Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является подробнейшее освещение абсолютно всех явлений и процессов, происходивших в стране в тот период. Для достижения данной цели необходимо будет решить следующие задачи и рассмотреть основные и ключевые, по моему мнению, причины, результаты, события того времени.
Введение……………………………………………………………….….2
Раздел 1. Развитие федеративных связей УССР с РСФСР и
другими советскими республиками в годы гражданской войны…......4
Раздел 2. Договорные отношения между УССР и РСФСР в 1921 -
1922 гг…………………………………………………………………….12
Раздел 3. Образование Союза ССР……………………….…….…….....14
3.1 Объединительное движение в 1922 г. I Съезд советов СССР и
его решения……………………………………………………………....14
3.2. Договор об образовании СССР…………………………………...18
Выводы ………………………………………………………………….26
Список литературы……………………………………………………..27
Это о генеральном секретаре, о наркоме по делам национальностей, о специалисте по национальному вопросу! Сталин такое не прощал. Никому. Никогда.
Карл Маркс считал, что сознательность социалистов следует проверять на национальном вопросе. У него это называлось «щупать больной зуб». Похоже, что после грузинской проверки Сталин мог вообще остаться «без зубов». Поэтому не случайно он всячески затягивал передачу материалов Ленину, который поручил своим секретарям собрать все по этому вопросу. Ленин готовился выступить на съезде с речью о национальном вопросе, написать брошюру – «вопрос архиважный», – однако не успел. Вот последняя записка Ленин: П. Мдивани, Ф. Махарадзе и др. «Уважаемые товарищи! Всей душой слежу за вашим делом. Возмущен грубостью Орджоникидзе и потачками Сталина и Дзержинского. Готовлю для вас записки и речь. С уважением. Ленин. 6 марта 1923 г.». Это была самая последняя записка… Путь реализации «Союза» был предопределен[1].
Ленин был более гибким большевиком, чем Сталин. Желая, видимо не менее Сталина, создания унитарного государства, он пытался придать ему привлекательную юридическую форму. Видимо этим следует объяснять его высказывания: Прежде всего необходимо понять, что «интернационализм со стороны угнетающей или так называемой «великой» нации… должен состоять не только в соблюдении формального равенства наций, но и в таком неравенстве, которое возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации большой, то неравенство, которое складывается в жизни фактически».
Кроме того, «не следует зарекаться заранее никоим образом от того, чтобы в результате всей этой работы вернуться на следующем съезде Советов назад, т.е. оставить союз советских социалистических республик лишь в отношении военном и дипломатическом, а во всех других отношениях восстановить полную самостоятельность отдельных наркоматов».
Это письмо было зачитано на XII съезде партии (1923 г.) по делегациям (а впервые напечатано только в 1956 г.) [2].
Раздел 2. Договорные отношения между УССР и РСФСР в 1921 - 1922 гг.
С приходом к власти в Украине Советов ситуация стала быстро меняться. При царе и Временном правительстве Украина была лишь сырьевым придатком России, страна была аграрного типа, индустриальные объекты были отсталыми и небольшими. Основу населения составляли крестьяне. Но происходящие перемены не имели благотворного характера. Был введен «Военный Коммунизм» - экономическая политика советов в период интервенции и гражданской войны. Были национализированы все промышленные предприятия, с крестьян стали взымать продразверстку. Была установлена всеобщая трудовая повинность. В это время главным был лозунг: «Кто не работает, тот не ест!
Но в Военном Коммунизме были и хорошие стороны. Пресса и общественный транспорт стали бесплатными, была отменена плата за коммунальные услуги, а долги реструктуризированы. Продукты стали выдавать по карточкам.
