Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:00, реферат
Уложенные комиссии, - название семи временных коллегиальных органов, функционировавших в России в 18 в. с целью создания нового свода законов на основе Соборного уложения 1649 и правовых норм, вступивших в силу после его издания. Потребность в кодификации была вызвана серьёзными изменениями в социально-экономической структуре страны и укреплением абсолютной монархии. Н
1. Введение _______________________________________________________
2. Основная часть__________________________________________________
3. Цель Комиссии__________________________________________________
4. Состав Комиссии__________________________________________________
5. Обсуждаемые Вопросы___________________________________________
6. Результаты______________________________________________________
7. Список Литературы________________________________________________
Оглавление:
1. Введение
______________________________
2. Основная
часть_________________________
3. Цель Комиссии______________________
4. Состав Комиссии______________________
5. Обсуждаемые Вопросы_______________________
6. Результаты____________________
7. Список
Литературы____________________
Введение.
Для начала стоит разобраться в том, что
такое «Уложенная Комиссия» и кратко сформулировать
основные аспекты поставленного вопроса,
изучить хоронологи событий. Для этого
обратимся к «Большой Советской Энциклопедии»
Уложенные комиссии, - название семи временных
коллегиальных органов, функционировавших
в России в 18 в. с целью создания нового
свода законов на основе Соборного уложения
1649 и правовых норм, вступивших в силу
после его издания. Потребность в кодификации
была вызвана серьёзными изменениями
в социально-экономической структуре
страны и укреплением абсолютной монархии.
Не успех работы всех У. к. объясняется
противоречивостью политики царизма,
вынужденного стимулировать развитие
торговли и промышленности в условиях
дальнейшего развития крепостничества,
а также противоречиями внутри господствующего
класса феодалов. В состав 1-й Уложенные
комиссии (1700—1703), или «Палаты о Уложении»,
вошли думные чины и дьяки во главе с боярином
И. Б. Троекуровым, однако с поставленной
задачей они не справились, 2-я Уложенная
комиссия (1714) во главе с сенатором В. А.
Апухтиным успела лишь подготовить дополнения
к отдельным главам Уложения 1649. 3-й Уложеннойкомиссии
(1720—1727) было поручено использовать законодательство
Швеции, Лифляндии, Эстляндии. В 1725 У. к.
подготовила 4 части Уложения, которые
были посвящены главным образом уголовному
и отчасти гражданскому судопроизводству,
но не были утверждены, 4-я Уложенная комиссия
(1728—1730) была создана для систематизации
указов и распоряжений правительства,
изданных после 1649. Из-за неорганизованности
и полной беспомощности У. к. императрица Анна
Ивановна распустила и эту комиссию и летом
1730 создала новую, 5-ю У. к. В неё были включены
некоторые члены предыдущей комиссии
и 2 члена от Юстиц-коллегии и Вотчинной
коллегии; они обсуждали проекты уложений
о суде и вотчинах. 6-я У. к. 1754—66 была создана
по предложению графа П. И. Шувалова. Она
должна была систематизировать изданные
ранее указы и составить новое Уложение
в 4 частях. К концу 1760 Уложенная комиссия
подготовила 2 части, касавшиеся уголовного
законодательства (о суде и о розыскных
делах), и проект «О состоянии подданных
вообще», посвященный вопросам гражданского
права и сословно-классовых отношений.
Борьба придворных группировок привела
к закрытию и этой комиссии. В 1767 правительство
Екатерины II создало ещё одну самую известную
и вместе с тем последнюю Уложенную комиссию.
— «Комиссию об уложении» 1767.1
Именно о «Комиссии об уложение» и будет
идти речь.
Основная часть
Цель Комиссии. Екатерине II принадлежит заслуга гласного
возбуждения вопроса о крепостном праве,
который обсуждался в созванной ею Комиссии
для составления проекта нового уложения.
Но Екатерина ничего не сделала, чтобы
облегчить разрешение этого трудного
вопроса. Трудность его заключалась в
том, что законодательство принимало крепостное
право, как оно складывалось практикой
жизни. Слабо его регулируя, не выясняя
отчетливо его юридического существа
и состава.
