Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:19, статья
Во II половине 80-х годов XX века в Советском Союзе начинается экономический, политический и идеологический кризис, который способствовал распаду СССР. 14 ноября 1991 года Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан и Азербайджан в Ново-Огорьеве попытались создать «Союз суверенных государств». Но никто, кроме М.Горбачева не подписал этот договор. 8-го декабря 1991 года главы трех славянских республик-Украины, России и Белоруссии подписали в Беловежской пуще (Беларусь) договор о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) (4, декабрь 1997,).
Участие Азербайджана в СНГ и вопрос об урегулировании Армяно-Азербайджанского Нагорно-Карабахского конфликта
Сеидова С.М.-доц. кафедры Истории тюркских и Восточно Европейских Народов Азербайджанского Государственного Педагогического Университета
Во II половине 80-х годов XX века в Советском Союзе начинается экономический, политический и идеологический кризис, который способствовал распаду СССР. 14 ноября 1991 года Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан и Азербайджан в Ново-Огорьеве попытались создать «Союз суверенных государств». Но никто, кроме М.Горбачева не подписал этот договор. 8-го декабря 1991 года главы трех славянских республик-Украины, России и Белоруссии подписали в Беловежской пуще (Беларусь) договор о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) (4, декабрь 1997,). До конца 1991 года президенты девяти республик, в том числе Азербайджана изъявили желание вступить в СНГ. 21-го декабря в Ашхабаде 11 государств – Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения, также Россия, Белоруссия, Украина, Азербайджан и Армения присоединились к договору (4, 1991, декабрь, №50). Именно, в этот день 11 республик объявили официально о роспуске СССР. Но, Азербайджанский парламент не ратифицировал этот договор и только 24-го сентября 1993-го года Азербайджан вступил в СНГ.
22
января 1993 года в Минске на
заседании Совета глав
15-го мая 1992 года в Ташкенте государства (за исключением Азербайджана и Грузии) входящие в СНГ подписали договор о коллективной безопасности. Из-за Армяно-Азербайджанского Нагорно-Карабахского конфликта Азербайджан не присоединился и не может, присоединится к договору о коллективной безопасности СНГ(9).
23-24 декабря 1993 года на совместном заседании Совета глав государств и глав правительств СНГ в Ашхабаде выступил президент Азербайджанской Республики Г.Алиев, который заявил об агрессии Армении против Азербайджана (8).
4-5 мая 1994 года в столице Киргизии Бишкеке состоялась встреча с участием представителей Азербайджана и Армении. Инициатором этой встречи стала Межпарламентская Ассамблея СНГ (7, Отдел международных отношений, Встречи председателя, 1997 г., январь-март, с.90-91). Итогом встречи стал Бишкекский протокол о прекращении огня, который остановил массовое кровопролитие на территории Азербайджана. Однако, сложившееся положение «ни войны, ни мира» не может служить достижению окончательного мира в регионе.
Со
дня выступления в СНГ
Из-за Армяно-Азербайджанского Нагорно-Карабахского конфликта не во всех вопросах Азербайджан участвовал в деятельности политических и экономических структурах СНГ. Особенно это касается вопроса совместной охраны внешних границ СНГ. В начале 1995 года на совещании Совета командующих пограничными войсками СНГ Азербайджан заявил о захвате 20% территории Азербайджана Арменией.В феврале 1995 года в Алма-Ате состоялось совещание Совета глав государств СНГ и 10 февраля было принята конвенция об охране внешних границ пограничными войсками государств – участников СНГ(9).Азербайджан отказался подписать документ по вышеуказанной причине и сделал заявление о неприемлемости этой конвенции.
В июле 1997 года Президент Азербайджанской Республики Г.Алиев совершил свой первый официальный визит в Российскую Федерацию и именно этот визит можно считать переломным моментом в истории российско – азербайджанских отношений (1, с. 224). В 1997 году РФ и Армения подписывают договор «О дружбе», которое предусматривало и военное сотрудничество (4, 1997, декабрь, №50). Несмотря на то, что эти государства заявили о том, что договор не направлен против третьего государства он противоречил интересам Азербайджана.