Всё это было сделано, для того чтобы поднять экономические показатели. Но поднимались они за счет народа, и в первую очередь за счет крестьян. Очень скоро первичный рост перешел в быстрый спад. На местах небольшие начальники, желая выполнить и превзойти план, отбирали у крестьян не излишки, а вообще все запасы. На промышленных предприятиях тоже увеличили продолжительность трудового дня и ввели семидневную рабочую неделю. Предприятия работали по военным законам, а все рабочие считались мобилизованными, за прогул или самовольное оставление рабочего места людей судили по законам военного времени. Большевикам очень были нужны средства на борьбу с интервентами и белой армией. Но уже к 1920 году рабочие сильно устали, и показатели промышленности резко пошли вниз. На селе ситуация складывалась ещё более плачевно. Время продразверстки совпало с неурожайными годами, из-за этого на Украине и в Поволжье начался голод, который унес несколько миллионов жизней.
УНР в это время беспрекословно подчинялась Москве. На её территории шли бои с белогвардейцами. Воеска во главе с Деникиным и Врангелем удерживали южные районы Украины и Крым. Их постоянно финансировали и помогали материально интервенты. Эмигрировавшие на запад представители ЦР вели из за границы пропагандистскую деятельность. Но большевики тоже пропагандировали свои идеалы на западных территориях Украины и среди белогвардейцев. Ближе к середине 1920 года, когда красная армия разбила отряды Колчака в Сибири и Деникина на юге России, Врангель был «заперт» в Крыму. В ноябре 1920 года был разбит и бежал на запад.
В марте 1921 года по решению X съезда партии продразверстка была заменена продналогом, что послужило началом введения Новой Экономической Политики (НЭП). Теперь крестьяне могли продавать излишки своей продукции на рынке. Были в полной мере возвращены валютные отношения. Уже к лету 1921 года в рамках НЭПа мелкие промышленные объекты начали переходить в собственность кооперативов и частных лиц. Расцвела частная торговля. Сильно выросло частное предпринимательство. Экономические показатели резко пошли вверх. На государственных предприятиях был введен хозрасчет. Началась подготовка денежной реформы. Народ воспринял решения партии с воодушевлением. Жизненный уровень с 1921 по 1924 годы сильно вырос и по многим показателям превысил уровень 1913 года. [3].
Раздел 3. Образование Союза ССР
3.1 Объединительное движение в 1922 г. I Съезд советов СССР и его решения.
В ходе гражданской войны сложились 2 формы национальной государственности: 1-я, федерация основанная на автономии, и 2-я, федерация основанная на конфедерации. Другая форма федерации начала складываться на основе сплочения других наций. Объединение начало происходить сперва на военной основе. В зародыше это была форма конфедерации. Но на практике же, эта конфедерация была под диктатом СССР. Сохранялась единая Коммунистическая партия, оставалась четкая централизация, через коммунистическую партию происходило полное подчинение. Решающим политическим условия объединения было единство их политического строя - в результате революции во всех республиках была установлена диктатура пролетариата. Переход к нэпу усилил объективную потребность к объединению республик. Сталин в это время был Наркомом по делам национальностей, и он был сторонником объединения на основе автономий, так как при этом была возможность полного контролирования всей территории. На Х съезде партии Сталин выступил с докладом. Он говорил о потребности преодолеть социально - культурное и экономическое неравенство народов. Он считал, что шовинизм и местный национализм представляет собой одинаковую опасность для коммунистического интернационализма. На этом же съезде, Сталин предложил покончить с национальным вопросом навсегда и предложил административный передел России. Изменение границ происходило не очень гладко. При рассмотрении вопросов экономического районирования страны, национальные вопросы в расчет не брались. Часть партийных деятелей, в том числе и И.В.Сталин, изначально считали создание независимых национальных республик решением чисто временных, политических задач.
Нэп требовал воссоздания государственного единства на основе конфедерации. Было организованно единое управление железными дорогами Закавказья. Но большевики недооценили национальный вопрос. Началась политика форсированного сближения, объединения национальностей. В июле 1922 года был предложен проект ФСССРЗ. При этом основные полномочия оставались в руках республик. Это был союз на основе конфедераций. Этим был очень недоволен Орджоникидзе. Сталин как и Орджоникидзе был сторонником жесткой централизации. В конце августа Сталин предложил проект, в котором предлагал "...приспособить форму взаимоотношений между центрами и окраинами к фактическим взаимоотношениям, в силу которых окраины во всем, безусловно, должны подчиняться центру...". В результате на добровольной основе СССР стал состоять из 6-ти республик - РСФСР,УССР,БССР и ЗСФСР.
