Учение Гегеля о государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 08:24, контрольная работа

Описание работы

В своем учении Гегель рассмотрел идею государства и права, считая задачей науки о праве и государстве не разработку представлений о должном разумном праве и государстве, а нахождении разумного в самой действительности. Гегель не стремился противопоставить свой политический идеал действительности, а стремился прежде всего найти разумность в самой действительности; отсюда призыв к примирению с самой действительностью, отказ от построения должного разумного права и государства и стремление оправдать как разумное существующее.

Содержание

Введение…………………………………………….......................................................... 3
1.Метод философии Гегеля…………………………………………………………...5
2.Философия права Гегеля……………………………………………………………..7
3.Философское учение Гегеля о государстве…………………………………9
Заключение…………………………………………………………………………………..11
Литература……………………………………………………………………………………12

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ по ИПУ.docx

— 34.33 Кб (Скачать)

            ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                                                   им. Т.Г ШЕВЧЕНКО

                   ИНСТИТУТ  ИСТОРИИ,  ГОСУДАРСТВА   И  ПРАВА  

 

                   КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ

 

                                КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

      ПО ПРЕДМЕТУ «История Политических Учений»

   НА  ТЕМУ: «Учение Гегеля о государстве»        

 

 

 

                      

                                          Выполнила : студентка 5-го  курса,

                                                                             спец. «политология», з\о,53 группы

                                                                            Саратян  Марина  Валерьевна

                                                                             -----------------------------------------

                                                                              Проверила: Научный руководитель

                      Доцент кафедры

                      политологии и социологии  

                      Осипова Светлана Анатольевна

                                                                     -------------------------------------------

                                 

                                              Тирасполь, 2011г.

 

 

                      

                                                                           

                                                    СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

Введение…………………………………………….......................................................... 3

1.Метод философии Гегеля…………………………………………………………...5

2.Философия права Гегеля……………………………………………………………..7

3.Философское учение Гегеля о государстве…………………………………9

 Заключение…………………………………………………………………………………..11

 Литература……………………………………………………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  ВВЕДЕНИЕ

Георг Вильгельм Фридрих  Гегель родился 27 августа 1770 г. в городе Штудгарте в семье крупного чиновника. Получив в местной гимназии первоначальное образование 1788 г. был зачислен в число студентов теологического института в Тюбингене. По окончании, с 1797 г. работал домашним учителем, далее служил директором гимназии Нюренберге. С 1801 г. преподавал в Ненском университете. С 1816 г. Гегель - профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г. - Берлинского, где некоторое время был и его ректором.Уже в студенческие годы Гегель был занят творческим освоением и осмыслением достижений предшествующей  политической и правовой философии. Философия права Гегеля одна из наиболее знаменитых работ во всей истории правовой, политической мысли. Это синтез философских и политико-правовых исследований Гегеля на протяжении ряда лет.Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии.

Он открыл и обосновал  с позиции объективного идеализма  основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику, как метод познания её антиподу, метафизике, так как по его мнению явление не менее объективно, чем сущность.

В своем учении Гегель рассмотрел идею государства и права, считая задачей науки о праве и государстве не разработку представлений о должном разумном праве и государстве, а нахождении разумного в самой действительности. Гегель не стремился противопоставить свой политический идеал действительности, а стремился прежде всего найти разумность в самой действительности; отсюда призыв к примирению с самой действительностью, отказ от построения должного разумного права и государства и стремление оправдать как разумное существующее. Гегель первым различает гражданское общество и политическое государство, трактуя гражданское общество, как опосредованная трудом, система потребностей покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве. Также разделяет сословия и подразделяет политическое государство

на три власти, считая подлежащее разделение властей в  государстве гарантией публичной свободы. Высшим моментом идеи государства и Гегеля представляет идеализацию суверенитета. Гегель выделил национальную сущность государства, поделив всемирную историю мира на четыре всемирно-исторических мира, возвеличивал при этом германские народы и приукрашивая степень развитости Пруссии и других немецких государств .В данной работе основные вопросы Гегелевской философии о государстве и праве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 1.Метод философии Гегеля.

При выработке основных принципов  своих учений Гегель использовал  важнейшие выводы философских систем древнего мира нового времени, естественных и общественных наук. Обобщая предшествующие системы, он критически развивал и своевременно истолковал элементы философских воззрений Вольфа, Спинозы, Лейбница, Канта, Рихте, Шеллинга. “Философия Гегеля – максимально рационализированный и логизированный объективный идеализм. В основе всего сущего лежат законы мышления, то есть законы логики. Но логики не формальной, а

совпадающей с диалектикой - диалектической логики. На вопрос откуда взялись эти законы Гегель отвечает просто: это мысли бога до сотворения мира. Логика есть изображение бога каков он есть в своей вечной сущности до сотворения природы и

какого бы то  ни было конечного духа. Гегель считал материализм беспорядочным неправомерным направлением.

Философская система делится  Гегелем на три части: 1)логика; 2)философия природы; 3)философия духа.

Исходным пунктом философии  Гегеля выступает тождество мышления и бытия, это тождество представляет собой субстанциональное единство мира. Но тождество не абстрактное, а конкретное, то есть предполагающее и различие. Мышление и бытие подчинены одним и тем же законам, в этом смысле Гегелевского положения о конкретном тождестве. Объективное абсолютное мышление есть движущая сила всего сущего и выступает оно, как абсолютная идея, которая непрерывно развивается. Восхождение от абстрактного к конкретному - общий принцип развития. Новаторство Гегеля в том, что его логика прорывает узкий горизонт формальной логики. Логические формы не только содержательны, но и находятся во взаимной связи и развитии. Гегель провозглашает единство. тождество диалектики, логики и

теории познания. Гегелю присущ гносеологический оптимизм, убеждение в познаваемости мира. Субъективный дух, человеческое сознание, постигая вещи, обнаруживает в них проявление абсолютного духа, отсюда вывод : все действительное разумно, все разумное действительно. Гегель полагал, что существующее разумно, именно

когда оно выражает какую-то необходимость, закономерность.

