Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 20:00, реферат
Для новой кодификационной комиссии императрица составила «Наказ» с изложением своих взглядов на задачи Уложенной комиссии, которыми должны руководствоваться депутаты. Основной текст «Наказа» включал 20 глав, поделенных на 520 статей, из которых 245 восходят к «Духу законов» Монтескье, 106— к книге итальянского ученого-юриста Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Согласно «Наказа» монархия полагалась лучшей формой правления. Монарх объявлялся источником неограниченной самодержавной власти. Наказ подчеркивал мысль, что на такой огромной территории, кот. занимает Россия, не может сложиться иной формы правления, а роль государя состоит в главном надзоре за действиями правительств. Сословная структура соотносилась с делением на профессиональные классы (земледельцы, мещане, дворяне) и с соответствующей разницей в правах и привилегиях(первое место-дворянство, второе-средний род людей, третье-нижний род).
Уложенная Комиссия 1767 г.
Необходимость создания нового свода законов чувствовалась уже давно. После Соборного Уложения 1649 года накопилось большое количество указов царя и Боярской Думы, императорских манифестов. Уже при Петре I, в самом конце предыдущего столетия, работала комиссия по разработке нового Уложения, но ее деятельность не была успешной. Мысли о необходимости созыва подобной комиссии, но из представителей разных сословий, высказывали многие публицисты. Екатерина II воплотила эти мысли в жизнь. Соответственно, целью данного доклада является изучение деятельности Уложенной комиссии, созванной Екатериной в 1767 г, ее состав, результаты работы и ее влияние на дальнейшее развитие Российского государства.
Манифестом (декабрь 1766 г.) был объявлен созыв депутатов для работы над проектом нового Уложения. Уложенная комиссия, созванная Екатериной, отличалась от предшествующих более широким представительством - Сенат, Синод, все коллегии посылали по одному депутату, аналогичное представительство давалось каждому городу, каждому уезду, каждой провинции, от пехотных солдат, от государственных крестьян, от оседлых инородцев. Было избрано около 550 депутатов: свыше 33% составляли дворяне, 36%-депутаты от городов, около 20%-сельские жители. Крепостные крестьяне и духовенство представительства не получили. Избиратели снабжали своих депутатов наказами, в кот. излагали свои требования и пожелания. Депутатам предоставлялись существенные льготы и привилегии: помимо жалованья, выдававшегося сверх получаемого на службе, депутаты до конца дней своих освобождались от смертной казни, пыток и телесных наказаний; имения депутатов не подлежали конфискации за исключением случаев, когда надлежало расплатиться за долги; решение суда относительно депутатов не приводилось в исполнение без благословения императрицы; за оскорбление депутата взыскивался двойной штраф; депутатам вы давался особый знак с девизом: «Блаженство каждого и всех».
Для новой кодификационной комиссии императрица составила «Наказ» с изложением своих взглядов на задачи Уложенной комиссии, которыми должны руководствоваться депутаты. Основной текст «Наказа» включал 20 глав, поделенных на 520 статей, из которых 245 восходят к «Духу законов» Монтескье, 106— к книге итальянского ученого-юриста Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Согласно «Наказа» монархия полагалась лучшей формой правления. Монарх объявлялся источником неограниченной самодержавной власти. Наказ подчеркивал мысль, что на такой огромной территории, кот. занимает Россия, не может сложиться иной формы правления, а роль государя состоит в главном надзоре за действиями правительств. Сословная структура соотносилась с делением на профессиональные классы (земледельцы, мещане, дворяне) и с соответствующей разницей в правах и привилегиях(первое место-дворянство, второе-средний род людей, третье-нижний род). Касаясь вопросов уголовного права и уголовной политики, Наказ отмечает, что «Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать». Предлагались некоторые судебные реформы: установление принципа гласности в суде, права отвода судей, суда равных, отделение предварительного следствия от суд.разбирательства. В Наказе была разработана юридическая техника, ранее неизвестная российскому праву, выработаны новые представления о системе законодательства. Главной задачей Наказа было указать на необходимость стабильности правовой сиситемы, выделить в ней определяющие принципы и систему основных норм.
Сама Уложенная комиссия имела сложную структуру. Помимо общей комиссии выделялись дирекционная, экспедиционная и подготовительная комиссии. Роль председателя Уложенной комиссии исполнял маршал, назначенный императрицей по предложению Комиссии. Тип делопроизводства был заимствован из европейской парламентской практики. А именно: из общего собрания депутатов законодательный проект переходил в дирекционную комиссию, которая подготавливала его и, пройдя экспедиционную комиссию, отредактированный проект возвращался в общее собрание.
В декабре 1767 г. заседания Комиссии были переведены из Москвы в Петербург. Первоначально обсуждались наказы от черносошных крестьян, затем законы о правах дворянства, о купечестве, о юстиции, о поместьях и вотчинах. При обсуждении законопроектов члены Комиссии выражали неудовлетворение отсутствием в стране больниц, богаделен, аптек, государственных хлебных магазинов, банков, школ, почтовых станций и т.д. Все жаловались на состояние правосудия-волокиту, взяточничество. Предлагалось заменить формальные суды судами словесными с выборными судьями и подчинить им полицию. В Комиссии наблюдались прения, отразившие сословные устремления: дворянство присвоило себе монопольное право владеть землей и крепостными, купечество-право торговли и промышленности, сельское население-хлебопашество. Дворяне предлагали учредить институт мировых судей по английскому образцу. Горожане предлагали ввести в городское самоуправление должность городского головы, селяне требовали своего выборного сословного суда. Дворянство стремилось создать господствующее положение в местных уездных обществах, требовало себе особых сословных привилегий. Представители других сословий настаивали на четком определении правового статуса каждого сословия. Проявление сословных интересов затрудняло совместную кодификационную работу Комиссии.
В октябре 1768 г. Османская империя начала войну с Россией, 18 декабря маршал Уложенной комиссии А.И. Бибиков объявил о прекращении работы Большого собрания комиссии на том основании, что начавшаяся война требовала присутствия депутатов либо на театре военных действий, либо в учреждениях, обслуживавших военные нужды. Депутаты Большой комиссии распускались, «до коле от нас паки созваны будут», но, закончив войну победным миром и подавив движение под предводительством Е.И. Пугачева, Екатерина так и не возобновила работу Уложенной комиссии.
Таким образом, новый кодекс законов при Екатерине не был составлен. По мнению Ключевского работа Комиссии оказалась бесплодной, обширное делопроизводство сохранило лишь значение памятника общественно-исторической мысли России эпохи Екатерины II. Однако стоит отметить и положительные стороны деятельности Уложенной комиссии: Одна из задач Уложенной комиссии, обозначенная в Манифесте 16 декабря, состояла в том, «дабы лучше нам узнать быть можно нужды и чувствительные недостатки нашего народа». Наказы депутатам, а также прения в Уложенной комиссии дали на этот счет достаточный материал. Итог деятельности Уложенной комиссии состоял и в укреплении положения Екатерины на троне. Не прошло и трех месяцев после ее вступления на престол, как возвращенный из ссылки А.П. Бестужев-Рюмин выступил с инициативой поднесения ей титула «Матери Отечества».Постановление о поднесении императрице титула Матери Отечества, подписанное всеми депутатами Уложенной комиссии, имело огромное политическое значение. Это был своего рода акт коронации императрицы, совершенный не кучкой заговорщиков, возведших ее на трон, а представителями всех сословий страны. Эта акция подняла престиж императрицы как внутри страны, так и за ее пределами.