Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 20:32, реферат
Актуальность темы данной работы можно рассматривать в виде трех взаимосвязанных компонентов:
Во-первых, сформулированная графом С.С. Уваровым в конце 30 годов XIX века формула "православие, самодержавие, народность" стала основным источником в пропаганде принципов имперской государственной политики и широко использовалась вплоть до Февральской революции 1917 года.
Введение 2
Глава 1. Истоки теории официальной народности 3
Глава 2. Составные части теории официальной народности 6
2.1. Православие 6
2.2. Самодержавие 8
2.3 Народность 10
Заключение 14
Список литературы 15
Историческую роль самодержавия Уваров видит в том, что оно «соединило расторженные члены Государства и уврачевало язвы его»[21]. Создав сильное единое государство, превратившееся впоследствии в империю, которая раскинулась на просторах от Балтийского моря до Тихого океана, самодержавие обеспечивало на протяжении столетий его целостность и политическую самостоятельность. Уваров утверждает, что только самодержавие способно поддерживать «целость в такой огромной массе, которой не было в Истории мира ничего подобного»[22]. Самодержавие в доктрине Уварова оказывает непосредственное влияние на остальные основополагающие принципы, в частности, на народность. Уваров призывает в «монархических учреждениях искать той силы, того единства, той прочности, коих мы слишком часто думали открыть в мечтательных призраках равно для нас чуждых и бесполезных, следуя коим нетрудно было бы наконец утратить все остатки Народности, не достигнувши мнимой цели Европейского образования»[23]. Уваров видел в самодержавии силу, способную не только обеспечить политическую стабильность в обществе, но и сохранить «остатки народности», т.е. укрепить русскую государственность и консолидировать русскую нацию.
2.3 Народность
Третий принцип уваровской формулы – народность. Самый сложный и противоречивый, вызывающий и по сей день споры. В течение большей части ХХ в. историки, большей частью, трактовали это так, что главные члены формулы – православие и самодержавие; народность – это мутная часть концепции, в которой сам Уваров толком не разбирался и добавил ее для того, чтобы была трехчленная формула[24]. Но несомненно одно – сам Уваров прекрасно понимал всю сложность и многогранность этого понятия. Недаром, характеризуя принцип народности, он писал, что этот вопрос «не имеет того единства, какое представляет вопрос о самодержавии»[25].
Суть понятия народности в работах Уварова сводится к двум составляющим: русской нации и русскому государству, которые представляют собой две части единого организма. Единство народа и государства достигается путем совместного многовекового развития. Причем развитие любого государства, которое «подобно человеческому телу, переменяет наружный вид по мере возраста»[26], выступает в трудах Уварова как естественный процесс, бороться с которым бессмысленно. Тем не менее, по Уварову, при всех изменениях черт государственного строя, сущность государства должна оставаться неизменной.
Другая особенность принципа народности заключается в его динамичности. «Народность, – пишет Уваров, – не состоит в том, чтобы идти назад или останавливаться; она не требует неподвижности в идеях»[27]. «Народность» –такое же древнее понятие, как православие и самодержавие, но, в отличие от последних, она на протяжении столетий претерпевала значительные изменения, сохраняя старые и приобретая новые черты, поэтому «относительно народности все затруднение заключается в соглашении древних и новых понятий»[28]. Россия развивалась и будет развиваться благодаря своей народности, опираясь на православную веру и монархию, без возврата к прошлому, но и без решительного разрушения «существующего порядка вещей». Уваров уверен, что между «обветшалыми предрассудками» (идеи ХVIII в.) и «новейшими предрассудками» (революционные идеи Запада) «находится обширное поле, на котором здание нашего благосостояния укрепиться может»[29]. А для того чтобы построить это здание, нам надо, считал Уваров, не только сохранить «святилище наших народных понятий» в неприкосновенности, но и положить их в основу всей государственной политики, и в первую очередь политики в области народного просвещения.
Надо признать, что во взглядах самого Уварова понятие «народность» не было статичным. С годами оно расширялось, обогащалось новыми гранями. По прошествии пяти лет со дня назначения на пост министра в юбилейном отчете императору Уваров дал такое определение народности: «Дух русский, здравый, высокий в простоте своей, смиренный в доблести, неколебимый в покорности закону, обожатель царей, готовый все положить за любезное Отечество, искони возвышал нравственные силы его»[30]h.
Под термином «дух русский» Уваров подразумевал национальный дух русского народа, составным элементом которого является национальный характер. Поэтому характеристика этого понятия сводится у Уварова к перечислению черт характера русского народа, таких как законопослушность, монархизм, патриотизм. Развитие национального духа позволяет судить о степени зрелости всей нации, об уровне развития национальной культуры, национального самосознания. Об этом пишет и Уваров: «Слово “народность” возбуждало в недоброжелателях чувство неприязненное за смелое утверждение, что министерство считало Россию возмужалою и достойною идти не позади, а по, крайней мере, рядом с прочими европейскими национальностями»[31].
