных кругов немецкого рыцарства.

«Хроника» Генриха  Латвийского состоит из четырёх  не делящихся на главы книг. Первые две книги, очень небольшие по размеру, посвящены краткому описанию истории деятельности двух первых немецких епископов в Прибалтике – Мейнарда и Бертольда. Третья книга «О Ливонии» и четвёртая «Об Эстонии», составляющие основную часть труда, посвящены подробному описанию деятельности третьего немецкого епископа – Альберта. В этих двух книгах повествование ведется по годам епископства Альберта, положенное ещё при первом издании «Хроники» в основу деления её на 30 глав.

Из  книги первой о  первом епископе Мейнарде

<…> В обители Зегебергской был священник ордена  блаженного Августина,  Мейнард, человек достопочтенной жизни, убеленный почтенной сединой. Просто ради дела христова и только для проповеди прибыл он в Ливонию вместе с купцами: тевтонские купцы, сблизившись с ливами, часто ходили в Ливонию на судне по реке  Двине.

  Так вот, получив  позволение, а вместе и дары  от короля полоцкого,  Владимира  (Woldemaro de Ploceke), которому ливы, еще язычники, платили дань, названный священник смело приступил к божьему делу, начал проповедовать ливам и строить церковь в деревне Икескола (Ykeskola.) Первые из этой деревни крестились  Ило, отец  Кулевены, и Виэцо, отец  Ало, а за ними вслед и другие.

  В ближайшую  зиму литовцы (Lettones), разорив Ливонию, весьма многих увели в рабство. Чтобы избежать их ярости, проповедник вместе с икескольцами укрылся в лесах; когда же они ушли,  Мейнард стал обвинять ливов в неразумии за то, что у них нет никаких укреплений. Он обещал им выстроить замок, если они решат стать и быть детьми божьими. Это пришлось им по сердцу, они дали обещание и клятвенно подтвердили, что примут крещение.

  В ближайшее лето из Готландии привезли каменотесов, а между тем ливы вторично подтвердили свое искреннее желание принять христианство. Перед закладкой Икескольского замка часть народа крестилась, а все обещали (но лживо) креститься, когда замок будет окончен. Начали класть стены на фундаменте. Так как пятая часть замка строилась на средства проповедника, она поступала в его собственность, а землю для церкви он заготовил ранее.

  Как только  замок был закончен, крещеные  вновь возвратились к язычеству,  а те, кто еще не крестились, отказались принять христианство.  Мейнард, однако не отступил от начатого дела. В это время соседние язычники семигаллы, услышав о постройке из камня и не зная, что камни скрепляются цементом, пришли с большими корабельными канатами, чтобы, как они думали в своем глупом расчете, стащить замок в Двину. Перераненные стрелками, они отступили с уроном. Соседние люди из Гольма подобными же обещаниями обошли Мейнарда и получили выгоду от этой хитрости: им также был выстроен замок.

  Сначала, однако, по каким-то причинам шестеро крестились, а имена их:  Вилиенди,  Ульденаго,  Вадэ,  Вальдеко,  Герведер,  Виэтцо. Пока строились упомянутые замки, Мейнард был посвящен в епископы бременским  митрополитом [1186 год]. Когда был окончен второй замок, нечестные люди, забыв клятвы, обманули Мейнарда, и не нашлось ни одного, кто бы принял христианство.

  Проповедник,  конечно, смутился духом, особенно когда мало-помалу имущество его было расхищено, людей его избили, а самого его ливы решили изгнать из своих владений. Крещение, полученное в воде, они надеялись смыть, купаясь в Двине, и отправить назад в Тевтонию. <…> 

Из  книги третьей, о  епископе Альберте

<…> В то же лето внезапно явился в Ливонию король полоцкий с войском и осадил замок Икесколу. Ливы, не имевшие доспехов, не посмели сопротивляться и обещали дать ему денег. Получив деньги, король прекратил осаду. Между тем тевтоны, посланные епископом с самострелами и оружием, заняли замок Гольм, и, когда пришел король, чтобы осадить и этот замок, они переранили у него множество коней и обратили в бегство русских, не решившихся под обстрелом переправиться через Двину. Король Герцикэ (Gercike), подойдя к Риге с литовцами, угнал скот горожан, бывший на пастбищах, захватил двух священников,  Иоанна из Вехты и Вольхарда из Гарпштедта (Нarpenstede), рубивших с пилигримами лес у Древней Гoры, а Теодориха  Брудегама, погнавшегося за ним с горожанами, убил. <…>

<…> На шестой год [1204 год] епископ, боясь, что город, еще маленький и слабый, из-за малочисленности верующих может оказаться в опасности от козней язычников, вновь отправился в Тевтонию для набора пилигримов. Ревностно исполняя порученное ему дело обращения язычников и  путешествуя то в Тевтонию, то обратно, в иные годы он  нес большой и почти невыносимый труд.

  После его  отъезда литовцы, ненавистники христиан, вместе с ливами, еще язычниками, из  Аскрадэ и Леневардена, числом до трехсот, подошли к Риге и, захватив городской скот на пастбищах, уже второй раз пытались угнать его. Народу в Риге было тогда еще немного, и люди не решались все вместе выйти из города, боясь засад повсюду в окружавших город лесах. Однако человек двадцать храбрых горожан догнали врагов и потребовали вернуть скот, а потом с приходом рыцарей из города, воззвав к помощи всемогущего бога, вступили в бой с язычниками у Древней Горы. Битва разгорелась и продолжалась до тех пор, пока обе стороны не разошлись от усталости. Некоторые ливы кроме того пошли на судне вниз по Двине, чтобы, пользуясь отсутствием жителей, напасть на город с другой стороны, но бог защитил своих: некоторые вышли из города навстречу им и стрелами обратили в бегство. Так кончилось это дело; литовцы с ливами ушли, захватив всего трех коней, принадлежавших горожанам, а тевтоны, единодушно восхвалив бога за спасение людей и возвращение скота, с радостью вернулись в город. <…>

Матеуш Виктория ФК-111

Вопросы:

1)

2)

3)

4)

5)

Информация о работе Утверждение немецких рыцарей в Прибалтике