Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 12:36, реферат
Согласно наиболее распространенному толкованию, режим определяется как совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти определенных групп и классов. Политический режим представляет собой способ функционирования политической системы общества, определяющей характер политической жизни общества.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………….……....……..3
ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА……………………….…..…...…..5
Типы политического режима в истории России ……….……7
Заключение …………………………………………………………….…..12
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….…….14
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………….……....……
ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА……………………….…..…...…..5
Типы политического режима в истории России ……….……7
Заключение …………………………………………………………….…..12
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Рассматривая формы политического режима, мы, прежде всего, отвечаем на вопрос, кто и как правит в государстве, чья и какая «кратия» или «архия» (власть) установлена в обществе. Именно поэтому в характеристиках политических режимов чаще всего фигурируют те или иные виды власти: автократия, охлократия, диктатура и пр.
Одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы и государства в целом, выступает политический режим.
Понятие политического режима – одно из ключевых понятий теории государства и права, получив распространение в западноевропейской обществоведческой литературе на рубеже XIX и XX веков, в течение долгого времени продолжает оставаться объектом теоретических споров.
Даже в настоящее время, вопрос о том, является ли политический режим неотъемлемым элементом формы государства, остается дискуссионным. Так, в Конституционном праве «политический режим» называется устаревшей категорией, а на смену ему предлагается использовать термин «государственный режим». В рамках политологии выделяются понятия «государственный режим» и «политический режим», содержание которых далеко не равнозначны. Если первое понятие в общем и целом характеризует методы осуществления государственной власти, то второе - есть среда и условия политической жизни общества, иначе говоря, определенный политический климат, существующий в данном обществе в данный момент исторического развития.
Актуальность данной темы, подтверждает и то, что политический режим - характеристика не только государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, образующие содержание политического режима, разворачиваются именно в сфере политической системы. Поскольку последняя является одним из уровней гражданского общества, постольку глубинные социально-экономические и культурные основы этого общества обусловливают характер государства не непосредственно, а запечатлеваясь в особенностях политического режима как содержании политической системы. Таким образом, значение политического режима в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.
ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
Согласно наиболее распространенному толкованию, режим определяется как совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти определенных групп и классов.
Политический режим- это те средства и методы, которыми данная власть обеспечивает свое господство в стране и управление обществом.
Политический режим представляет собой способ функционирования политической системы общества, определяющей характер политической жизни общества.
Характер политического режима зависит от следующих моментов:
- от реального функционирования структур политической системы (государства, партий, общественных организаций);
- степени гласности в работе органов власти, их открытости для контроля и воздействия со стороны общественного мнения;
- процедур отбора правящих групп, выдвижения и подбора руководителей;
- состояния законности и реальной силы ее в обществе, особенностей политической культуры и политических традиций.
Основные формы правления следующие:
1.Автократия - самовластии, неограниченная власть одного лица (монарха, президента)
2. Аристократия - власть знати, привилегированного большинства знатных (лучших) людей
3. Плутократия - власть богатых, господство в обществе «денежных мешков»
4. Тимократия - власть привилегированной верхушки состоятельных людей
5. Теократия - власть церкви и духовенства
6. Геронтократия - власть старейшин, старшего поколения людей
7. Демократия - народовластии, власть всего народа, широких слоев общества
8. Охлократия - власть толпы, людей с площади, склонных к неблагоразумным действиям
9. Монархия - власть одного правителя-монарха (шаха, султана, короля и пр.)
10. Олигархия - власть немногих, небольшой группы людей (богачей, политиков, военных и пр.)
11. Полиархия - власть многих, власть в руках трех и более лиц: военной хунты, Политбюро ЦК КПСС и т.д.; форма демократии, при которой на действия правительства заметно влияют различные общественные организации (профсоюзы, союзы предпринимателей , фермеров и пр.)
12. Анархия - отсутствие власти, безвластие, вызывающее дезорганизованность в обществе
13. Диктатура - неограниченная власть одного лица (диктатора) , группы лиц, политической партии и т.д.
14. Бюрократия - чрезмерная власть чиновников в обществе (заботящихся главным образом о себе)
Важно заметить, что в реальной жизни многие из этих форм могут накладываться друг на друга. В частности, хорошо «уживаются» вместе теократия и монархия. Иногда, к сожалению, совместимы теократия и диктатура, демократия и анархия и т.д. Кроме того, иные из перечисленных здесь форм в какой-то мере повторяют друг друга и обозначают весьма схожие ситуации правления в обществе. Все же многообразие типов государств по политическому режиму сводится обычно к трем формам: тоталитарной, авторитарной и демократической. Главные различия между ними в характере власти и степени обеспеченности прав и свобод граждан.
Типы политического режима в истории России
В России процесс становления политического режима происходил под влиянием двух начал: азиатского деспотизма (как преобладающего начала) и некоторых вкраплений демократического начала в виде демократических республик в Новгороде и Пскове, а также заимствованных элементов в процессе осуществления политических реформ Петра I. Борьба этих направлений и определила сущность и содержание политического режима России, где преобладало, как правило, тоталитарное начало, но в процессе политических реформ на весьма короткое время пробивало себе дорогу и демократическое направление, которое с уходом реформатора вновь поглощалось тоталитарным.
В политическом режиме тех времен сочетались два вида правления: княжеское и вечевое демократическое. Основания для занятия княжеского престола были или династическими (отчина, дедина) или морально политическими (воля народа).
