Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:58, реферат
Подведомственность является одним из важнейших процессуальных институтов, поскольку его неразработанность может привести к тому, что граждане и юридические лица, работники суда и прокуратуры испытывают трудности при определении суда, полномочного рассматривать и разрешать конкретное дело. На практике это порождает принятие дел к производству неполномочными судами или же, наоборот, компетентный суд отказывается рассматривать дело, что приводит к нарушению конституционного права на судебную защиту.
1.
Тенденции развития
законодательства, регулирующего
подведомственность
гражданских дел судам
Подведомственность является одним из важнейших процессуальных институтов, поскольку его неразработанность может привести к тому, что граждане и юридические лица, работники суда и прокуратуры испытывают трудности при определении суда, полномочного рассматривать и разрешать конкретное дело. На практике это порождает принятие дел к производству неполномочными судами или же, наоборот, компетентный суд отказывается рассматривать дело, что приводит к нарушению конституционного права на судебную защиту.
Нужно отметить, что понимание и значение института подведомственности в свете развития настоящего законодательства существенно отличается от его понимания и значения в прошлом.
С позиций прежнего законодательства все дела, нуждающиеся в разрешении, можно было подразделить на дела, по которым суды не обладали компетенцией, т.е. дела, которые разрешались иными органами, и дела, по которым суды обладали компетенцией.
Вторую категорию дел можно было в свою очередь подразделить на три вида:
1. Дела, по которым суды обладали полной компетенцией
2. Дела, по которым суды обладали условной компетенцией,
3.
Дела, по которым у судов
В настоящее время проблема подведомственности дел судам должна решаться с учетом общих конституционных норм, закрепленных в ст. 46 Конституции РФ, где записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» и «решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд».
В 1990-1995 гг. принимались нормы, расширяющие права граждан и организаций на судебную защиту. Нормативные акты касались возможности судебной защиты прав, вытекающих из конституционных, административных, налоговых, земельных, трудовых, экологических и иных правоотношений.
Суды в порядке гражданского судопроизводства рассматривают все дела заинтересованных лиц о защите нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов. Например, суды рассматривают:
1)
дела по спорам, возникающим из
гражданских, земельных
2)
дела, возникающие из конституционно-
3) дела по спорам, возникающим из семейных и трудовых отношений;
4) дела об оспаривании гражданами (объединениями граждан) решений и действий (бездействий) государственных органов, государственных служащих, органов местного самоуправления и должностных лиц, нарушающих права и свободы человека
5) дела по спорам общественных и религиозных организаций (объединений) с органами государственной власти и должностными лицами, а также по спорам этих организаций между собой и с другими организациями
В
заключении хочется отметить, что в тенденциях
развития законодательства о подведомственности
имеются трудности. Законодателем принимаются
новые нормы и не отменяются другие - устаревшие,
но регулирующие одни и те же общественные
отношения. Новое регулирование вопросов
подведомственности должно привести к
большей определенности при выборе компетентного
суда, что позволит уменьшить количество
конфликтов юрисдикций, сделать более
равномерной нагрузку на различные звенья
судебной системы России, а главное - обеспечить
единство судебной практики по одним и
тем же категориям дел, коль скоро они
будут разрешаться только одним видом
судов.
2. Последствия нарушения правил о подведомственности
Подведомственность
является одним из важнейших процессуальных
институтов, поскольку его
На практике это порождает принятие дел к производству неполномочными судами или же, наоборот, компетентный суд отказывается рассматривать дело, что приводит к нарушению конституционного права на судебную защиту.
Ошибка истца заключается в неправильном определении истцом характера спора. В настоящее время после принятия Арбитражного процессуального кодекса РФ (2002 года) все споры экономического характера подведомственны арбитражным судам.
В то же время, до недавнего времени встречалось большое количество споров экономического характера, которые изначально рассматривались в судах общей юрисдикции, но в последствии, производство по которым было прекращено в связи с подведомственностью подобных дел арбитражному суду.
Например,
споры между участниками ООО о праве
собственности на долю в уставном капитале
ООО. Последствием несоблюдения правил
подведомственности является прекращение
судом производства по делу. Устранить
данную проблему можно только путем подачи
нового иска с соблюдением правил подведомственности.