Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:47, контрольная работа
Эта тема никогда не потеряет своей актуальности в силу присутствия асоциальных элементов в обществе на любой стадии его развития вне зависимости от типа государства или формы правления. Создание любого закона всегда предусматривает наличие лиц, которые будут сопротивляться его исполнению. А значит совместно с законом всегда создаётся санкция за его нарушение. Наиболее весомой и ярко выраженной отраслью здесь выступает уголовное право. Именно оно определяет меру ответственности лица за совершённое им преступление.
Введение……………………………………………………..
Основная часть………………………………………………
Судебник 1497 года……………………………………………
Судебник Ивана IV 1550 года…………………………………
Соборное уложение 1649 года…………………………………
История развития карательных органов
Русского государства XV-XVIIвв………………………………
Заключение……………………………………………………..
Список использованной литературы………………………….
Регистрационный №_________
«_____»______________2012 г.
по дисциплине История государства и права России
Тема работы Уголовное право и карательная политика в Русском государстве XV–XVIIвв
Выполнил студент группы
отделения заочного и
очно-заочного
фамилия
_____Денис Васильевич ____________
Домашний адрес_Алтайский край г.
Барнаул _ул. Исакова 113 кв. 51______
______________________________
Телефон__89069459684 _____________
Преподаватель
_кандидат исторических наук, доцент__
ученая степень, звание
_____________Дитятев Н.Д.____ _
фамилия. имя, отчество
ОЦЕНКА________________________
«_____»_____________2012 г.
Подпись_______________________
Барнаул 2012 г.
Содержание.
Русского государства XV-
I.Введение.
Данная работа посвящена изучению уголовного права России в XV–XVIIвв. в целом и карательной политики в частности.
Эта тема никогда не потеряет
своей актуальности в силу присутствия
асоциальных элементов в
В своей работе я рассмотрю развитие уголовного права и карательной политики на примере законодательства России в XV – XVIIвв.
II. Основная часть.
Первые известные нам уголовно-правовые нормы Древней Руси были закреплены в договорах с Византией 907, 911, 944 годов и в Русской правде. В этот период основой для писаного права служили правовые обычаи. Преступления в этот период не считались опасными для общества в целом, рассматривались как посягательство на личные интересы, что выражалось в установлении имущественной компенсации ущерба («виры») и возможности применения наказаний, основанных на принципе талиона[1].
В XV—XVII веках уголовно-правовые нормы окончательно приобрели публичный характер, преступления стали рассматриваться как деяния, угрожающие всему обществу в целом; в памятниках права этого периода (Судебники 1497, 1550 годов, Соборное уложение 1649 года) светские уголовно-правовые нормы отделяются от церковных, однако всё ещё неразрывно связаны с нормами других отраслей права[2]. Именно с анализа этих источников права я и начну изучение свою работу.
Первое упоминание о Судебнике 1497 года имеется в Записках о Московии австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, бывшего послом императора Максимилиана I при дворе Василия III. Опубликованные в 1556 году в Базеле на латинском языке, эти записки раскрывали содержание лишь первых статей Судебника (3—7, 9—16) о порядке решения споров при помощи судебного поединка и наказаниях за разного рода преступления1.
Рукопись Судебника 1497 года была обнаружена в 1817 году П. М. Строевым и опубликована им совместно с К. Ф. Калайдовичем в 1819 году. Она остается до сих пор единственным известным списком Судебника и хранится в фонде Государственного древлехранилища Центрального государственного архива древних актов в Москве.
Этот памятник русского феодального права был создан в эпоху правления Ивана III, которая была ознаменована преодолением феодальной раздробленности и созданием московского централизованного государства.
Усиление власти великого князя, возрастание влияния боярства, появление аппарата управления централизованным государством вызвали необходимость принятия нового нормативно-правового акта, отвечающего вышеуказанным реалиям.
При создании судебника его авторы опирались на нормативную базу предшествовавших ему источников русского права. Таким образом к источникам нового нормативно-правового акта относятся :
Особенностью Судебника 1497 года было преобладание норм процессуального права, регулирующих ведение розыскного и судебного процесса, над нормами материального права. Причина этого в том, что Законодатель небезосновательно полагал, что имущественные, обязательственные и семейные отношения уже урегулированы силой обычая и традиции, поэтому не стоит включать в Судебник «общеизвестные истины». Таким образом, Судебник стал, прежде всего, инструкцией для проведения судебных заседаний. Следовательно можно делать вывод о возросшей роли судов в жизни Русского Государства.
Процесс в целом носил состязательный характер, то есть строился на началах процессуального равенства сторон и разделения функций между обвинителем, защитой и судом. При этом обвинитель нёс «бремя доказывания» виновности обвиняемого, а суд выступал как арбитр между сторонами. Однако уже наметились черты розыскного или инквизиционного процесса. Для последнего характерно отсутствие прав у обвиняемого и возможности состязания с обвинителем, тем более, что для этого процесса характерно слияние в одном лице функции судьи, обвинителя и защитника.
