Упадок киевской руси и образование новых центров государственности в XII-XIII веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 09:39, контрольная работа

Описание работы

Одним из важнейших событий, связанных с Киевской Русью, с образованием и развитием Древнерусского государства, является складывание восточного славянства в древнерусскую народность. На смену племени - этической категории первобытнообщинного строя - вместе с развитием феодальных отношений на Руси приходит иная, более развитая общность людей - народность. С течением времени в древнерусскую народность слились все племенные и территориальные объединения восточных славян.

Содержание

1. Причины феодальной раздробленности и образование новых государственных центров 3
1.1. Причины дробления Киевской Руси 3
1.2. Образование новых государственных центров 11
2. Александр Невский и борьба Северо-Западной Руси за свою независимость 16
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

Отечественная история 03.docx

— 42.90 Кб (Скачать)

 

ТЕМА 3. УПАДОК КИЕВСКОЙ  РУСИ И ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ ЦЕНТРОВ  ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В XII-XIII ВЕКАХ

Содержание

1. Причины  феодальной раздробленности и  образование новых государственных  центров 3

1.1. Причины  дробления Киевской Руси 3

1.2. Образование  новых государственных центров 11

2. Александр  Невский и борьба Северо-Западной  Руси за свою независимость 16

Список литературы 18

1. Причины  феодальной раздробленности и образование новых государственных центров

1.1. Причины  дробления Киевской Руси

 

Одним из важнейших событий, связанных  с Киевской Русью, с образованием и развитием Древнерусского государства, является складывание восточного славянства в древнерусскую народность. На смену  племени - этической категории первобытнообщинного  строя - вместе с развитием феодальных отношений на Руси приходит иная, более  развитая общность людей - народность. С течением времени в древнерусскую  народность слились все племенные  и территориальные объединения  восточных славян. Политическое единство обусловило усиление языковой общности, развитие языка народности. Наивысшего могущества Киевская Русь достигла при  Владимире Мономахе (1113-1125). Согласно общепринятой точке зрения, в середине XI- начале XII вв. Древнерусское государство вступает в новый этап своей истории - эпоху политической раздробленности. Начало этого процесса относят к моменту смерти Ярослава Мудрого, когда Русь практически была поделена между его тремя сыновьями - Изяславом, Святославом и Всеволодом. Внуку Ярослава Владимиру Мономаху удалось, как уже отмечалось выше вновь объединить русские земли. После его смерти начался выход князей земель из-под власти великого князя. Киев утрачивал своё первенствующее положение. Начиналась феодальная раздробленность.

В 1975 году историк Леонтьев А.К. так  оценивал это явление: «Феодальная  раздробленность была новым, более  высоким этапом в развитии феодального  общества и государства... Вместе с  тем утрата государственного единства Руси, сопровождавшаяся началом затяжных княжеских усобиц, ослабляла и разъединяла ее силы перед лицом возраставшей иноземной агрессии».1

После смерти Мономаха киевский стол перешел к его сыну Мстиславу (1125-1132). Он с большим трудом сохраняет  единство русских земель, но с его  смертью Киевская Русь окончательно распалась на самостоятельные княжества. Период с 30-х годов XII века по конец XV века считается периодом феодальной раздробленности, когда Киевская Русь распадается на более мелкие самостоятельные княжества.

В середине XII в. их насчитывалось 15, в  начале XIII в. - около 50, а в XIV в. количество великих и удельных княжеств достигало 250.

Причины возникновения феодальной раздробленности были предметом  споров, как среди дореволюционных, так и среди советских ученых. Дореволюционные авторы были склонны  видеть главную причину дробления  Руси в изменении порядка наследования княжеств. Действительно, наследственное дробление феодальных владений имело  определенное значение.

Однако главная причина была глубже. Она вытекала из самого процесса развития феодальных отношений. Одной  из политических причин феодальной раздробленности  следует считать постоянные княжеские  усобицы. Князья стремились захватить  наиболее выгодные земли для своего княжения, а также, опираясь на местное  боярство и собственные дружины, пытались закрепиться на этих территориях. К XII в. удельные князья и их бояре  почувствовали себя настолько сильными, что могли обходиться без помощи великого князя киевского в борьбе с соседями, и в подавлении сопротивления  населения, которое уже в XI в. выливается порой в крупные восстания. Вместе с тем просторы страны настолько  расширились, что великий князь  и при желании не всегда мог  помочь своим окраинным вассалам. Трудно их было и приструнить, если они не хотели повиноваться Киеву. Объективная  возможность обособления создавалась натуральным характером раннефеодального производства, возможностью обеспечить себя всем необходимым даже в рамках маленького княжества. Княжеские усобицы разоряли народ и дружину, расшатывали русскую государственность, но не вводили никакой новой политической формы.

Княжеские усобицы конца XI в. приобретали  характер всенародного бедствия. Объектом раздоров стал великокняжеский престол: Святослав Ярославич выгнал из Киева  своего старшего брата Изяслава, «положив начало изгнанию братьев».

