Уголовный закон во времени и в пространстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:15, реферат

Описание работы

Новый уголовный кодекс РФ, который был принят государственной думой 24 мая 1996 года открывается разделом, озаглавленным «Уголовный закон». Первая статья этого раздела гласит: «Уголовное законодательство РФ состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс». Исходя из установленной Конституцией РФ, из содержания уголовного закона можно сформулировать следующим образом:
Уголовный закон-это нормативно-прававовой акт. Принятый во исполнение воли народа высшими правомочными законодательными органами власти страны либо всенародным голосованием (референдумом), состоящий из взаимосвязанных юридических норм, одни из которых закрепляют основания и принципы уголовной ответственности и содержит общие положения уголовного законодательства, другие - определяют. Какие общественные деяния являются преступлениями, и устанавливают наказания. Которые могут быть применены к лицам. Совершившим преступления. Ибо в определенных случаях указывают условия освобождения об уголовной ответственности и наказания.

Содержание

1.Список литературы
2.Понятие и значение уголовного закона, его основное содержание.
3.Территориальный принцип действия уголовных законов в пространстве. Принцип гражданства.
4.Действие уголовных законов во времени.
5.Заключение.

Работа содержит 1 файл

kursovik.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

   - за преступления, совершенные вне  территории расположения воинской  части  и носящий обще уголовный  характер (убийство, изнасилование, кража, грабеж, торговля наркотиками и т. д.) военнослужащие несут ответственность по законодательству страны пребывания.

   Положение данной части ст.12 УК сформулированы, по существу на основе так называемого  оккупационного принципа действия уголовного закона  в пространстве, являющегося фактически изъятием из территориального принципа и проявляющегося в применении к преступлениям, совершенным на оккупированной территории, законов государств, совершившего оккупацию.

   Применение оккупационного принципа, обычно происходит на основе договора с государством, на территорию которого введены войска во время войны или при других обстоятельствах после войны.

   Например, оккупационный принцип, применявшийся  после Второй мировой войны в  отношении американских военнослужащих, находящихся в Японии, означал, что они неподсудны японским судам и не отвечают по японским законам за многие преступления, совершённые на территории Японии.

   В ч. 3 ст.12 УК РФ впервые в уголовном  законодательстве России закреплен реальный принцип действия уголовного закона в пространстве. Он заключается в возможности привлечении любого лица, в том числе иностранца и лица без гражданства, к ответственности по УК РФ  за преступление совершённое за границей, если оно направленно против интересов России, а так же в случаях, предусмотренных международным договором РФ.

   Под интересами России следует понимать не только государственные интересы, но и интересы  личности российских граждан.

   Применяя  реальный принцип, Россия, как и ряд зарубежных государств, наиболее полно защищает свои интересы  и интересы своих граждан.

   Универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве, который так же именуется космополитическим, исходит  из необходимости борьбы с международными преступлениями и заключается в том ,что каждое государство имеет право применить свой уголовный закон к иностранным гражданам, совершившим за пределами его страны преступления, предусмотренные международными соглашениями.

   И, наконец, обратимся к статье 13 УК, в которой говорится о выдаче лиц, совершивших преступление.

   В практике международных отношений, связанных с борьбой с преступностью, серьезное значение имеет  проблема выдачи  преступников государству, на территории другого государства. 

   Положения ст.13 УК относят к действию уголовного закона в пространстве  и квалифицируют как международный принцип о выдаче преступников.

   В соответствии с этим принципом лица, совершившие преступление, могут  быть выданы государству, на территории которого они совершили преступление или против которого оно было направлено, либо гражданами которого они являются. Вопрос о выдаче преступников регулируется двусторонними договорами, например договором о взаимной правовой помощи.

   Принципиальные  положения о выдаче преступников содержатся в Конституции РФ. Так, в ст. 61 говорится: «Гражданин Российской Федерации не может быть выслан  за пределы Российской Федерации или выдан другому государству ». Эта позиция закреплена и в УК РФ.

   В современном международном праве  утвердилась позиция, согласно которой убежище может предоставляться только лицам, преследуемым в другом государстве по политическим или религиозным причинам и мотивам.

   Лица, совершившие не политические, а обще уголовные преступления, не могут  пользоваться правом убежища. Но единого понятия политического преступления в международной практике выработать не удалось.

   В связи с этим, практически вопрос о выдаче лица или представлении  ему убежища решается исходя из политических оценок и правовых установлений государства, на территории, которой они находятся.

   Нужно отметить, что аналогичное решение  содержится в законодательстве многих развитых государств.

   Исключением из правил о выдаче преступников является право политического убежища, гарантированное  в нашей стране Конституцией (ст.63).

   Указом  Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. утверждено «Положение о  порядке предоставления политического  убежища в РФ, которое вступило в силу с 1 августа1995г. Политическое убежище в РФ предоставляется  Указом Президента  РФ (ст.3 Положения).

   Уголовный кодекс РФ в ст.13 устанавливает возможности  выдачи  находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц  без гражданства и совершивших  преступление в иностранном государстве  в соответствии с международным  договором РФ.

   В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника государство предъявляет в следующих случаях, когда:

  • преступление совершено на его территории;
  • преступник является гражданином этого государства;
  • преступление было направленно против этого государства и причинило ему вред;

   В случаях, когда преступник совершил преступление на территории нескольких государств, вопрос о выдаче решается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права. При этом независимо от того, в каком государстве был привлечен к ответственности преступник, он должен отвечать за все преступления совершенные им в разных странах. Выдача преступника предполагает обычно соблюдение двух условий:

   - преступление, за совершение которого  предъявлено требование о выдаче, признаётся преступлением и по законам страны,  в которой находится преступник

   - если по законам страны, требующей   выдачи за преступление, предусмотрена  смертная казнь, а в государстве,  где находится лицо, совершившее  это преступление, смертная казнь отменена, то условием выдачи обычно служит гарантия предоставления властями государства требующего выдачи, о том, что смертная казнь к выданному преступнику применена, не будет.