Второй ступенью развития абсолютной идеи Гегель считал природу. Пораженная духом, природа не имеет независимо от него существования.

Третья ступень гегелевской  системы - философия духа. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в абсолютном духе.

Саморазвитие духа идет по трем ступеням:

1) “субъективный дух” - индивидуальное  человеческое сознание

2) “объективный дух” - человеческое  общество, и три главные формы : право, нравственность, государство.

3) “абсолютный дух” - включает  искусство, религию, философию.

Дух есть нечто единое и  целое, но находящееся в процессе развития, перехода от низменного к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы. С точки зрения Гегеля мир, как совокупность природы и духа, находящихся не вне абсолютного , а в нем самом. Саморазвитие мира, есть история абсолютного духа; признание этого Гегелем, влекло за собой важный в методологическом отношении вывод для построения всей гегелевской философии - способ, каким может быть познано абсолютное, вовсе не  должен быть принципиально иным, чем способ познания мира природы и мира духа.

 

                               2.Философия права Гегеля.

 

Право с точки зрения Гегеля есть наличное бытие свободной воли. “Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли”. Понятие права значительно более широко чем юридическое понятие о праве, оно охватывает “наличное бытие всех отраслей свободы. Это есть объективно идеалистическое понятие права. Разум, дух в области общественных отношений людей с точки зрения Гегеля творит свою работу при помощи индивидуальной воли отдельных лиц и создает объективный мир свободы, то есть право.

В положении Гегеля о том, что через индивидуальную волю отдельного лица осуществляется всеобщая воля, можно видеть отражение в идеалистически извращенной форме представления о зависимости индивидуального сознания от общественного сознания.

Рассмотрение процесса осуществления  якобы подлинной свободы в

действительности не является в учении Гегеля предметом философии  права. Понятие о праве в представлении Гегеля имеет своей основой не волю отдельного лица, а некую себе и для себя сущую, всеобщую волю, имеющую самостоятельное существование во времени, пространстве  и выражающую объективно разумную, а не субъективный произвол отдельного лица, что существенно отлично от понятия о праве данное Кантом и всеми сторонниками критической философии. Категорический императив Канта в области права гласит: “Поступай так, чтобы твоя свобода могла сосуществовать со свободой всех людей, исходное положение - свобода отдельной личности”. Гегель же стремиться постигнуть разумную сущность права и государства самих по себе, независимо от прав и интересов отдельной личности. Он трактует положительное право как выражение самого разума, чтобы тем самым обосновать неправомерность, но революцию уничтожения,

не отрицая при этом возможности элементов насилия  и тирании в положительном праве, но считает их для самого права чем-то случайным, не касающимся природы права самого по себе, как нечто разумного, как в себе и для себя сущей свободы воли.

В “философии права” как  составной части системы гегелевской  философии развитие духа дается через развитие диалектического движения понятия права от его абстрактных форм до конкретных - от абстрактного права к моральности, а затем к нравственности.

Философия права в качестве части философии имеет “определенную  исходную точку, которая есть результат и истина того, что ей предшествует и что составляет ее так называемое доказательство. Поэтому понятие права по своему становлению трактуется вне науки права, его дедукция предполагается здесь уже имеющейся и его следует принимать как должное. “Философская наука о праве, - отмечает Гегель, имеет своим предметом идею права - понятие права и его осуществления. Идея права которая и есть свобода, по замыслу и исполнению Гегеля, развертывается в мир права, ее сфера объективного духа предстает как идеальная правовая деятельность - объективация форм права и свободы.

 

 

 

 

 

 

 

                   3.Философское учение Гегеля о государстве.

Гегель различает гражданское  общество и государство. Философ  обобщив и проанализировав договорные теории о гражданском обществе английских и французских философов XVIII  в.. последние выводы А. Смита и Д. Ринардо, пришел к выводу, что то, что англичане и французы называли государством, в действительности им не является. а образует систему социально-экономических отношений людей, которых Гегель назвал гражданским обществом. Отношения людей внутри этого общества определяются их материальными интересами существующим в обществе разделением труда и различными способами удовлетворения этих потребностей.

“Гражданское общество, пишет Гегель, - создано. впрочем лишь в современном мире, который всем определениям идеи предоставляет их право”. Гражданское общество - сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. с точки зрения развития понятия права реконструируется взаимосвязь и взаимообусловленность особенного и всеобщего.

Гегель изображает гражданское  общество как раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество, как войну всех против всех.

Три основных момента гражданского общества являются:

- система потребностей;

- отправление правосудия;

- полиция и корпорация.

Гегель обосновывает необходимость  публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных. Критикуя концепцию вездесущего полицейского государства.

Гегель выделяет в структуре  гражданского общества следующие сословия:

1) субстанциональное (землевладельцы - дворяне и крестьяне);

2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);

3) всеобщее (чиновники).

Гражданское общество  и  государство, по Гегелевской концепции, соотносятся как рассудок и разум: гражданское общество - это “внешнее государства”, “государство нужды и рассудка, а подлинное государство - разумно. Поэтому в философско-логическом плане гражданское общество расценивается Гегелем как магнит государства, как то, что снимается в государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

 

                          Заключение

 

 

 

 

Философско-правовое учение Гегеля оказало огромное влияние  на последующую историю политико-правовой мысли. Гегелевская философия давала довольно широкий простор для обоснования как консервативных, так и критических оппозиционных воззрений.

Информация о работе Учение Гегеля о государстве