Одним из нововведений Судебника. которое свидетельствует об усилении роли следствия в решении дел, это определение в ст. 34 пытки, как одного из средств достижения истины. Так же предусматривалось письменное ведение протокола.
Система наказания стала более жесткой по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Судебник упоминает такие наказания, как смертная казнь, битье кнутом, денежные взыскания.
Среди преступлений по Судебнику появились такие, как государственная измена (коромола), преступление по службе, преступление против судебной власти.
Выделяется два вида судебных органов - государственные и вотчинные. Суд вершили наместники и волостели. Вотчинный суд (суд феодала) вершился над крестьянами дворцовых вотчин, монастырей, бояр и помещиков. В вотчинном и государственном судах участвовали представители местного населения, старосты и судные люди.
Вызов в суд совершали специальные люди - ездовые, доводчики, недельщики. Неявка ответчика – признание его вины. Неявка обвинителя в суд – прекращение дела. Судебную власть осуществляли губные учреждения. По судебнику церковь добилась признания обязательного церковного брака через венчание. Что значительно сократило количество поводов к разводу[1].
______________________________
Этот нормативно-правовой акт был принят на первом на Руси Земском соборе в 1549 году при участии Боярской думы. В 1551 году Судебник был утвержден Стоглавым собором, созванным по инициативе царя Ивана IV Грозного. Непосредственной причиной принятия Судебника была необходимость консолидации сил феодалов для подавления народных восстаний, ограничения боярского произвола в суде и управлении.
По сравнению с Судебником 1497
расширен до 100 статей, но и в нем
преобладают нормы
Кроме того, новый Судебник отличается строгостью наказаний за нарушение утвержденного порядка. Новые неотмененные узаконения прежнего Судебника Царский судебник развил с большей подробностью. Судебник царя Ивана Васильевича так же, как и Судебник 1497, делится на две половины, из которых в 1-й говорится о порядке суда, а 2-я включает в себя узаконения по частному гражданскому праву.
По Судебнику 1550 виды суда были те же, какие и по Судебнику 1497:
1. Суд наместничий
или волостельский. Здесь, в
отличии от Судебника 1497 года,
Царский судебник развивает
Во-вторых, записку судного дела, писанную земским дьяком и подписанную дворским или старостой и целовальниками, наместник должен был хранить у себя, а противень этой записки, писанный наместничьим дьяком и за печатью наместника, должен был храниться у дворского или старосты и целовальников.
В-третьих, хотя Царский судебник предоставлял наместникам и волостелям с их тиунами судить татей, душегубцев и всяких лихих людей, но без докладов в высший суд ни казнить их, ни сажать в тюрьму, ни отпускать не позволял, а если они поступали против этого узаконения, то с них доправлялось вдвое против иска и их самих сажали в тюрьму.
В-четвёртых, если в одном городе или волости были два наместника или волостеля, то они должны были судить вместе и делить кормы и судные пошлины пополам, но не должны были брать двойных кормов и пошлин, иначе с них взыскивалось втрое.
В-пятых, недовольные судом наместника или волостеля имели право жаловаться государю, который вызывал их в свой суд и судил как простых ответчиков.
2. Суд боярский. По Царскому судебнику боярский суд был предоставлен боярам и окольничим — членам Царской Боярской думы, начальникам приказов, в ведомстве которых был тот или другой город. Кроме того, боярский суд предоставлялся некоторым наместникам, а также дворецким и казначеям, заведовавшим Дворцовым (см.: Приказ Большого дворца) и Казенным (см.: Приказ Большой казны) приказами. В боярском суде были также дьяки и подьячие. Если боярин не давал суда жалобщику по его челобитной, то последний имел право жаловаться государю, который отсылал жалобщика назад к боярину с приказанием дать ему суд; а если и после этого боярин не давал суда, то подвергался государевой опале.
3. Царский суд. Этот суд
4. Суд святительский.
Уголовный суд по Царскому судебнику в главных своих основаниях одинаков с тем, какой был и по Судебнику 1497, только в Царском судебнике он развит подробнее. Особенно важным нововведением Царского судебника относительно уголовного суда нужно признать то, что он сделал разделение между разбойными, душегубными и татебными делами и назначил для двух первых особых судей, называвшихся губными старостами. Относительно суда над татями Царский судебник предписывает, во-первых, что если тать будет приведен с поличным в первый раз, то его судить обычным судом, т. е. гражданским, но в то время, когда наместник будет производить суд, сделать повальный обыск о тате, т. е. спросить о нем у того общества, к которому он принадлежит. Если общество на повальном обыске называло татя лихим человеком, то его подвергали пытке, и если под пыткой он сознавался в преступлении, то его казнили, а если не сознавался, то сажали в тюрьму и держали в тюрьме до смерти, а иск доправляли из его имения. Если же при повальном обыске общество называло уличаемого в краже добрым человеком и показывало, что он не бывал уличен в краже прежде, то его били кнутом на торгу и
Информация о работе Уголовное право и карательная политика в Русском государстве XV–XVIIвв