Особенно страшны стали усобицы  после того, как сын Святослава Олег вошел в союзные отношения  с половцами и неоднократно приводил половецкие орды на Русь для своекорыстного решения между княжеских свар.

Врагом Олега был молодой  Владимир Всеволодович Мономах, княживший  в пограничном Переславле. 2

Мономаху удалось собрать княжеский  съезд в Любече в 1097 г., задача которого состояла в том, чтобы закрепить  «отчины» за князьями, осудить зачинщика  усобиц Олега и по возможности  устранить будущие усобицы, чтобы  едиными силами противостоять половцам. Однако князья были бессильны установить порядок не только во всей Русской  земле, но даже внутри своего княжеского круга родных и двоюродных братьев  и племянников. Сразу же после  съезда в Любече вспыхнула новая  усобица, длившаяся несколько лет. Единственной силой, которая в тех  условиях могла реально приостановить  коловращение князей и княжеские  свары, - это боярство - основной состав молодого и прогрессивного тогда  феодального класса. Боярская программа  в конце XI и начале XII в. состояла в ограничении княжеского произвола  и бесчинств княжеских чиновников, в ликвидации усобиц и в общей  обороне Руси от половцев. Совпадая в этих пунктах с устремлениями  горожан, эта программа отражала общенародные интересы и была, безусловно, прогрессивной.

Вторая причина - это упадок Киевской земли и собственно Киева. Население  столицы и близлежащей округи начало искать другие, более благоприятные, для жизни регионы, убегая от постоянных половецких набегов и княжеских  усобиц. Оно уходило чаще всего  на запад, в сторону Карпат, или  же на север, в леса вятичей и на верхнюю и среднюю Волгу. Там  уже кочевники не были страшны: они  туда просто не доходили, а князья не спорили за эти окраинные территории. Еще одной из причин, приведших  к упадку Киева, стало перемещение  торговых путей, которые теперь обходили столицу Древнерусского государства  стороной. 3

Но и это были не главные причины. Главное - это экономические предпосылки. В период существования Киевской Руси продолжали крепнуть основы феодализма: все большие территории попадали под власть бояр, образовывались феодальные вотчины, а вместе с ними росло  и число зависимых крестьян. Захват феодалами общинных земель, закабаление  смердов (крестьян), усиление их эксплуатации вело к усилению классовой борьбы, угрожавшей не только центральной, но и формирующейся местной власти, стремящейся к отделению. Основная масса крестьян - общинников еще  оставалась лично свободной и  хозяйствовала на государственных  землях, верховным собственником  которых считался князь (будущие  «черные» земли), уплачивая феодальную ренту в виде «даней». Решающую роль в закабалении крестьян-общинников играло прямое насилие над ними со стороны феодалов. Вовлечение крестьян-общинников в личную феодальную зависимость  достигалось и через их экономическое  закабаление. Разорявшиеся в силу ряда причин крестьяне становились закупами, рядовичами, закладывались в холопы и включались в число господской челяди. Челядь жила во дворах феодалов и по их вотчинным селам и включала в себя как полных («обельных») холопов, так и различные категории зависимых лиц, правовое положение которых приближалось к холопскому. Разнообразие терминов, прилагавшихся к сельскому населению того времени («люди», «смерды», «изгои», «сироты», «прощеники», «закладники», «закупы», «рядовичи», «челядины»), отражало сложность процесса образования класса феодально-зависимых крестьян, различия в путях вовлечения их в феодальную зависимость и степень этой зависимости.

Эксплуатация зависимых крестьян осуществлялась преимущественно через  взимание с них продуктовой ренты  и - в меньшей степени - через отработки  в господском хозяйстве. Соотношение  места и роли этих рент в феодальных хозяйствах зависело от местных условий  хозяйствования, от степени зрелости феодальных отношений. Продолжал сохранять  свое значение в феодальном хозяйстве  и труд холопов, выполнявших работу по домашнему хозяйству феодала, в вотчинном ремесле, в обработке  небольших тогда площадей барской  запашки. Вместе с тем росло число  холопов, сажаемых феодалами на землю. Вооруженные отряды дворовых холопов  составляли дружины бояр. 4

Бояре старались получить как можно  больший доход, поэтому они увеличивали  натуральную ренту (оброк) и отработки, выполняемые зависимым населением. Рост доходов делал бояр экономически самостоятельными. К этому стоит  добавить, что за спиной каждого  могущественного боярского рода стояли многочисленные вассалы и, как  правило, церковные иерархи. Бояре  сами хотели быть полновластными правителями  на своих территориях. Многие из них  уже обладали к тому времени феодальным иммунитетом (правом невмешательства  князя в дела вотчины).

