Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 23:59, доклад
Классическая школа политической экономии возникла в период зарождения и утверждения капиталистического способа производства. В 16в. В Англии в недрах феодального строя начинают развиваться новые, капиталистические отношения. Постепенно, с развитием мануфактур, происходит подчинение торгового капитала промышленному. Буржуазия была заинтересована в научном анализе капиталистического способа производства. Таким образом, во второй половине 17 в. в Великобритании сложились благоприятные условия для взлета экономической мысли, каким было творчество шотландского экономиста и философа А. Смита.
ТРУДОВОЕ УЧЕНИЕ АДАМА СМИТА
Классическая школа политической экономии возникла в период зарождения и утверждения капиталистического способа производства. В 16в. В Англии в недрах феодального строя начинают развиваться новые, капиталистические отношения. Постепенно, с развитием мануфактур, происходит подчинение торгового капитала промышленному. Буржуазия была заинтересована в научном анализе капиталистического способа производства. Таким образом, во второй половине 17 в. в Великобритании сложились благоприятные условия для взлета экономической мысли, каким было творчество шотландского экономиста и философа А. Смита.
Адам Смит (1723-1790),один из крупнейших представителей английской классической политической экономии, в значительной степени ее основоположник. А. Смит был яркой и разносторонне развитой личностью. Достаточно сказать, что он получил образование в двух самых престижных университетах мира. Его интересы не были ограничены лишь экономикой или философией, он обладал широкими научными познаниями в других областях: например, получил степень магистра искусств и доктора прав. Кроме того, А. Смит общался с лучшими людьми своего времени, что в большой степени способствовало формированию его взглядов.
Среди
научных сочинений А.Смита
Адам Смит утверждал, что богатство народов - это массы товаров, создаваемые как промышленным, так и сельскохозяйственным трудом. При этом источником богатства страны является производительный труд. Всякая новая стоимость создается трудом, стоимость товаров выражает общественное богатство народов,
Труд, основа богатства общества, является неотъемлемым свойством чело- веческого существования, ибо в форме труда реализуется естественное стремление человека к благополучию, желанию добиться более высокого положения в обществе,
Гармония общественных и личных интересов выражается при этом через
общественное разделение труда. По мнению Смита, именно развитие разделения труда, его усложнение и совершенствование может служить важнейшим критерием исторического прогресса. Разделение труда создает возможность для достижения более высокой производительности труда и поэтому ведет к росту общественного богатства,
Общественное разделение труда позволяет запустить в действие сложный механизм взаимного обмена трудом, который выступает как обмен произ- веденными товарами. Весь этот механизм Смит определял понятием ры- ночной экономики, полагая, что она наилучшим образом отвечает целям согласования общественных и личных интересов,
Другим преимуществом рыночной экономики, по убеждению Адама Смита, было то, что она обладает способностью к саморазвитию и саморегуляции. Основой этой способности он считал конкуренцию между производителями, стремящимся к улучшению своего материального блага и социального положения,
Рыночная экономика развивается, по мнению Смита, в соответствии с определенными законами, важнейшим из которых является закон стоимости. Согласно закону стоимости ,товары на рынке обмениваются по их стоимости, т.е. по труду, вложенному в их производство, при этом цены, выражающие стоимость в денежной форме, стихийно колеблются вокруг стоимости. Колебание цен товара зависит от соотношения спроса и предложения и соотношения индивидуальных и средних затрат труда на его производство.
Закон стоимости поэтому выполняет две основные функции : регулирует производство (т.к. капиталы перетекают в те отрасли, где высок спрос) и стимулируют технические усоверешенствования (т.к. в более выгодном положении тот производитель, у которого затраты ниже),
Исходя из этого, Смит выдвигал три основных условия процветания государства: господство частной собственности, невмешательство государства в экономику, отсутствие препятствий для развития личной инициативы. Издержки общественного разделения труда можно компенсировать путем введения всеобщего образования, при этом безусловно недопустимы покровительственные пошлины, монополии, вторжение государства в экономическую жизнь общества,
Смит предложил также и собственный анализ социальной структуры общества, разделив его на наемных рабочих, капиталистов и землевладель- цев. Первые живут за счет заработной платы, вторые - прибыли, третьи - доходов с земли (ренты).
В 18 - 19 в.в. политическая экономия развивалась как наука о богатстве, поэтому выглядит вполне естественно, что в качестве исходного пункта своего учения А. Смит выбрал разделение труда. Вместе с тем он не различал товарную и натуральную стоимость, считал труд единственным источником потребительской стоимости, видел в человеке природную склонность к обмену и др.
Несмотря на эти недостатки, А. Смит достиг в своем анализе закономерностей капитализма весьма существенных результатов: ему удалось обнаружить общий принцип экономической системы капитализма - стоимость и дать ей свое знаменитое определение как "действительного мерила" меновой стоимости всех товаров. Он внес свой вклад и в развитие методологии: наряду с анализом и индукцией широко использовал синтез и дедукцию, т.е. шел на основе ранее сформулированных положений от простого к сложному и далее к целому.
Главной
же заслугой А. Смита, экономиста мануфактурного
периода, стало создание первой целостной
экономической системы на основе суммы
знаний, которые были накоплены к тому
моменту общественного развития. Рассматривая
работы А. Смита с высоты нашего времени,
мы отдаем должное той грандиозной работе,
которую он проделал и плодами которой
мы пользуемся по сей день. Поэтому мы
можем с полным основанием назвать А. Смита
классиком экономической мысли.