Для разработки нового свода законов -
Уложения - была собрана специальная комиссия
из 564 представителей разных вер, племен
и наречий. В.О. Ключевский назвал ее "всероссийской
этнографической выставкой". В Уложенную
комиссию направляли по одному депутату:
учреждения (Сенат, Синод), уезды (дворяне);
города (горожане); каждая сословная группа
провинции… Заседания комиссии открылись
31 июня 1767г. в Грановитой палате московского
Кремля. Этим подчеркивалась связь комиссии
с сословно-представительным органом
Московского государства -Земским собором.
Задача членов комиссии -составить новый
кодекс законов в соответствии с состоянием
государства и планами на будущее. Для
того, чтобы определить направление работы.
Императрица написала "Наказ" по
составлению проекта Уложения.
"Наказ" Екатерины II произвел ошеломляющее
впечатление не только в России, но и в
Западной Европе. Ведь равенство прав,
равенство граждан перед законом - это
лозунги еще только предстоящей Великой
французской революции.
Работа Комиссии по созданию нового Уложения
многому научила Екатерину. Она увидела,
что реформы в России нельзя провести
путем принятия хороших законов, всё гораздо
сложнее. Она поняла, что переделка России
ей не под силу, поэтому сократила программу
реформ. "Чтобы я не делала для России,
это будет только капля в море", 2- писала она.
Императрица осознала особенности страны,
трудности ее реформирования. На этом
этапе общество действительно просветилось
политически, выяснилось соотношение
сил, но крупных преобразований не произошло.
Состав Комиссии. Екатерине предстояло закончить давнее дело, устранив по указаниям опыта причины неудачи прежних попыток. Начали прямо манифестом 14 декабря 1766 г. о созыве депутатов в предположенную Комиссию для сочинения проекта нового уложения, как она официально называлась. Представительство было значительно расширено. Комиссия составлялась из представителей правительственных учреждений и из депутатов от различных разрядов или классов населения.
Сенат, Синод, все коллегии и главные канцелярии центрального управления послали по одному представителю. Чтобы понять порядок выбора депутатов от населения, надобно припомнить, что тогда империя делилась на 20 губерний, которые подразделялись на провинции, а провинции - на уезды. По одному депутату назначено было на каждый город от домовладельцев, на каждый уезд от дворян - землевладельцев и на каждую провинцию по депутату от однодворцев, от пахотных солдат, от государственных черносошных крестьян и из оседлых инородцев от каждого народа, крещеного или некрещеного, итого четыре депутата от провинции, где были налицо эти четыре разряда населения. Число депутатов от казаков предоставлено было определить их высшим командирам. Выборы уездные и городские были прямые, по провинциям - трехстепенные. Дворяне - землевладельцы уезда под председательством выбранного на два года дворянского предводителя, а горожане-домохозяева под председательством тоже на два года выбранного городского головы прямо избирали депутата в Комиссию; только очень большие города могли сперва избирать выборщиков по городским частям.
Однодворцы и другие
В Петербурге, застроенном по указам Петра дворянскими домами, домовладельцы из чиновно-дворянской знати совсем заслонили собой купечество; городским головой был избран обер-комендант, а депутатом от столицы граф А. Г. Орлов. По примеру Петербурга тот же характер получили выборы и в старой столице, где городским головой был избран князь Вяземский, а депутатом - князь Голицын. При расширенном представительстве Комиссия, однако, далеко не захватывала своим составом всех слоев тогдашнего населения империи, не говоря уже о крепостных крестьянах, не видим депутатов от приходского духовенства, хотя и участвовавших в городских выборах от крестьян дворцовых и даже бывших церковных или экономических, как они назывались, по имени управлявшей ими Коллегии экономии, хотя со времени секуляризации (1764 г.) они примкнули к свободным сельским обывателям. Всех депутатов было избрано 564. Количественное распределение представительства не соответствовало ни численности представленных групп населения, ни их значению в государстве. Всего больше депутатов досталось городам, потому что всякий город, большой и малый, и столица Москва, и уездный город Буй, в котором считалось всего несколько сот обывателей, послал по одному депутату. В составе Комиссии городских депутатов было 39%; между тем городские жители не составляли и 5% всего населения империи. Пропорциональное отношение представительства по классам является в таком виде
Правительственные учреждения..........-ок. 5%
Дворянство...................
Города.......................
