«Тургеневская девушка» или русский дворянин в поисках женского идеала

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 11:54, реферат

Описание работы

Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в Орле в дворянской семье. Детские годы он провел в богатой материнской усадьбе Спасское-Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии. По матери- Варваре Петровне - Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду Лутовиновых, которые жили в Орловской губернии домоседами и в русские летописи не вошли.
Отец, Сергей Николаевич, принадлежал к славному в российских летописях роду Тургеневых, выраставшему из татарского корня. В 1440 году из Золотой Орды к великому князю Василию Васильевичу выехал татарский мурза Лев Турген, принял русское подданство, а при крещении в христианскую веру и русское имя Иван. От Ивана Тургенева и пошла на Руси дворянская фамилия Тургеневых.

Работа содержит 1 файл

Тургеневская девушка.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

Внешний облик Елены  напоминает птицу, готовую взлететь, и ходит героиня «быстро, почти стремительно, немного наклонясь вперед». [4.]

Деятельное добро —  идеал Елены, связанный с её пониманием счастья. Однако в самой жажде  самоотречения есть у Елены Стаховой ещё одно важное отличие от Лизы Калитиной. Та отрекается только от эгоистической потребности счастья и несёт на себе тяжесть ответственности за несовершенство мира, Стахова же видит счастье в отречении от самой себя, от личностной свободы и от ответственности прежде всего. Отречение от ответственности за свои действия соединяется у подобного типа «борцов» с частой решительностью осуждения людей, даже с безжалостностью к ним. Слабость возмущала её, глупость сердила, ложь она не прощала «во веки веков»; требования её ни перед чем не отступали, самые молитвы не раз мешались с укором.

Молитвы мешались с осуждением... Характеристика явно религиозного уровня. Углубление такой черты было бы губительно для индивидуальности, и поэтому  здесь находится тот предел, далее  которого Тургенев не пожелал продолжить развитие любимого литературного типа.

В "Накануне" Тургенев вновь попытался осмыслить проблему земного счастья. Решение этой проблемы — в судьбе главных героев. [1.]

«Отцы и дети».

На первый взгляд кажется, что в “Отцах и детях” тургеневской девушкой могла бы стать Одинцова, если бы она реализовала совет Базарова почитать Ganot A. Traité élementaire de physique expérimentale. Но тайна тургеневской девушки в романе “Отцы и дети” в том, что она — Базаров. А тут недалеко уже и до желтого дома со всеми его мизантропами-разночинцами, революционерами, народными миннезингерами и трубадурами и неизбежной физикой коитального света (т.е. физикой, объединяющей в себе coitus+cogito).

 Базаров, ставший  селадоном, — это и есть  искомая интенция тургеневской девушки, неизбежно завершающая себя в танатальном эросе, труположестве. Медицинская катастрофа Базарова — это полное принятие им на себя нулевой степени аффекта тургеневской девушки, и неважно, что персонаж здесь мужского пола. [2.]

 

Вместе с образом "тургеневской девушки" входит в произведения писателя образ "тургеневской любви". Как правило, это первая любовь, одухотворенная и чистая. В ней что-то сродни революции: "Однообразно-правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновенье, молодость стоит на баррикаде, высоко вьется ее яркое знамя, и что бы там впереди ее ни ждало - смерть или новая жизнь,- всему она шлет свой восторженный привет". Все тургеневские герои проходят испытание любовью - своего рода проверку на жизнеспособность. Любящий человек прекрасен, духовно окрылен. Но чем выше он взлетает на крыльях любви, тем ближе трагическая развязка и - падение...

С Тургеневым не только в  литературу, в жизнь вошел поэтический  образ спутницы русского героя, «тургеневской девушки». Писатель избирает цветущий период в женской судьбе, когда в ожидании избранника встрепенется девичья душа, проснутся к временному торжеству все дремлющие ее возможности. В эти мгновения одухотворенное женское существо прекрасно тем, что оно превосходит само себя. Излучается такой преизбыток жизненных сил, какой не получит отклика и земного воплощения, но останется заманчивым обещанием чего-то бесконечно более высокого и совершенного, залогом вечности. [4.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений – 2003 год

2.Зимовец С. Тургеневская девушка: генеалогия аффекта

3.Лотман Л. М.  Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. (Истоки и эстетическое своеобразие). Л.: Наука, 1974

4.Лебедев Ю.В. Преходящее и вечное в художественном мире Тургенева.

5.Немзер А.С. А. Тургенев Иван Сергеевич - жизненный путь и творчество www.biografii.ru

6.Пустовойт П.Г. Проблемы изучения творчества Тургенева. Курск, 1984.

7.Тургенев И. С. Собрание сочинений.


Информация о работе «Тургеневская девушка» или русский дворянин в поисках женского идеала