Теория этногенеза Л.Н.Гумилева

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:06, реферат

Описание работы

Воззрения Л.Н.Гумилева – сложная система, в которой взаимодействуют не локальные объекты, а Космос и биосфера Земли в целом. Генеральнрй идеей творчества Л.Н.Гумилева было евразийство – направление русской исторической мысли, возникшее в первой половине ХХ века. Он не раз выражал согласие с основными историко-методологическими взглядами евразийцев. Но он не ограничился популяризацией концепции евразийства.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 49.50 Кб (Скачать)

 

6.Мемориальная  фаза и дальнейшая судьба этноса

После конца динамических фаз этногенеза уцелевшие люди отнюдь не становятся хуже, слабее, глупее. Изменяются не люди, а системная целостность. Пассионарное напряжение столь незначительно, что развитие не идет. Этнос теряет сопротивляемость и стремление к переменам. Идеалом становится консервация: «Помни, как было прекрасно». Память о прошлом переживает инерцию пассионарных импульсов, но удержать ее отдельные люди не в состоянии. Их усилия не встречают поддержки у современников, хотя они и не бесплодны. Сочинения поэтов сохраняются как фольклор, шедевры художников становятся мотивами народного искусства, история подвигов героев превращается в легенду или былину. Если среди людей этой фазы случайно рождаются пассионарные особи, они ищут себе применение не на родине, а у соседей.

Дальнейшая судьба потерявшего  пассионарность этноса зависит, в первую очередь, от окружения: при отсутствии хищных соседей он может длительное время влачить жалкое существование как этнос-реликт. Реликтовых этносов довольно много, причем часть из них вымирает, часть ассимилируется с другими этносами, а часть сохраняет свое самосознание, более или менее стабильную численность и занимаемую территорию. Это – этносы, пережившие себя и находящиеся в стадии гомеостаза (равновесия с природой). В стадии гомеостаза утрачивается уже и историческая память. Этнография знает довольно много этносов-изолятов, благодаря географическому положению не втянутых в общение с другими этносами или вовлеченных в него только за последние сто лет. Это – статические народы, у которых жизненный цикл повторяется в каждом поколении без изменений. Так называемые «отсталые» или «дикие» народы – не дети, а старички. Этносы, потерявшие былую пассионарность, могут существовать за счет пассионарности соседнего этноса, передаваемой даже не половым путем, а через системные связи (симбиоз).

Но когда беззащитный  этнос окружен представителями  других суперэтносов, он обречен на полное истребление: англичане устраивали облавы на тасманийцев; негры банту ловили бушменов для использования их на тяжелых работах, а их самих обращали в рабство буры. Чтобы отбиваться от беспощадного врага, этносу приходилось тратить остатки пассионарности: ведь отбивались наиболее энергичные.

Итак, даже на финальных фазах  этногенеза необходима пассионарность, хотя бы заимствованная. И именно поэтому пассионарные толчки не только губят, но и спасают этносы, находящиеся в ареале толчка. Такой этнос попадает в горнило переплавки, и при благоприятных условиях из нескольких обломков выплавляется новый этнос, лишь смутно помнящий о своем происхождении, так как для него куда важнее дата его нового рождения.

Смерть этноса – это  распад системной целостности, а  не поголовное истребление людей, в  нее входящих.

7.Обрывы  этногенеза

Инерция пассионарного толчка теряется за 1200 лет при любом, даже самом благоприятном варианте, но лишь счастливые этносы доживают до своего естественного конца. В истории наблюдаются постоянные обрывы этногенезов в самых разных возрастах. Однако, и тут есть статическая закономерность. Этнос, находящийся в первых фазах этногенеза, практически неистребим и непокорим. Но этнос, меняющий фазу развития, легко уязвим и может стать жертвой соседа, если тот достаточно пассионарен.

Новорожденный этнос, еще  не набравшийся сил, может разбиться  о сильное сопротивление соседей. Так получилось с зулусами в Х1Х  веке, когда Чака (1810-1828) повел их к победам. Но технический прогресс Европы оказался сильнее: буры разбили зулусов в 1838 г. и основали на их землях республику Трансвааль.

