Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:40, реферат
Через несколько лет после начала иранской революции раз¬вернулись революционные события в Турции. Они были вызва¬ны теми же глубинными причинами.
Превращение Османской империи в полуколонию империа¬листических держав сопровождалось ростом капиталистических отношений. Однако усилившаяся эксплуатация страны иност¬ранными колонизаторами стала решающим препятствием для развития турецкого национального капитализма.
Гнет иноземных колонизаторов был неразрывно связан с со¬хранением феодальных и полуфеодальных форм эксплуатации трудящихся Османской империи и абсолютистским деспотиче¬ским режимом Абдул-Хамида II. Примерно 65% обрабаты¬ваемой земли принадлежало помещикам, феодальному государ¬ству и мусульманскому духовенству. Большинство этих земель арендовалось безземельными и малоземельными крестьянами в порядке полуфеодальной издольщины. В некоторых районах империи (например, в Курдистане) сохранялись более прими¬тивные формы феодальных отношений. Господство феодальных пережитков в деревне определяло узость внутреннего рынка, препятствовало развитию в стране капиталистической промыш¬ленности.
В декабре 1908 г. собрался турецкий парламент. Большин¬ство депутатских мест получили сторонники комитета «Едине-ние и прогресс», который в октябре 1908 г. провозгласил себя политической партией. Однако в состав правительства его пред¬ставители по-прежнему не входили, хотя и оказывали решаю¬щее влияние на управление страной.
Теперь стала полностью
очевидной нерешительность
Младотурки провозгласили политику «османизма», объявив-о равенстве всех подданных султана, которых они независима от национальности называли «османами», требовали сохране¬ния «единой и неделимой» Османской империи. Фактически это-была политика насильственной ассимиляции нетурецкого насе¬ления империи. Македонским и албанским четникам было пред¬ложено сдать оружие.
Империалистические державы приветствовали умеренность младотурок, использовали их политику для дальнейшего на¬ступления на Турцию. «Младотурков хвалят за умеренность и за сдержанность, — писал В. И. Ленин в октябре 1908 г., — т. е. хвалят турецкую революцию за то, что она слаба, за то, что не пробуждает народных низов, не вызывает действительной самостоятельности масс, за то, что она враждебна начинающей¬ся пролетарской борьбе в империи оттоманов, — и в то же самое время Турцию продолжают грабить по-прежнему. Хвалят за то, что возможно продолжать по-старому грабеж турецких вла¬дений» *.
* В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 17, с. 223.Империалисты активно поддерживали силы внутренней ре¬акции, стремясь свести на нет даже весьма ограниченные завоевания революции. Вся политика младотурок способствовала активизации противников конституции. В парламенте открыто действовала враждебная младотуркам партия «Ахрар» (либе¬ралы), лидеры которой ориентировались на Англию. Предста¬вители высшего духовенства создали организацию «Мусульман¬ская лига», объединившую реакционные клерикально-феодаль¬ные элементы.
В апреле 1909 г. при активном участии партии «Ахрар» и «Мусульманской лиги» начался контрреволюционный мятеж стамбульского гарнизона. Младотуркам пришлось бежать из столицы. На короткий срок была восстановлена неограничен-ная власть Абдул-Хамида. Однако большая часть армии высту¬пила против султана. Вскоре в Стамбул вступили прибывшие из Македонии воинские части, возглавляемые младотурками. Парламент низложил Абдул-Хамида. Новым султаном был про¬возглашен Мехмед V.
К этому времени завершился процесс превращения органи¬зации «Единение и прогресс» в политическую партию. В новое правительство вошли ее лидеры. Но официальный приход к власти младотурок произошел на основе их приспособления к старому строю. Началась быстрая эволюция младотурок в сто¬рону реакции. Вскоре лидеры младотурок установили режим, мало чем отличавшийся от режима Абдул-Хамида.
Итоги и историческое значение младотурецкой революции
Революция 1908 г. была
первым крупным проявлением полити¬
«Если взять для примера революции XX века, — писал В. И. Ленин, — то и португальскую и турецкую придется, ко¬нечно, признать буржуазной. Но „народной" ни та, ни другая не является, ибо масса народа, громадное большинство его ак¬тивно, самостоятельно, со своими собственными экономически¬ми и политическими требованиями, ни в той, ни в другой рево¬люции заметно не выступают» *.
* В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 33, с. 39.
Конечно, даже такая верхушечная революция, как турецкая революция 1908 г., могла произойти лишь благодаря борьбе и действиям народных масс. Но массы не выступали в ней само¬стоятельно. Они шли за младотурками. Последние же, хотя и действовали внешне революционными методами (вооруженное восстание воинских частей), на деле стремились к соглашению» к компромиссу с феодальной реакцией и империализмом. По сути дела, они представляли либеральную, а не революцион¬ную буржуазию. «Мусульманская федерация», выдвинувшая ре¬волюционную демократическую программу, не сыграла сколько-нибудь заметной роли в революции.