Сельские обыватели...........
Казаки, инородцы, остальные классы.........-» 12%3
Обсуждаемые Вопросы. Летом 17б7 г.
в Грановитой палате Кремля начались заседания
Комиссии. Во главе Комиссии был поставлен
маршал-председатель генерал А.И. Бибшов.
Также большое влияние на ее деятельность
оказывал генерал – прокурор князь П.А.
Вяземский – правая рука императрицы
во внутренней политике этих лет. Большая
комиссия выбрала несколько подкомиссий
– дирекционную, подготовительную и несколько
специальных кодификационных. Каждое
заседание открывалось прочтением «Большого
наказа» императрицы, подготовленного
специально для «Уложенной Комиссии»,
но в ходе заседаний важное не отделялось
от второстепенного: о средствах, помогающих
при обморожении, говорили с не меньшим
пылом, чем о правах купечества, а вопросы
гигиены обсуждали вслед за проблемами
управления инородцами. Случалось, что
важный законопроект не получал одобрения
из-за невнятной речи чтеца: одна половина
депутатов его не расслышала, а другая
не поняла. Путаница, беспорядок и медлительность
губили то разумное, что удавалось сделать
на заседаниях.
Неожиданно для Екатерины и ее приближенных
в центре обсуждения оказался крестьянский
вопрос. Некоторые депутаты – дворяне
Г. Коробьин и Я. Козельский, крестьяне
И. Чупров и И. Жеребцов, казак А. Алейников,
однодворец А. Маслов –выступали с критикой
отдельных сторон крепостничества. Например,
Маслов предлагал передать крепостных
крестьян в особую коллегию, которая выплачивала
бы из крестьянских податей жалованье
помещику. Это фактически бы означало
освобождение крестьян от власти помещиков.
Ряд депутатов высказывался за четкую
регламентацию крестьянских повинностей.
Большинство же депутатов, напротив, выступало
с защитой крепостничества и требованием
расширения их собственных сословных
прав, привилегий, групповых интересов.
Екатерина стала понимать, что её замысел
кончился ничем: гармоничного соединения
теории с практикой — «Наказа» с желаниями
общества — не получилось. Депутаты не
были готовы к восприятию принципов, предложенных
императрицей: сказались отсутствие традиций
правовой и политической культуры, откровенный
консерватизм большинства депутатов.
Кроме того, интересы сословий часто не
совпадали, а компромисса найти не удавалось.
В свою наиболее острую и завершающую
стадию дебаты ступили весной 1768 г., когда
депутаты стали обсуждать вопрос о положении
крестьянства и причинах побегов.
В декабре 1768г. под предлогом начавшейся русско-турецкой войны разочарованная императрица подписала указ о роспуске комиссии. Она решила пойти другим путем и избрать политику уступок дворянству, чтобы, опираясь на его поддержку, стабилизировать общество, создать могучий государственный аппарат для проведения внутренней и внешней политики.
Результаты. По данным Ключевского4, комиссия работала полтора года, провела 203 заседания, ограничилась обсуждением крестьянского вопроса и законодательства, но из-за начавшейся войны с Турцией была распущена и больше в полном составе не собиралась.
Новый кодекс законов при Екатерине не был составлен. Работа Комиссии оказалась бесплодной, обширное делопроизводство сохранило лишь значение памятника общественно-исторической мысли России эпохи Екатерины II.
Список использованной Литературы:
Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории для студентов вузов – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999, 459-489с.
В.О. Ключевский. Курс русской истории. Лекция №78
Семенникова, Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций - 3-е изд.,перераб.и доп. - Брянск : Курсив, 2000 ; 2003 ; 2005. - 557 с
Соловьев С.М. Сочинения: В 18 кн. — М.: Голос; Колокол-Пресс, 1993-1998.
Каменский А.Б. От Петра I до Павла I : реформы в России XVIII века – М: РГГУ, 2001.
Большая советская энциклопедия. —
М.: Советская энциклопедия. 1969—
1 Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
2 Семенникова, Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций - 3-е изд.,перераб.и доп. - Брянск : Курсив, 2000 ; 2003 ; 2005. - 557 с
3 В.О. Ключевский. Курс русской истории. Лекция №78
4 В.О. Ключевский. Курс русской истории. Лекция №78