Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:24, реферат
В середине I тыс. н.э. в степях Казахстана произошли крупнейшие этнические сдвиги. Вместе с гуннами закончилась мифическая история. В древнетюркскую эпоху человеческое существование, в историческом аспекте, стало предметом размышления.
"Когда было сотворено вверху голубое небо, а внизу бурая земля, между ними обоими были сотворены сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели на царство предки мои - Бумын каган и Естеми каган. Сев на царство, они охраняли государство и установили законы тюркского народа", - пишется в эпитафии в честь Кюльтегина. Этой легендой провозглашено наступление новой эпохи.
Древние тюрки знали, что в их время начинается нечто исключительное. Время сотворения мира совмещено со временем появления тюрков.
• Введение
• 1. Особенности древнетюркской эпохи. Образование тюркского каганата
• 2. Образование и расцвет Тюркского каганата
• Заключение
• Список использованных источников
15
Харуном воевал с Шемсулмульком Насром - владетелем независимого Мавераннахра. Война закончилась миром, и граница между западными и восточными караханидами прошла по Сырдарье.
Вскоре Мавераннахр попал под власть сельджукских султанов, взявших в 1089 г. Бухару и Самарканд, но не упразднивших местную династию Караханидов. Жетысу же с 30-х годов XII в. стал подвергаться постоянным набегам киданей.
В 1141 г. после разгрома объединенного сельджукско-караханидского войска политическая власть перешла в руки киданских правителей. Некоторое время караханиды сохраняли вассальную зависимость от киданей. В начале XIII в. государство караханидов перестало существовать.
В период караханидского господства произошли сдвиги в экономической и культурной жизни тюрко-язычных племен. Заметным стало оседание тюрков-кочевников, получили развитие поселения, города, соответственно, и городская культура. У караханидов сформировалась новая политическая система. Государственной религией объявили ислам. Древнетюркскую письменность заменила арабская графика. В целом, караханидская эпоха представляла собой качественно новый этап в социально-экономической, политической и культурной жизни наших далеких предков.
Жетысу под властью киданей. Кидани основали в X в. обширную державу от Тихого океана до Тянь-Шаня. В 1125 г. это государство было разгромлено объединенными силами Китая и маньчжурского племени чжурчженей, и часть киданей под предводительством Елюй Даши двинулась на запад в двух направлениях: с одной стороны, в Восточный Туркестан, где они были разгромлены караханидами, с другой - в Северо-Восточный Жетысу.
Баласагунский правитель призвал киданей выступить против кангаров и печенегов, но они свергли его, заняв Баласагун, и основали собственное государство под названием Кара-Китай - страна кара-киданей. После этого кидани покорили кангаров в долинах Шу и Таласа, Восточный Туркестан и в 1137 и 1141 гг. разгромили Мавераннахр и сельджуков.
Глава киданей носил титул гурхаи ("хан ханов"). Он установил жесткую дисциплину в армии, запретил грабить население, установил твердые налоги, не давал уделов своим близким, опасаясь междоусобиц. Главная ставка гурхана находилась на берегу реки Шу, недалеко от Ба-ласагуна.
Часть Жетысу, к северу от Или, принадлежала карлыкскому хану, вассалу гурхана. Столицей его был Койлык. Мавераннахром и Восточным Туркестаном продолжали править караханиды, платившие дань киданям.
Елюй Даши умер в 1143 г., и власть перешла к его вдове, а в 1150 г. гурханом стал его сын Елюй Иле. После смерти Иле в 1163 г. некоторое время страной правила его сестра, ас 1169 - сын Елюй Чжилугу. С его именем связан новый период в истории государства кара-киданей, когда наместники в различных областях стали практически независимыми правителями, и власть гурхана стала по
16
существу номинальной.
Первые гурханы относились к исламу терпимо, но при Чжилугу гонения на мусульман участились. В Жетысу развернулось мусульманское движение против кара-киданей. Гурхану удавалось подавить волнения, но появление в 1209 г. в Жетысу найманов изменило обстановку. Найманский вождь Кучлук стал практически правителем и до самой смерти гурхана управлял страной от его имени. Жетысу стал ареной междоусобных войн, мятежей и мусульманских восстаний. Так продолжалось до 1218 г., до появления Чингисхана.
17
Заключение
Непосредственно на исторической арене средневековья тюркские племена стали фигурировать в эпоху гуннов.
Во главе древнетюркских государств стояли каганы (ханы), за исключением огузов (у них-ябгу). Всевластный каган руководствовался в политике интересами аристократической верхушки, которая набиралась из представителей господствующего рода. Сыновья и родственники кагана назывались тегинами. При кагане была военная дружина. При крупномасштабных войнах из рядов кочевников-скотоводов набиралось ополчение. Само название Западно-Тюркского государства "он ок эли" (государство десяти стрел) свидетельствует о десятичной системе организации общества. Стрела служила знаком власти. Каждая стрела выставляла один тумен воинов, то есть 10 тыс. Во главе туменов стояли шады с боевым знаменем.
Десятичная система древних тюрков была структурой военно-административного характера, построенной на генеалогической основе, то есть она сочетала родоплеменное и территориальное начало организации общества. В каждую стрелу входило несколько племен.
18
Список использованных источников:
1. Бартенев С.А. История экономических учений: Учебник. - М.: Юристь, 2000. - 455 с.
2. История Казахстана. - А., 1996 - т.1.
3. История Казахстана, Очерки - А., 1993
4. Кляшторный С.Г., Суйманов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. - А., 1992
5. Костюк В.Н. История экономических учений.: Учебник пособие. - М.: Центр, 1998. - 223 с.
Информация о работе Тюркский каганат – первая евразийская держава