Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 14:06, доклад
В Риме учебные заведения, или школы (scholae) для совместного обучения мальчиков и девочек, были известны с III в. до н.э. Как в Греции, до 7 лет дети воспитывались дома под присмотром рабов, нередко ими были греки, учившие их греческому языку. Затем они отправлялись в школы, где обучались сыновья и дочери свободных римлян и вольноотпущенников, то есть бывших рабов. Владельцами таких частных школ чаще всего были греческие рабы, получившие свободу.
В Риме учебные заведения,
или школы (scholae) для совместного обучения
мальчиков и девочек, были известны с III
в. до н.э. Как в Греции, до 7 лет дети воспитывались
дома под присмотром рабов, нередко ими
были греки, учившие их греческому языку.
Затем они отправлялись в школы, где обучались
сыновья и дочери свободных римлян и вольноотпущенников,
то есть бывших рабов. Владельцами таких
частных школ чаще всего были греческие
рабы, получившие свободу.
Начальную пятилетнюю школу (с 7 до 12 лет)
дети проходили под руководством литератора,
который учил их (как в Греции грамматист)
чтению, письму и счету. Иногда арифметикой
занимался особый учитель, именуемый знакомым
нам словом калькулятор. Счетным материалом,
как и в Греции, служили камешки, а также
пальцы на руках. На левой руке были единицы
и десятки, на правой — сотни и тысячи.
Таблицу умножения ребята должны были
зазубрить. Заучивая на память, ученики
повторяли хором за учителем. В школе царила
жесточайшая дисциплина. Применялись
и телесные наказания, против которых
выступали милосердные учителя и прогрессивные
философы.
Учебный год начинался в марте. Свободные
от учебы дни назывались в Риме "фериями"
(feriae), то есть праздничными днями.
Религиозных и государственных праздников
было много, так что дети успевали отдохнуть
от уроков. Летом занятий не было: приблизительно
с конца июля, когда всходил Сириус, самая
яркая звезда в созвездии Большого Пса
(Canis Major), наступали каникулярные дни —
каникулярии (caniculares), иначе, "дни собачек",
самые знойные в году. Дети прекращали
занятия и возобновляли их только к середине
октября, когда спадала жара. Зато учились
римские мальчики и девочки целый день,
от зари до вечера, делая перерыв лишь
для обеда.
Специальных школьных зданий, подобных
современным, не было, обычно снимали помещение
в частном доме. Столов тоже не было, учитель
восседал на катедре (кафедре) — кресле
с высокой спинкой, а дети располагались
на стульях или табуретах, держа в руках
и на коленях школьные предметы. Писали,
как и греки, на навощенных табличках.
Иногда использовали папирусные свитки
и даже пергамен, который после употребления
продавался торговцам для обертывания.
На стенах школьного помещения висели
разной величины таблицы и картины с изображением
мифологических и исторических сцен.
Дети из малообеспеченных семей в начальной
школе завершали свое образование. Девочки
под руководством частного учителя —
грамматика — продолжали обучение дома.
Римляне серьезно относились к воспитанию
и образованию женщин. Девушки должны
были знать литературу, грамматику, риторику,
уметь петь, танцевать, понимать музыку,
некоторые из них специально занимались
географией, геометрией, математикой и
даже медициной. Лучшим комплиментом молодой
римлянке были слова "puella docta". Мальчики
12 лет приступали к среднему школьному
образованию. На этом этапе их учителем
был грамматик, с которым они читали греческих
и римских поэтов, писателей, философов,
драматургов. От него они получали знания
о литературе, ее жанрах, о музыке. Необходимым
считалось изучение астрономии, грамматики
и геометрии.
Для знатных юношей 16 (18) лет была доступна
и третья высшая ступень образования:
школа ритора (риторика значит "красноречие").
Здесь учились ораторскому искусству,
искусству спора, упражнялись в составлении
речей на исторические, литературные и
политические темы, овладевали декламацией.
Жители провинций отправляли подростков
и юношей учиться в большие города.