Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:50, реферат
Культура России XVI в. носила ярко выраженный традиционалистский характер. Считалось, что все происходящее в мире — это отображение божественного “первообраза”, наиболее четко запечатленного в древности. Впоследствии наступило “искажение” истины. При решении конкретных государственных вопросов в Боярской думе в расчет принимались не столько обстоятельства дела, сколько примеры из истории прошлого. Побеждал в споре не тот, кто предлагал рациональное решение вопроса, а тот, кто ссылался на более значимый случай из истории, связанный с известным государственным деятелем, лучше всего со святым, таким, как Александр Невский. Решающим аргументом было то, что надо делать “по отчине” или “по обычаю”, т. е. точно так, как делали в старину. Изменение традиций представлялось разрушительным для государства. “А которая земля обычаи переменяет,— писал боярин Берсень Беклемишев,— та земля недолго стоит”.
Вместе с тем
традиционная православная культура препятствовала
развитию в России скульптуры, театра
и инструментальной музыки. Эти искусства
считались языческими. Деревянная скульптура
и музыкальные инструменты
Говоря о традиционной
культуре, необходимо помнить, что она
представляет собой особый мир, который
невозможно правильно оценить, используя
понятия современной культуры, так
как он основывался на совершенно
других ценностях. Традиционная культура
находилась в большей гармонии с
окружающей природной средой и с
человеком. Она не требовала преобразования
природы и перенапряжения сил
индивида. В те времена человек
чувствовал себя гораздо более защищенным,
чем в современном обществе. Его
права и обязанности были гораздо
более определенными, так же как
точки отсчета — внутренний идеал
“правды” и общественное мнение. Человек
всегда мог надеяться на помощь большой
семьи или общины-волости. Свои внутренние
противоречия он разрешал в процессе
покаяния и молитвы.
Вместе с тем жесткая система традиционной культуры оставляла достаточно места для творчества. В XIV—XVI вв. прославились зодчие Барма и Постник, Федор Конь, строившие храмы и оборонительные сооружения в Москве и других городах, иконописцы Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, распевщики и авторы церковных песнопений Иван Нос и Федор Крестьянин. Наследие традиционной русской культуры является достоянием русского народа, основой дальнейшего развития его национальной культуры.
Информация о работе Традиционная культура Московского государства