   К примеру, такие гарантии выдавались в практике международных отношений латиноамериканских государств по поводу выдачи лиц, обвиняемых в государственной измене, насильственном захвате власти, мятеже, поскольку ряд этих стран отменил смертельную казнь, а другие ее сохранили и по сегодняшний день.  Выдача преступника может преследовать цель и применение к нему наказания. В этом случае основанием для решения вопроса служит вынесенный и вступивший в силу приговор суда. Возможно также выдача преступника, осужденного в одном государстве, гражданином которого он является, для отбывания наказания. 

   В соответствии с нормами международного права  выданное лицо не должно подвергаться судебному преследованию или  подвергаться заключению с целью  осуществления наказания или  меры безопасности, а также подвергаться какому-либо иному ограничению его личной свободы в связи с каким-либо деянием, которое мотивировало его выдачу. Таким образом, следственные и судебные органы государства, запросившего выдачу лица, связаны формулой обвинения, которая служила основанием выдачи.    

     
 

   4.Действие  уголовных законов во времени

    

   Правила действия российского уголовного закона во времени определены в ст. ст. 9 и 10 Уголовного кодекса. Согласно ст. 9 УК, преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим  во время совершения этого деяния.

   В каждом конкретном случае применения норм уголовного закона возникает необходимость  установить, действовал ли данный уголовный  закон в момент совершения преступления. Действующим считается закон, вступивший в силу и не утративший её.

   Порядок опубликования и вступления в силу законов РФ установлен Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания», принятым Государственной Думой 25 мая 1994 года, одобренным Советом Федерации 1 июня 1994 года и подписанным Президентом Российской Федерации 14 июня 1994 года.

   Для правильного применения уголовного закона нередко решающее значение имеет  определение времени совершения преступления. Это, в свою очередь, зависит от характера совершенного преступления, его специфики. В зависимости от протяжённости преступлений различают продолжаемые и длящиеся преступления. Ответственность за длящиеся преступления наступает по закону, действующему в момент совершения начального акта данного преступления, за продолжаемое – по закону, действующему в момент пресечения преступного акта или в момент окончания последнего самим виновным.

   Общий принцип, принятый в уголовном праве  современных правовых государств, означает, что применяется тот уголовный  закон, который действовал во время  совершения преступления.

   В ч.2 ст.52 Конституции Российской Федерации  записано: «Никто не может нести  ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением». Такое законодательное установление запрещает применять новый уголовный закон к деяниям, совершённым в период, когда этого закона не было, что соответствует принципам справедливости и гуманизма.

   Граждане  просто не могли знать, какие деяние признаются преступлениями и какова ответственность за их совершение, если закона, который устанавливал бы уголовную ответственность, не было.

   Если  новый уголовный закон усиливает  ответственность, было бы не справедливо применять его к лицам, совершившим преступление в период, когда действовал более мягкий закон. Ведь если бы правонарушителя судили, в то время когда он совершил преступное деяние, к нему был бы применён более мягкий закон, действовавший в этот период. Но поскольку преступление не было сразу раскрыто, а следствие затянулось, и за это время был принят новый, более строгий и жёсткий закон, то он не может быть применён к деяниям, совершённым до его вступления в силу. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и российским уголовным законом, применяется закон, действовавший во время совершения преступления. Поэтому необходимо определить, что является временем совершения преступления.

   Конкретно в ст.9 УК РФ говорится, что временем совершения преступления признаётся время осуществления общественно-опасного деяния (действия или бездействия) независимо от времени наступления последствий.

   Но  такое положение ст.9 может вызвать  серьёзное возражение. Ведь в ст.8 УК РФ указывается, что основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления. Последствия в материальных составах преступления являются необходимым признаком состава преступления. Совершение общественно-опасного действия, которое ещё не повлекло последствий, может рассматриваться только лишь как покушения на преступление. Поэтому указание, что временем совершения преступления является время совершённого преступного действия (бездействия), а не наступления предусмотренных уголовным законом последствия, находится в противоречии со ст.8 УК РФ. Получается, что уголовная ответственность за оконченное преступление может наступить и тогда, когда для этого нет предусмотренных Уголовным кодексом оснований.  В российской доктрине уголовного права обосновалось мнение, что преступление должно считаться совершённым при наступлении последствий. Так, профессор Н.Д. Дурманов писал: «Если же состав преступления включает в качестве признака объективной стороны деяния наступления общественно-опасных последствий, то преступление надо считать совершённым тогда, когда эти последствия наступили».

   Для определения времени действия уголовного закона важно знать, когда новый  закон вступает в силу и может  применяться, и когда он утраивает  силу.

   Как уже было указано выше, общий порядок вступления закона в силу определяется Федеральным законом от 14 июня 19956 года. В ст.6 этого закона сказано: «Федеральные конституционные, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления в силу.

   Время вступления закона в силу может быть указано в самом законе, например с момента опубликования или с точно указанной даты.

   Значительным  демократическим достижением России является обязательность опубликования  законов. В ч.3 ст.15 Конституции РФ говорится: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные  законы не применяются».

   Официальным опубликованием  федерального закона считается первая публикация его  полного текста в «Российской  газете» или в «Собрании законодательства  Российской Федерации».

Информация о работе Уголовный закон во времени и в пространстве