Но и великий князь, со своей  стороны, хотел сохранить всю  полноту власти. К тому же он считался верховным собственником всех земель и верховным правителем государства  и поэтому заставлял бояр и  их вассалов участвовать в многочисленных походах. Это отрывало бояр от их вотчин, мешало вести хозяйство. Бояре начинали тяготиться службой у князя, стремились уклониться от нее, что, конечно, приводило к многочисленным конфликтам. Добившись экономической самостоятельности, бояре начали претендовать на самостоятельность политическую. Получив политическую самостоятельность, бояре не только сохраняли бы часть своих доходов, но и могли бы с еще большим успехом противостоять народному недовольству. Для них было важно не благосостояние далекого, как правило, Киева, а благополучие своей собственной земли. Рост столкновений крестьян и горожан с боярством также стал одной из причин раздробленности. Местные бояре стали приглашать в свои земли князя с дружиной, но теперь они видели в нем исключительно военную силу, не вмешивающуюся в дела управления. В качестве вознаграждения князь получал вотчину. Хотя нередко князь претендовал на более широкие полномочия, чем просто военные или полицейские функции. 5

Третья экономическая причина - это непрочные экономические  связи между княжествами и  господство натурального хозяйства (производство не для продажи, а для собственного потребления). Однако стоит отметить, что натуральное хозяйство было присуще и хозяйству уже единой России конца XV века. На данном этапе, утверждают исследователи, что натуральное  хозяйство способствовало сохранению небольших самостоятельных феодальных мирков, практически никак не связанных  друг с другом.

Четвертой причиной раздробленности  можно признать рост и усиление городов  как новых политических и культурных центров. К середине XII уже насчитывалось  в общей сложности около 250 городов. Они становились центрами для  той или иной земли, сплачивая  вокруг себя деревенскую округу. Именно богатая верхушка городов противостояла  довольно активно власти великого киевского  князя. Осваивались новые неплодородные  земли, где развивалось хлебопашество, бурно развивались ремесла (около 60 специальностей). Древнерусские города представляли собой чрезвычайно сложные социально-экономические и политико-административные организмы, основу хозяйственной жизни которых составляли ремесло и торговля, а также сельскохозяйственное производство. Тут изготовлялось все необходимое для государства, для нужд хозяйства, быта, торговли и войны. На городских посадах работали золотых дел мастера, эмальеры и стеклоделы, гончары и кузнецы, резчики по дереву, камню и кости, ткачи и кожемяки, сапожники, оружейники и т. д. Города были также административными центрами, крепостями, коллективными замками крупных земельных магнатов округа или княжества, центрами культуры, местом средоточия церковного управления. 6

В крупных торгово-ремесленных  городах создаются ремесленные  и купеческие объединения с выборными  старостами во главе, со своей «казной» и своими патрональными церквами («улицы», «ряды», «сотни», «братчины», «обчины»). Ремесленные объединения  создавались по территориально - профессиональному  признаку, представляя и защищая  интересы ремесленного посада в экономической  и политической жизни города. Купеческие объединения складывались по типу западно-европейских  купеческих гильдий. Так в Киеве  было объединение купцов - «гречников», ведших торговлю в Византии, в Новгороде  влиятельнейшим купеческим объединением было знаменитое « Ивановское сто» купцов - вощников, имевшее свой устав, казну и патрональную церковь  Ивана Предтечи на Опоках.

Период феодальной раздробленности  нельзя оценить однозначно. Это был  закономерный этап развития, приведший, в конце концов, к объединению  русских земель под началом Москвы, но уже на несколько иной основе, чем та, которая объединила восточнославянские племена в Древнерусское государство.

Среди положительных черт раздробленности  стоит назвать дальнейший рост городов  и вотчинного хозяйства (на тот момент это была наиболее прогрессивная форма хозяйствования), позволивший регионам действовать как полноценные самостоятельные государства (Новгород, Галич). Продолжалось развитие ремесла, культуры, строились замечательные соборы и гражданские здания, появлялись значительные памятники письменности (например, «Слово о полку Игореве»). Набирала силу Православная Церковь.

Но были и отрицательные черты. Прежде всего, это продолжающиеся усобицы  между князьями, которые не только наносили колоссальный вред простому населению, но и ослабляли обороноспособность страны. Политический распад страны привел к активизации половцев. Раздробленная  Русь не смогла противостоять в дальнейшем монголо-татарскому войску. 7

Однако даже в период феодальной раздробленности оставалась связь  между, казалось бы, полностью обособленными  территориями. Таких связующих нитей  было несколько. Во-первых, это исторический авторитет Киева и власть киевских князей. Во-вторых, это влияние церкви. Киевский митрополит был главой всей русской православной церкви. К тому же во время княжеских усобиц церковь, как правило, выступала за единство русских земель. В-третьих, население  бывшего Древнерусского государства  продолжало считать себя единой общностью, продолжало существовать единое понятие  Руси, Русской земли.

Последствия феодальной раздробленности. 

Информация о работе Упадок киевской руси и образование новых центров государственности в XII-XIII веках