Этнос уязвим и при переходе из фазы подъема в акматическую фазу. Соподчиненность элементов структуры нарушается, каждый хочет «быть самим собой», и ради этого ломает организацию. Яркий пример – распадение Арабского халифата в Х веке на эмираты. В переломный момент роста, при переходе в акматическую фазу были застигнуты вторжением конкистадоров и погибли ацтеки и инки. Но как только испанцы натолкнулись на племена в устойчивых фазах (арауканы), они были разбиты и перешли к обороне. Испания признала Арауканию независимой державой.

Очевидно, любой переход  от фазы к фазе несет в себе опасность  для этноса.

 

Стадии типичного  этногенеза

Срок

Название

Примечания

0 лет (начало отсчёта)

Толчок или дрейф

Как правило, не отражён в истории.

0—150 лет

Инкубационный период

Рост пассионарности. Отражён только в мифах.

150—450 лет

Подъём

Быстрый рост пассионарности. Сопровождается тяжёлой борьбой и медленным расширением территории.

450—600 лет

Акматическая фаза, или перегрев

Колебания пассионарности около максимума, превосходящего оптимальный уровень. Быстрое увеличение могущества.

600—750 лет

Надлом

Резкий спад пассионарности. Гражданские войны, раскол этнической единицы.

750—1000 лет

Инерционная фаза

Медленный спад пассионарности на уровне около оптимального. Общее процветание.

1000—1150 лет

Обскурация

Спад пассионарности ниже нормального уровня. Упадок и деградация.

1150—1300 лет

Агония

Только для этносов, не сумевших выйти в гомеостаз. Быстрый  распад.

1150 лет— …

Гомеостаз

Существование в равновесии со средой.


 

 

 

 

Заключение

 

Лев Николаевич Гумилев, проделав анализ огромного количества исторического  и этнографического материала, исследовав общие закономерности развития этносов, получил интригующие выводы о  наличие у определенных людей  и целых обществ такого психически-энергетического  качества, как пассионарность. Именно с помощью этого понятия,  используя его смысловые и понятийные характеристики, он смог объединить разнообразные конкретные исторические условия жизни различных народов и народностей в одной логический цепочке этногенеза.

Отношение к творческому наследию Гумилева очень своеобразное. Почти отсутствие эмпирических данных и географический детерминизм стали объектом для критики со стороны примордиалистов других направлений и конструктивистов. Высокую степень научности признают не все, считая все написанное им не более, чем «публицистикой». Но тем не менее Лев Николаевич сделал посильный вклад в развитие русской этнологии и совершил еще один, столь необходимый шаг в понимании такой сущности и данности как этнос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

  1. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь // Гумилев Л.Н. - Москва: ДИ-ДИК, 2001.
  2. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало // Гумилев Л.Н. - Москва: ДИ-ДИК, 1999.
  3. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории // Гумилев Л.Н. – Москва: Экопрос, 1992.
  4. Гумилев Л.Н. Пассионарная симфония этносов Земли // Гумилев Л.Н.  - Техника – молодежи,  1990,  № 10.
  5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли // Гумилев Л.Н. - Москва: ДИ-ДИК, 1999.
  6. Гумилев Л.Н. Этнос, история и культура // Гумилев Л.Н. - Москва: ДИ-ДИК, 2000.
  7. Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению // Гумилев Л.Н. -  Социс, 1992, № 1.
  8. Кралюк П. Болезнь евразийства. Рефлексия русского самосознания в «альтернативной истории»// «День», № 72, 19 апреля 2003 года.
  9. Маклаков К. Теория этногенеза с точки зрения биолога// Маклаков К. - Лар-пресс, 2001.
  10. Сапронов П.А. От Руси до России вместе с Л. Н. Гумилёвым // Общество и современность, 2001, № 4.
  11. http://gumilev-theory.org

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Теория этногенеза Л.Н.Гумилева