Тенденции развития законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:58, реферат

Описание работы

Подведомственность является одним из важнейших процессуальных институтов, поскольку его неразработанность может привести к тому, что граждане и юридические лица, работники суда и прокуратуры испытывают трудности при определении суда, полномочного рассматривать и разрешать конкретное дело. На практике это порождает принятие дел к производству неполномочными судами или же, наоборот, компетентный суд отказывается рассматривать дело, что приводит к нарушению конституционного права на судебную защиту.

Работа содержит 1 файл

Тенденции развития законодательства.doc

— 35.00 Кб (Скачать)

1. Тенденции развития законодательства, регулирующего подведомственность гражданских дел судам 

     Подведомственность  является одним из важнейших процессуальных институтов, поскольку его неразработанность может привести к тому, что граждане и юридические лица, работники суда и прокуратуры испытывают трудности при определении суда, полномочного рассматривать и разрешать конкретное дело. На практике это порождает принятие дел к производству неполномочными судами или же, наоборот, компетентный суд отказывается рассматривать дело, что приводит к нарушению конституционного права на судебную защиту.

     Нужно отметить, что понимание и значение института подведомственности в  свете  развития настоящего законодательства существенно отличается от его понимания  и значения в прошлом.

     С позиций прежнего законодательства все дела, нуждающиеся в разрешении, можно было подразделить на дела, по которым суды не обладали компетенцией, т.е. дела, которые разрешались иными  органами, и дела, по которым суды обладали компетенцией.

     Вторую  категорию дел можно было в свою очередь подразделить на три вида:

     1. Дела, по которым суды обладали  полной компетенцией

     2. Дела, по которым суды обладали  условной компетенцией,

     3. Дела, по которым у судов ограниченная  компетенция

     В настоящее время проблема подведомственности дел судам должна решаться с учетом общих конституционных норм, закрепленных в ст. 46 Конституции РФ, где записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» и «решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд».

     В 1990-1995 гг. принимались нормы, расширяющие  права граждан и организаций  на судебную защиту. Нормативные акты касались возможности судебной защиты прав, вытекающих из конституционных, административных, налоговых, земельных, трудовых, экологических и иных правоотношений.

     Суды  в порядке гражданского судопроизводства рассматривают все дела заинтересованных лиц о защите нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов. Например, суды рассматривают:

     1) дела по спорам, возникающим из  гражданских, земельных отношений,  отношений по охране окружающей  среды, если хотя бы одной  из сторон является гражданин,  кроме споров, возникающих в связи с осуществлением гражданами-предпринимателями предпринимательской деятельности, отнесенных к компетенции арбитражных судов;

     2) дела, возникающие из конституционно-правовых, административно-правовых, налоговых  и других отношений, основанных  на властном подчинении одной стороны другой, если ею является гражданин, кроме дел, возникающих в связи с осуществлением гражданами-предпринимателями предпринимательской деятельности, отнесенных к компетенции арбитражных судов;

     3) дела по спорам, возникающим из  семейных и трудовых отношений;

     4) дела об оспаривании гражданами (объединениями граждан) решений и действий (бездействий) государственных органов, государственных служащих, органов местного самоуправления и должностных лиц, нарушающих права и свободы человека

     5) дела по спорам общественных и религиозных организаций (объединений) с органами государственной власти и должностными лицами, а также по спорам этих организаций между собой и с другими организациями

     В заключении хочется отметить, что в тенденциях развития законодательства о подведомственности имеются трудности. Законодателем принимаются новые нормы и не отменяются другие - устаревшие, но регулирующие одни и те же общественные отношения. Новое регулирование вопросов подведомственности должно привести к большей определенности при выборе компетентного суда, что позволит уменьшить количество конфликтов юрисдикций, сделать более равномерной нагрузку на различные звенья судебной системы России, а главное - обеспечить единство судебной практики по одним и тем же категориям дел, коль скоро они будут разрешаться только одним видом судов. 
 

2. Последствия нарушения правил о подведомственности

     Подведомственность  является одним из важнейших процессуальных институтов, поскольку его неразработанность, а также несогласованность действующих норм о подведомственности приводят к тому, что не только граждане и юридические лица, но и работники суда и прокуратуры испытывают трудности при определении суда, полномочного рассматривать и разрешать конкретное дело.

     На  практике это порождает принятие дел к производству неполномочными судами или же, наоборот, компетентный суд отказывается рассматривать  дело, что приводит к нарушению  конституционного права на судебную защиту.

     Ошибка  истца заключается в неправильном определении истцом характера спора. В настоящее время после принятия Арбитражного процессуального кодекса РФ (2002 года) все споры экономического характера подведомственны арбитражным судам.

     В то же время, до недавнего времени  встречалось большое количество споров экономического характера, которые изначально рассматривались в судах общей юрисдикции, но в последствии, производство по которым было прекращено в связи с подведомственностью подобных дел арбитражному суду.

     Например, споры между участниками ООО о праве собственности на долю в уставном капитале ООО. Последствием несоблюдения правил подведомственности является прекращение судом производства по делу. Устранить данную проблему можно только путем подачи нового иска с соблюдением правил подведомственности. 

Информация о работе Тенденции развития законодательства