Взаимоотношения Азербайджана с другими членами Содружества взаимоотношения Азербайджана также были неоднозначными. В этот период Туркменистан выдвигает Баку территориальные претензии о принадлежности азербайджанских нефтяных месторождений «Азери» и «Чираг».(4, 1997, декабрь, №50). С другими среднеазиатскими странами взаимоотношения были стабильными. Однако 28 августа 1995 года на Бишкекском саммите тюркоязычных стран, когда президент Азербайджана Г.Алиев предложил отметить Нагорно-Карабахский конфликт в заключительной декларации среднеазиатские страны не поддержали Азербайджан (4, 1995, 2 сентября, №32).Только начиная с 1996 года взаимоотношения Азербайджана с Казахстаном и Узбекистаном улучшились.
В 1999 году Баку посещает исполнительный секретарь СНГ Ю.Яров.Он предлагает привлечь наблюдателей из СНГ в процесс урегулирования Армяно – Азербайджанского конфликта. Однако, это предложение было отвергнуто руководством Азербайджанской Республики (4, 1999, 6 августа).
25 января 2000 года состоялся очередной саммит СНГ в Москве (9). Председателем Совета Глав государств избирается В.Путин. С избиранием В.Путина на эту должность начинается новый этап в истории СНГ. Позиция России меняется в лучшую сторону и официальный визит президента Российской Федерации В.Путина 9 января 2001 года в Баку это подтверждает (7, ф.2941, оп 1, д.897, л. 250-270). С этого момента Азербайджан стал возлагать надежды на активизацию роли России, являющейся одним из сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Во время официального визита в 2001 году Президент Российской Федерации В.Путин поддержал территориальную целостность Азербайджанской Республики. В этот период руководство Азербайджанской Республики придает большое значение развитию и укреплению связей со странами СНГ в целом и с Российской Федерации в частности. В мае 2001 года Азербайджан посещает с официальным визитом секретарь Совета Безопасности России В.Рушайло (4, 2001 г., 16 мая, №90). Во время визита обсуждался Нагорно-Карабахский конфликт. Конфликт оказывает негативное влияние не только на Азербайджан, но и на весь регион Кавказа. Россия также заинтересована в мире на Кавказе, так как только мир на Кавказе может создать предпосылки для экономического развития.
В апреле 2001 года на VII Саммите глав тюркоязычных государств и Турции проходившем в Стамбуле Президент Азербайджанской Республики Г.Алиев на Саммите подчеркнул агрессию Армении против Азербайджана(3, с.3). Однако в мае 2001 года в Ереване на сессии Совета стран – участниц Договора о коллективной безопасности тюркоязычные государства СНГ заявили о готовности сотрудничать с Арменией(6, 2001, 31 мая). На саммитах и на встречах СНГ неоднократно обсуждался Армяно-Азербайджанский Нагорно-Карабахский конфликт.15-16 сентября 2004 года в столице Казахстана в Астане состоялась встреча президентов Азербайджана, Армении с участием президента России. В переговорах также участвовали сопредседатели Минской группы. На очередном заседании Совета Глав государств СНГ в Казани (26 августа 2005 года) эта позиция еще раз была подтверждена Азербайджаном (2, 2004, сентябрь, №38).
Конфликт входит в число «замороженных конфликтов». Но любая страна, участвующая в процессе урегулирования Армяно-Азербайджанского конфликта должна понимать, что Нагорный Карабах – эта азербайджанская земля и статус автономии она может получить только в составе Азербайджана. Неоднократно в своих выступлениях Президент Азербайджана И.Алиев подчеркивал : «Мы готовы предоставить живущим в Карабахе армянам статус высокой автономии. Готовы обеспечить их безопасность. В том числе совместно с международными организациями». (5, с. 104).
На
наш взгляд без серьезной помощи
международных организаций
Для Азербайджана важно участие в СНГ и в других международных и региональных организациях с целью мирного урегулирования Армяно-Азербайджанского Нагорно-Карабахского конфликта.Экономическое развитие Азербайджана позволить ему в ближайшие время успешно решить этот конфликт.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аббасбейли А., Гасанов А. Азербайджан в системе международных и региональных организаций. Баку, Азернешр, 1999, 256 с.
2. «Аргументы и факты», 2004, сентябрь, №38
3. «Возрождение – XXI в», 2001, №39
4. «Зеркало» за 1992-2001 г.
5. Карабах обсуждается. Баку: Общество Гуманитарных исследований, ресурсы примирения, 2006, 333 с.
6. «Неделя», 2001, 31 мая
7. Текущий архив Милли Меджлиса Азербайджанской Республики за 1997-2001 гг.
8. www.aliyevheritage.org
9. www.ec-cis.org.
10. www.eurasianet.org.