Буржуазно-либеральный характер политики младотурок, не¬смотря на их внешнюю революционность, определил и то, что буквально с 24 июля 1908 г., когда султан объявил о созыве парламента, младотурецкая революция развивалась по нисхо¬дящей линии и в конечном счете закончилась поражением, ибо ни одна из коренных задач революции не была решена.
Приход к власти младотурок не изменил существенным об¬разом характера политической надстройки Османской империи» Слабая политически и экономически, по преимуществу торго¬вая, турецкая буржуазия была тесно связана с компрадорской деятельностью. Созданная ею партия «Единение и прогресс», став правящей партией, превратилась в помещичье-компрадорскую партию, отстаивавшую интересы правящих классов полу¬колониальной султанской Турции.
В период господства младотурок были заключены кабаль¬ные соглашения о новых иностранных займах. Иностранные монополии получили новые концессии.
Турция накануне первой мировой войны
Накануне первой
мировой войны резко
Не успело турецкое правительство заключить мир с Ита¬лией, как началась 1-я Балканская война. Коалиция балкан¬ских стран — Болгарии, Сербии, Греции и Черногории — нанесла поражение турецким армиям. Теперь младотурки восполь-зовались неудачами правительства партии «Свобода и согла¬сие». В январе 1913 г. отряд офицеров — сторонников младо-турок во главе с Энвером совершил в столице государственный переворот. Правительство партии «Свобода и согласие» пало. Новое правительство сформировали младотурки.
Но возвращение к власти младотурок не улучшило военно¬го положения Турции. Подписанный в Лондоне с коалицией балканских государств мирный договор (май 1913 г.) лишил Османскую империю ее европейских владений, за исключением Стамбула и примыкающего к нему района. Вовремя 2-й Бал¬канской войны Турции удалось вернуть сей Адрианополь (Эдирне) и прилегающий округ.
Балканские войны и их исход свидетельствовали о провале политики младотурок в национальном вопросе. Война показала, что нетурецкое население европейских областей Османской империи отнюдь не считает себя «османами». Оно стремилось к освобождению от турецкого ига. Не считали себя «османами» и угнетенные народы азиатских областей империи.
Видя провал политики «османизма», лидеры младотурок стали усиленно проводить и насаждать реакционную идеологию пантюркизма. Надеясь возместить потери на Балканах другими территориальными захватами, они выступали за подчинение власти турецкого султана всех «тюрок», называя так различ¬ные мусульманские народы, проживавшие в разных районах обширной территории от Босфора до Алтая. Одновременно младотурки возродили и усилили проповедь абдул-хамидовского панисламизма.
Пантюркизм и панисламизм
были враждебны подлинным
Не приходится говорить, сколь реакционную роль пантюр¬кизм и панисламизм играли для тех народов, которые должны были стать объектами захватнических планов турок.
В годы Балканских войн окончательно завершилась полити¬ческая эволюция партии «Единение и прогресс», которая пре¬вратилась в реакционную силу. Ее политика теперь все боль¬ше и больше служила интересам турецких помещиков и ком-прадорского купечества.
Накануне первой мировой войны контроль в партии «Едине¬ние и прогресс» и в турецком правительстве перешел в руки «младотурецкого триумвирата»: Энвера, ставшего военным ми¬нистром, Талаата, занимавшего посты председателя централь¬ного комитета партии «Единение и прогресс» и министра внут¬ренних дел, и Джемаля, морского министра и военного губер¬натора Стамбула. Главную роль играл Энвер, спекулировавший на популярности, которую он приобрел благодаря участию в революции 1908 г. Но теперь его выдвигали и поддерживали наиболее реакционные элементы правящих классов Турции. Это был честолюбивый, беспринципный авантюрист. Он стал зятем султана, установил тесные связи с правящими кругами кайзе¬ровской Германии.
Политика «триумвирата» мало чем отличалась от политики Абдул-Хамида. Правительство младотурок ориентировалось на германский империализм. Последний использовал в своих инте¬ресах панисламистскую и пантюркистскую пропаганду, стре¬мился при ее помощи проникнуть в районы России, населен¬ные мусульманами, и в колониальные владения Англии. Пан-тюркисты и панисламисты в тот период стали агентурой герман¬ского империализма.
Различие между оспаривающими друг у друга власть пар¬тиями «Единение и прогресс» и «Свобода и согласие» не имело принципиального характера. Обе являлись помещичье-компра-дорскими партиями. Первая ориентировалась на германский империализм, вторая — на империализм Антанты.