Во всех работах Уваров характеризует народность как категорию моральную, нравственную. «Посреди всеобщего падения религиозных и гражданских учреждений Европы, невзирая на повсеместное распространение разрушительных начал, Россия, к счастью, сохранила доселе теплую веру к некоторым религиозным, моральным и политическим понятиям, ей исключительно принадлежащим»[32]h. Несомненно, что здесь под «религиозными понятиями» подразумевается Уваровым православие, под политическими – самодержавие, а под моральными – народность.
Заключение
Как и любой другой исторический феномен, «теория официальной народности» не имеет и не может иметь однозначной оценки. Термин этот укоренился в научном сознании, но конкретно-историческое его содержание истолковывается неоднозначно, само понятие употребляется различно, возникают споры о корректности его использования в тех или иных случаяx.
«Система официальной народности» лежала в основе всей внутренней и внешней политики Николая I. Конечно, попытки создания подобной теории, совершались и раньше, но Уварову почти удалось создать довольно стройную, даже, можно сказать, научную концепцию.
Изучение «теории официальной народности» невероятно важно не только с точки зрения истории, рассмотрения ее в контексте царствования Николая I и ее отголосков в политике его преемников, но и с позиций возможной ее роли в решении проблем современной России. Основная проблема нашего государства – отсутствие какой бы то ни было идеологической опоры, цели, к которой бы все шагали, в которую верили бы. В поисках такой идеи необходимо обращаться к опыту предыдущих годов, рассматривать все возможные варианты. Безусловно, примерять к современности старые, изжившие себя теории не годится, но и полностью отбрасывать и отказываться от них тоже нельзя. Так, из трех постулатов уваровской «триады», мы непременно и неизменно должны придерживаться третьего – народности. Этот принцип теории официальной народности, но он актуален всегда, именно поэтому возможно его применение в диахронии. Свобода вероисповедания, не дает права на доминирование православия в сознании народа и политике государства. Самодержавие является сомнительным залогом процветания, хотя и небесперспективным. А вот народность, сплочение нации – это та идея, опираясь на которую Россия смогла бы выжить в условиях всестороннего засилья Запада и катастрофических проблем, порожденных миграцией.
Список литературы
1) «Арзамас»: Сб.: в 2 кн. Кн. I. М., 1994.
2) Десятилетие Министерства народного просвещения. 1833 – 1843. (Записка, представленная государю императору Николаю Павловичу министром народного просвещения гр. Уваровым в 1843 г.).
3) Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 2006. Т. 9.
4) Уваров С. С. «Письмо Николаю I»
5) Зорин А. Л. Идеология «православия – самодержавия – народности» и её немецкие источники // В раздумьях о России (XIX век). М., 2008.
6) Иванов О. А. Идеология «православие, самодержавие, народность» С. С. Уварова // Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее. Воронеж, 2007.
7) Левандовский А. А. Время Грановского. У истоков формирования русской интеллигенции. М., 2008.
8) Троцкий А. Н. Россия в XIX в. (Курс лекций). М., 2006.
9) Шевченко М. М. Понятие «теория официальной народности» и изучение внутренней политики Николая I // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 2009. №4.
10) Шевченко М. М. Сергей Семенович Уваров // Российские консерваторы. М., 2007.
2
[1] «Арзамас»: Сб. в 2 кн. Кн. I. М., 1994. С. 6.
[2] Там же. С. 461.
[3] Там же. С. 25.
[4] Десятилетие Министерства народного просвещения. С. 3.
[5] Там же.
[6] Там же. С. 40.
[7] Зорин А. Указ. соч. С. 47.
[8] Имеется в виду Николай I.
[9] Десятилетие Министерства народного просвещения. С. 4.
[10] Там же.
[11] Там же.
[12] Там же. С. 29.
[13] Уваров С. С. Указ. соч. С. 4.
[14] Имеется в виду империя.
[15] Уваров С. С. Указ. соч. С. 4.
[16] Там же. С. 2.
[17] Уваров С. С. Указ. соч. С. 5.
[18] Там же.
[19] Там же.
[20] Десятилетие Министерства народного просвещения. С. 36.
[21] Уваров С. С. Указ. соч. С. 5.
[22] Десятилетие Министерства народного просвещения. С. 36.
[23] Там же.
[24] Иванов О. А. Указ. соч. С. 20.
[25] Десятилетие Министерства народного просвещения. С. 20.
[26] Уваров С. С. Указ. соч. С. 4.
[27] Там же.
[28] Там же. С. 3.
[29] Десятилетие Министерства народного просвещения. С. 107.
[30] Там же. С. 39.
[31] Там же. С. 40.
[32] Десятилетие Министерства народного просвещения. С. 70.
Информация о работе Теория официальной народности графа Уварова