Управление в первой половине 19 в

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:02, реферат

Описание работы

12 марта 1801 г. в результате дворцового переворота на престол вступил Александр I. В детстве Александр был отнят у родителей и воспитывался своей бабкой - Екатериной Великой. Императрица назначила воспитателем царевича швейцарского дворянина Ф. Лагарпа, который оказал огромное влияние на формирование либеральных воззрений будущего самодержца. Пытаясь приспособиться к противостоянию Екатерины II и своего отца, Александр Павлович вынужден был лавировать между двумя противоборствующими группировками, что повлияло на формирование таких качеств его характера, как хитрость, проницательность, осторожность и двуличность.

Содержание

1. Правление Александра I (1801-1825 гг.) 3
2. Либеральные реформы 1801-1815 гг. 3
3. Консервативный период правления Александра I 5
4. Правление Николая 1. 6
5. Внутренняя политика 7
6. Заключение. 11
7. Список использованной литературы 13

Работа содержит 1 файл

Правление Александра I.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Декабристами  на совещании на кануне восстания  было решено:

Вывести войска на Сенатскую площадь;

Не присягать  императору;

Захватить Петропавловскую крепость, Зимний дворец;

Арестовать  царскую семью;

Обратиться  к народу через Сенат, как наиболее авторитетный орган;

Обнародовать "Манифест к русскому народу" об уничтожении крепостного права, бывшей формы правления, ликвидации рекрутчины, сокращении солдатской службы с 25 до 15 лет, уравнении в правах всех сословий;

Созвать Великий собор по два представителя  каждого сословия от губернии через 3 месяца после восстания, до этого сосредоточить власть в руках Временного революционного правления.

Выставив  против восставших войска и артиллерию верные императору, Николай послал для обуздания бунтовщиков героя 1812 года генерала Милорадовича М.А. После  длительного противостояния, не выдержали нервы у Каховского П.Г. и он выстрелил в Милорадовича…

Убийство  Милорадовича сторонники Николая использовали как повод для решительных  действий. "Ваше величество, - грубовато  сказал генерал К.Ф. Толь, - прикажите  очистить площадь картечью или отрекитесь от престола". Николай зло взглянул на него и приказал пустить в ход артиллерию…

Восстание было подавлено. Под арест взято 316 человек, начала работу следственная комиссия.

Николай лично допрашивал многих декабристов. Одних он пытался склонить к откровенным показаниям мягким обращением, на других кричал. Угодливые царедворцы, назначенные судьями, вынесли очень жестокий приговор. Пятеро декабристов (К.Ф. Рылеев, П.И. Пестель, С.И. Муравьёв-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и П. Г Каховский) были приговорены к четвертованию. Николай заменил его на повешенье. Казнь совершилась рано утром 13 июля 1826г. в Петропавловской крепости. 

5. Внутренняя политика 

На протяжении второй четверти XIX в. Правительство  вынуждено было проводить двойственную политику: с одной стороны после восстания декабристов, едва не лишившего Николая I престола, власть стремилась не допустить повторения, что вело к усилению реакции и государственного контроля над обществом. С другой - правительство не могло игнорировать причины общественного недовольства, поскольку само восстание и было следствием этого недовольства. Николай приказал составить "свод показаний декабристов" о внутреннем состоянии России с их проектами преобразований. Этот документ стал настольной книгой императора.

Упомянутый "свод показаний", составленный одним  из делопроизводителей Боровковым, в  заключении своём намечала и определённые выводы, из которых, конечно, лишь некоторые  были навеяны показаниями декабристов, другие же вытекали из общего впечатления  от состояния государства. Боровков также резюмирует эти выводы о насущных нуждах государственного управления: водворить правосудие учреждением кратчайшего судопроизводства; возвысить нравственное образование духовенства; подкрепить дворянство, упавшее и совершенно разоренное займами в кредитных учреждениях; воскресить торговлю и промышленность незыблемыми уставами; направить просвещение юношества сообразно каждому состоянию; улучшить положение земледельцев; уничтожить унизительную продажу людей; воскресить флот; поощрить частных людей к мореплаванию, словом исправить неисчислимые беспорядки и злоупотребления". В сущности, отсюда можно было извлечь целую государственную программу, но Николай принял из нее к сведению лишь те факты и выводы, которые наиболее его поразили.