В канун I съезда Советов СССР 29 декабря 1922 г. в Москве была созвана Конференция полномочных делегаций РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. Она рассмотрела и приняла Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Конференция подготовила все для работы съезда Советов.
I съезд Советов начал работу 30 декабря 1922 г. в Москве. На нем присутствовало 1727 делегатов от РСФСР, 364 делегата от УССР, 91 делегат от ЗСФСР и 33 делегата от БССР [4].
Съезд утвердил Декларацию и Союзный договор об образовании СССР и избрал Центральный Исполнительный Комитет Союза СССР (ЦИК СССР). В Декларации говорилось: "...что Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и могущим возникнуть в будущем... новое союзное государство явится... новым решительным шагом по пути объединения трудящихся в Мировую Социалистическую Советскую Республику". Надо при этом заметить, что вопрос о праве вхождения в состав Союза новых членов был непростым. Интересна постановка этого вопроса И.В.Сталиным на четвертом Совещании ЦК РКП (б) (июнь 1923 г.). В ответ на слова докладчика от Бухарской республики Ф.Ходжаева о том, что Бухара еще не вошла в СССР, но это, мол, вопрос, решенный ею, и входить в Союз она должна только непосредственно, Сталин резко ответил, что недостаточно лишь захотеть
"войти в союз Республик, чтобы распахнулись ворота. Нет, товарищи, дело обстоит не так просто. Надо еще спросить, пустят ли в Союз республик? Чтобы иметь возможность войти в Союз, нужно предварительно заслужить в глазах народов Союза, нужно завоевать себе это право. Я должен напомнить т.т. бухарцам, что Союз Республик нельзя рассматривать как свалочное место".
Договор об образовании
СССР определял сферу полномочий
Союза Советских
Договор предусматривал формирование общесоюзных органов государственной власти. Народные комиссариаты иностранных дел, внешней торговли, по военным и морским делам, путей сообщения, почты и телеграфа теперь становились общесоюзными. А комиссариаты финансов, народного хозяйства, продовольствия, труда и рабоче-крестьянской инспекции создавались как союзно-республиканские. Республиканскими же оставались комиссариаты земледелия, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, юстиции, то есть те, что имеют прямое отношение к особенностям быта, нравам, специфическим формам землеустройства и судопроизводства, языку и культуре народов.
В заключительной 26-й статье было записано, что " за каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза". В Договоре вместе с тем не было никаких указаний на сроки его существования, на возможность отмены. Статья 25 лишь гласила: "Утверждение, изменение и дополнение союзного Договора подлежат исключительно ведению Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик".
Документ подписали 17 представителей РСФСР, по 23 представителя УССР и ЗСФСР, а также 24 представителя от БССР.
I съезд Советов, в
соответствии, с принятым Договором,
избрал Центральный
Образование СССР было событием исторического значения. Советский Союз, созданный в те годы, сыграл важную роль в жизни населявших его народов. Он оказал огромное воздействие на мировое развитие. Вместе с тем суверенность входящих в него республик уже изначально нарушалась. Очень образно о расхождении слова и дела на практике сказал на заседании фракции РКП(б) (26 декабря 1922 г.) товарищ Удалов: "В наших лозунгах мы говорим о независимости, самоопределении и т.д., а между тем, стремимся слопать это самоопределение". В тезисах по национальному вопросу к XII съезду партии Сталин обращал внимание на то, что значительной частью чиновников в центре и на местах образование СССР было признано " не как союз равноправных государственных единиц, а как шаг к ликвидации этих республик, как начало образования так называемого "единого-неделимого". Троцкий, в замечаниях на эти тезисы, подчеркнул, что наблюдается тенденция советской бюрократии к началу ликвидации национальных автономных государственных организаций и областей. Подобная линия аппарата чиновников была в то время резко осуждена как "непролетарская и реакционная". Однако жизнь показала, что и сам Сталин имел ту же тенденцию[5].