В Новгороде и Пскове существовали в XI—XII веках республики. Здесь верховным органом власти становится вече, на которое собиралось не только городское, но и свободное сельское население. Народ на вече решал все вопросы (особенно это характерно для Новгорода и Пскова), относящиеся как к устройству государства, так и к главе государства, т.е. вече как бы принимало князя с дружиной для управления государственными делами. Если князь нарушал общественный договор, заключенный с вече, то народ изгонял его и приглашал нового князя. Власть вече была всеобъемлющей. Оно решало все важные вопросы внутреннего управления и внешних сношений. Вече избирало посадника и тысяцкого, возглавлявших правительство Новгорода и Пскова. Вече приглашало князя с дружиной, начальником вооруженных сил. Власть князя ограничивалась договорам, обещанием под присягой исполнить его условия, сотрудничать с посадником, без которого князь не мог решать ни одного вопроса как внутренней, так и внешней политики. Князь не имел права вести войну без согласия вече и посадника.
Монголо-татарское нашествие в 1237—1240 годах нанесло смертельный удар по вечевому строю России. Если раньше князья назначались вече и были ему подотчетны, то с приходом монголо-татар князья получили власть от Золотой Орды. Вечевая демократическая жизнь, местное самоуправление во многих русских городах замирают. На два с половиной столетия Русь утратила не только национальную независимость, но и демократические начала в общественной и политической жизни. В ней восторжествовал режим восточной деспотии.
Освобождение России от монголо-татарского ига было завершено в 1547 году, когда великий князь Владимирский и Московский был официально провозглашен царем Московским и всея Руси.
Хотя власть царя и была огромна, но все же она была ограничена боярской думой и Земским собором, который созывался в чрезвычайных ситуациях как совет всей земли.
В эпоху Ивана Грозного усилились тоталитарные тенденции в российском политическом режиме. Были ликвидированы все демократические учреждения в Новгороде и Пскове, где были распущены вече и ликвидировано местное самоуправление, а роль земских соборов была сведена к нулю.
Но безраздельное самодержавие было установлено Петром I. Он провозгласил принцип неограниченной царской власти. Укрепление тоталитарных тенденций в политическом режиме России продолжалось и в период правления Екатерины II, при которой в 1762 году произошло закрепощение крестьянства, передача его в безграничное подчинение помещикам.
Лишь после смерти Николая I в 1855 году Александр II начал готовить реальную реформу по освобождению крестьян от крепостной зависимости, которая была осуществлена в 1861 году. Александр II произвел также земскую, университетскую, школьную, судебную, военную реформы и подготовил проект конституции, по которой Россия стала бы конституционной монархией. Были учреждены органы местного самоуправления в лице земских собраний. Однако период реформ прекратился 1 марта 1881 года. Александр II был убит в тот день, когда он собирался подписать конституцию, по которой Россия объявлялась конституционной монархией. После смерти Александра II политический маятник в России вновь качнулся в сторону тоталитаризма.
И только во время революции 1905—1907 годов Николай II издает 23 апреля 1906 года Манифест, в котором Россия провозглашается конституционной монархией. Учреждаются Государственная Дума и Государственный Совет. На самом же деле в России была учреждена не конституционная монархия, а дуалистическая монархия, которая вновь медленно превращалась в абсолютизм.
Этот процесс был приостановлен 27 февраля 1917 года, когда в России была окончательно ликвидирована абсолютная монархия и установлена самая демократическая республика, самый демократический в мире режим, который просуществовал всего семь месяцев.
В 1917 году в России возникла ситуация выбора пути: демократия и тоталитаризм. Первый путь был возможен при сохранении Учредительного собрания и проведения демократических выборов, а второй — при создании Советов.
После октябрьской революции 1917 года ростки демократии в России были растоптаны: в январе 1918 года было распущено Учредительное собрание и на длительное время установлен тоталитарный режим.
Обострившийся кризис тоталитарного режима привел к необходимости его изменения после 1985 года, когда М.С. Горбачев объявил перестройку и гласность.
Под ударами гласности пошел бурный процесс перехода тоталитарного режима в охлократический, т.е. такой политический режим, при котором все основные политические решения принимаются на митингах, плебисцитах, многочисленных референдумах. Но, как показывает исторический опыт, охлократический режим недолговечен, неустойчив и долго существовать не может. Митинговая стихия захватывает общество, разрушает его нравственные и правовые устои, ведет к параличу экономической и политической жизни, к неуправляемости общества, хаосу, росту преступности.
В августе 1991 года охлократический режим изжил себя, и после событий 18—22 августа он перерос в демократически-авторитарный режим, одной из разновидностей которого является режим плебисцитарной демократии, т.е. такой режим, при котором основные политические решения принимаются не представительными учреждениями, а на референдумах — путем прямого обращения лидера через голову законодательной власти к народу. Типичным примером плебисцитарной демократии был режим Шарля де Голля во Франции во времена V Республики. Можно с уверенностью утверждать, что политический режим России после Августовского путча 1991 года тоже стал режимом плебисцитарной демократии (все основные политические решения, даже принятие конституции, осуществлялись не представительными органами, а путем проведения референдумов).
После «Октябрьского восстания» 1993 года в России установился авторитарно-демократический режим, т.е. такой режим, при котором основные властные полномочия сосредоточены в руках лидера, принимающего все главные политические решения. Согласно Конституции, принятой 12 декабря 1993 года, президент России обладает такими полномочиями, которые характерны для авторитарно-демократического режима. Хотя и существует разделение властей, но исполнительная власть преобладает над двумя другими властями: законодательной и судебной, которые в любое время могут быть распущены исполнительной властью.
Следует также заметить, что политический режим России после 4 октября 1993 года стал, не только авторитарно-демократическим, но и в какой-то степени преторианским, т.е. таким политическим режимом, который опирается на элитарные военные силы. Преторианские политические режимы весьма характерны для России со времени Петра I, который с помощью потешных полков пришел к власти, устранив с политической арены Софью (заточив в монастырь).
Информация о работе Типы политического режима в истории России