Как и  в начале царствования Александра I, первые шаги императора были направлены на переустройство государственного управления и разрешения извечного крестьянского  вопроса. Однако в отличие от предшествующей эпохи смысл управления государством был сразу возведён до принципа самодовлеющей власти императора.

Личную  волю Николая I стала проводить в  жизнь специально созданная Собственная  его императорского величества канцелярия, разделённая на шесть отделений.

 
Собственная Е. И.В. канцелярия  
1-е  отделение

Подготовка  бумаг для царя и надзор за исполнением  распоряжений

2-е отделение

кодификация законов

Сперанский  М.

3-е отделение

высшая  полиция, политический сыск

А. Бенкендорф

4-е отделение

благотворительные учреждения

мать  царя

Мария Федоровна

5-е отделение

подготовка  реформы гос. деревни

П.Д. Киселёв

6-е отделение

управление  Закавказьем

 
             
 
Сенат Государственный совет  
Прежние министерства    
     

Три первых отделения были учреждены в 1826г, а четвертая - в 1828г. Первое отделение ведало непосредственные распоряжения государя и рассматривало прошения, подаваемые на его имя. Второе отделение - заменило прежнюю Комиссию составления законов и занималась приведением в порядок действующих законов. Этим отделением приготовлены были Полное Собрание Законов, Свод Законов и Уложение 1845 года. Третье отделение представляло высшую полицию; круг его ведомства: секты и расколы; фальшивомонетчики; лица подозрительные в политическом отношении; периодическая печать; кроме того, оно ведало театральную цензуру, дела о жестоком обращении помещиков с крестьянами. Четвертое отделение ведало учреждения, находившиеся под управлением императрицы (ныне Ведомство императрицы Марии): женские учебные заведения, воспитательные дома, дома трудолюбия, опекунский совет. Пятое и шестое отделения (управление казенными крестьянами и Закавказским краем) учреждены были одновременно и вскоре закрыты.

Практически сразу же после вступления на престол  по распоряжению Николая I было сформировано 2-е отделение царской канцелярии для систематизации и публикации законов Российской империи. Руководителем кодификационных работ царь назначил М.М. Сперанского.

Все действующие  законы были сведены в две основные группы: законы государственные и  законы гражданские. Первые определяли положение верховной власти (основные законы), государственных установлений (правительственные учреждения, центральные и областные), действия государственной власти и её органов; отношение к ним населения. К этой же группе принадлежали законы о состояниях (сословия), о благочинии (полиция), об уголовных преступлениях (нарушения установленного порядка). Другая группа определяла гражданские права российских подданных и охранение этих прав: семейное право (отношения между членами семьи; завещания, наследование), права имущественные, частный кредит (вексельное право, долговые обязательства), торговлю, промышленность, взыскания по нарушению принятых на себя обязательств и прочее.

19 января 1833 года "Свод законов" был  одобрен Государственным советом.  Николай I, присутствовавший на заседании, снял с себя орден Андрея Первозванного и возложил его на Сперанского. Этот "Свод" немедленно вступил в действие, затронул жизнь миллионов людей и облегчил ее, уменьшив хаос в управлении и произвол чиновников. По мысли Сперанского, "Собрание" и " Свод законов" должны были стать основой для создания нового уложения. По ряду причин замысел Сперанского не был осуществлен, третьему этапу суждено было долго оставаться не реализованным.

Однако  проделанный Сперанским грандиозный  труд в дальнейшем послужил основой для последующих реформаторов.

В первые годы царствования Николай I не придавал большого значения крестьянскому вопросу. Постепенно, однако, царь и его ближайшее  окружение приходили к мысли, что крепостное право таит в себе опасность новой пугачевщины, что оно задерживает развитие производительных сил страны и ставит ее в не выгодное положение перед другими странами - в том числе и в военном отношении.

Разрешение  крестьянского вопроса предполагалось вести постепенно и осторожно, рядом  частичных реформ. Первым шагом в этом направлении должна была стать реформа управления государственной деревней. В 1837 году министерство государственных имуществ, возглавил П.Д. Киселёв. В своё время он подавал Александру I записку о постепенной отмене крепостного права. В 1837 - 1841 гг. Киселев добился проведения ряда мер, в результате которых удалось упорядочить управление государственными крестьянами. В их деревнях стали открываться школы, больницы, ветеринарные пункты. Малоземельные сельские общества переселялись в другие губернии на свободные земли.

Сам Николай  считал реформы (и в том же числе  крестьянскую) назревшим делом, которого желало общество. Но вопрос о реформах имел не одну оппозиционную генеалогию: император знал, что его брат и  предместник был сознательным противником крепости на крестьян, а отец своей мерой о барщине положил начало новому направлению правительственных мероприятий в крестьянском вопросе. Поэтому реформы вообще и крестьянская в частности, становились в глазах императора Николая правительственной традицией. Настоятельная необходимость делалась для него очевидной потребностью самой власти, а не только уступкой оппозиционному движению различных кружков.

Дело  в том, что во внутренней народной жизни к этому времени сложились  материальные условия, которые могущественнее всяких идейных требований расшатывали крепостной строй и подготовляли его падение. Прежде всего таким именно обстоятельством являлось значительное уплотнение населения, особенно в некоторых центральных черноземных губерниях, которое делало при существовавшем здесь барщинном хозяйстве крепостной труд в значительной мере не выгодным для помещиков, так как при примитивной системе хозяйства некуда было девать крепостные руки, а принудительный труд не допускал сколько-нибудь действенной интенсификации производства и развития прикладных сельскохозяйственных производств

Казённые  крестьяне тогда находились в  ведении департамента государственных  имуществ, подчиненного министру финансов. Министром финансов был Канкрин, человек не только образованный, но и ученый экономист. В отношении починенных ему казённых крестьян первое, что Канкрин задумал, это по возможности упорядочить систему взимания с них налогов и оградить от злоупотребления чинов земской полиции, которая в то время являлась настоящей саранчой в отношении народа. Император Николай Павлович, который остался не доволен медленным ходом дела и объяснял это тем что у Канкрина слишком много других работ, счел нужным передать эту часть другому лицу.

Новое министерство было открыто в 1837 году, и во главе его был поставлен П.Д. Киселев. В своих попытках улучшить положение казённых крестьян Киселев пошел, собственно, по тому же пути, который был указан Канкриным: на местах были учреждены особые палаты государственных имуществ, а в уездах - окружные управления. Было допущено, в прочем, и некоторое самоуправление казенных крестьян в их общинах и волостях, но все таки над ними, с правом, в сущности, неограниченного вмешательства в их хозяйственную и домашнюю жизнь, были поставлены окружные начальники, которых Киселев старался подобрать как можно лучше.

Хотя  Киселеву отдано было управление казенными  крестьянами, но он не переставал фактически быть начальником штаба по крестьянской части, как его называл Николай, и в общем его участие в  разработке всего крестьянского вопроса было весьма значительно.

Особое  внимание киселевское министерство уделяло поднятию агротехнического уровня крестьянского земледелия. Широко внедрялась посадка картофеля. Местные  чиновники принудительно выделяли из крестьянского надела лучшие земли, заставляли сообща сажать там картофель, а урожай изымали и распределяли по своему усмотрению, иногда даже увозили в другие места. Это называлось "общественной запашкой", призванной страховать население на случай неурожая. Крестьяне же увидели в этом попытку внедрить казённую барщину. По государственным деревням в 1840 - 1844 гг. прокатилась волна "картофельных бунтов".

Помещики  тоже были не довольны реформой Киселева. Они опасались, что попытки улучшить быт государственных крестьян усилят тяготение их крепостных к переходу в казенное ведомство. Еще большее не довольство помещиков вызвали дальнейшие планы Киселева. Он намеривался провести личное освобождение крестьян от крепостной зависимости, выделить им небольшие земельные наделы и точно определить размер барщины и оброка.

Информация о работе Управление в первой половине 19 в